Одарёнными считают детей, у которых высокий уровень развития
способностей, позволяющий ему достигнуть особых успехов в определённых областях
деятельности.
Согласно социологическим данным, одарённые дети от общей популяции
составляют 20 - 30%. К «благополучным» из них относят всего лишь 5%, остальные
находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со
стороны своих ровесников. Одарённость может органично вписываться в
жизнедеятельность ребенка, а может породить множество сложных
социально-психологических противоречий. К сожалению, последний вариант более
распространён.
Проявления - симптоматика данного хода развития весьма разнообразна.
Главная её особенность состоит в том, что в своём поведении, обучении,
внутреннем психологическом состоянии, одарённый ребёнок приближается к ребёнку
дезадаптированному. Одарённые дети тяжело воспринимаются окружающими, и
нормальный для них процесс развития рассматривается как аномальная
неприспособленность к жизни в обществе.
Одарённость, как вид девиации, представляет собой отклоняющееся
поведение на базе гиперспособностей. Одно из первых мест среди негативных
факторов при этом отводят влиянию макросреды. Случаи, когда одарённый ребёнок
попадал в категорию «трудные дети» связаны, прежде всего, с неправильным
отношением к нему одноклассников, учителей и родителей. Нормальному развитию и
адаптации одарённых детей в обществе мешают также социально-психологические и
личностные трудности. Социально-психологические проблемы одарённых детей
проявляются очень часто в хорошо известных школьному психологу формах
дезадаптивного поведения, таких как, например, ассациальное и агрессивное.
Протест ребёнка против сложившейся к нему практики отношения сверстников и
взрослых, неудовлетворённость отношениями, длительное подавление его важных
потребностей — в активности, демонстрации своих возможностей, лидировании и др.
- могут принимать в поведении формы демонстративной асоциальности, защитной
агрессии. Такой ребёнок ведёт себя вызывающе, бурно и недоброжелательно
реагирует на действия и оценки окружающих, позволяет себе ненормативные, даже
выраженно асоциальные поступки: портит вещи, нецензурно бранится, дерётся и
т.д.
Достаточно часто в школьной практике можно встретить и противоположную
социально-психологическую реакцию одарённого ребёнка на ситуацию подавления его
естественных проявлений и потребностей: уход в себя, в мир своих фантазий и
грёз, апатичность, вялость, незаинтересованность в контактах. Депрессивное
поведение может принимать и демонстративные черты.
Одну из серьёзных причин таких
социально-психологических проявлений составляет длительная депривация
(подавление, неудовлетворение) со стороны ближайшего социального окружения
ребёнка, его важных психологических потребностей.
Другая причина социально-психологических
проблем - это несформированность у ребёнка средств общения. Одарённые дети чаще
других сталкиваются с ней. Истоки её часто лежат в дошкольном прошлом детей,
той особой щадящей среде, которую создали для них любящие родители.
Наконец, о некоторых личностных проблемах, возникающих у одарённых
детей. Одарённость - это слово не из детского сознания. Талантливый ребёнок
осознаёт скорее не свою одарённость, а свою отличность от других. Характер
личностных проблем такого ребёнка во многом определяется особенностями
формирующейся у него самооценки.
Личностные трудности одарённых детей ещё
больше осложняются в случаях формирования у них неадекватно заниженной
самооценки и своих возможностей, низкого ypoвня притязаний, критичности к себе,
неспособности реализовать свои потенциальные способности.
Учитывая всё перечисленное, выделим наиболее частые особенности дезадаптации
одарённых детей. Это: трудности в нахождении близких по духу друзей; проблемы участия в играх и
развлечениях сверстников;
проблемы конформности, т.е. старание подстроиться под других, казаться такими, как все, отказ от своей индивидуальности; очень ранний интерес к проблемам мироздания и судьбе; диссинхромия развития как причина потери мотивации к учёбе. Предупреждая негативные последствия феномена «одарённость», дезадаптацию одарённых детей в обществе целесообразно пользоваться чредой последовательных социально-педагогических действий, заключённых в систему.
проблемы конформности, т.е. старание подстроиться под других, казаться такими, как все, отказ от своей индивидуальности; очень ранний интерес к проблемам мироздания и судьбе; диссинхромия развития как причина потери мотивации к учёбе. Предупреждая негативные последствия феномена «одарённость», дезадаптацию одарённых детей в обществе целесообразно пользоваться чредой последовательных социально-педагогических действий, заключённых в систему.
Система создана на основе индивидуальных,
учебно-воспитательных планов работы с одарёнными детьми. Она содержит
оптимально выявленные технологии социально-педагогической деятельности, к
которым можно отнести; консультацию родителей и учителей по поводу организации
отдыха и рабочего места одарённого ребёнка, проведение социальным
педагогом-психологом беседы на тему «Нормальное восприятие детской
одарённости», наблюдение за родителями одарённого ребенка и за ним, организацию
проведения психологом психокоррекционной работы с самим ребёнком.
Комментариев нет:
Отправить комментарий