ИКТ,эл. ссылки

        В Министерстве общего и профессионального образования Свердловской области начала свою работу "горячая электронная линия"  по пресечению незаконного сбора средств с родителей (законных представителей) обучающихся общеобразовательных учреждений Свердловской области - hotline@minobraz.ru 
    Управление образованием МО город Ирбит
ФИО
Должность
Телефон
Лыжина Юлия Николаевна
Начальник Управления образованием    Муниципального образования город  Ирбит
3-73-98







                                             МКУ "Центр системы образования"
ФИО
Должность
Телефон
Гладкова Ольга Алексеевна
Директор МКУ « Центр системы  образования»
3-74-31
Дорохина Елена Викторовна
Главный бухгалтер МКУ « Центр системы  образования»
3-74-31
Ольшанченко Зинаида Терентьевна
Секретарь-документовед
3-73-98


623851, Свердловская область г.Ирбит, Советская ул., 100А
Телефон/Факс: (34355) 3-73-98

http://mail.up6um.ru  («Горячая линия»)
http://www.minobraz.ru/contacts/obrashhenija_grazhdan/   (МОСО, Управление по надзору и контролю в сфере образования)
http://www.obrnadzor.gov.ru/contacts/feedback/ (федеральная служба по надзору в сфере образования и науки)

http://svdeti.ru/index.php?option=com_ckforms&view=ckforms&id=2&Itemid=29 (Уполномоченный по правам ребенка)

Региональные образовательные сайты
Российский образовательный портал http://www.edu.ru/
Российская Академия образования  http://www.raop.ru/

Портал Министерства образования
  http://mon.gov.ru/
Федеральный государственный образовательный стандарт  http://www.standart.edu.ru/

Образовательные программы и проекты:
Сетевые образовательные сообщества Открытый класс http://www.openclass.ru
Сеть творческих учителей
http://it-n.ru/
Обучение для будущего
http://www.iteach.ru/
Российский детский Интернет Фестиваль
http://www.childfest.ru/
Летописи
http://www.letopisi.ru/


Федеральные образовательные порталы:
Сайт Информика www.informika.ru
Российское образование. Федеральный портал.
http://www.edu.ru/
Российский общеобразовательный портал
http://school.edu.ru/
Портал информационной поддержки Единого Государственного Экзамена
http://ege.edu.ru/
Естественно-научный образовательный портал
http://www.en.edu.ru/
Федеральный правовой портал "Юридическая Россия"
http://www.law.edu.ru/
Социально-гуманитарное и политологическое образование
http://www.humanities.edu.ru/
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
http://www.ict.edu.ru/
Образовательный портал "Русский язык"
http://ruslang.edu.ru/
Российский портал открытого образования
http://www.openet.edu.ru/
Федеральный портал "Здоровье и образование"
http://www.valeo.edu.ru/
Федеральный портал по научной и инновационной деятельности
http://sci-innov.ru/
Электронная библиотека учебников и методических материалов
 http://window.edu.ru/


Конструкторы сайтов
Okis.ru http://okis.ru/
narod.yandex.ru
http://narod.yandex.ru/
boom.mail.ru
http://boom.mail.ru/


Поисковые системы
http://www.google.com
http://www.rambler.ru
Электронный журнал
Электронный школьный журнал – лучший способ решения каждо-
дневных вопросов, связанных с учебным процессом, как для школ, так и для
родителей и учеников.
Рассмотрим базовые возможности классного электронного журнала,
которые позволяют определить его необходимость в учебном процессе.
Преимущества использования электронного журнала для школы
 Доступность журнала в любое время, в любом месте, где есть
Интернет.
 Удобный автоматизированный контроль за успеваемостью.
 Контроль над количеством и полнотой выставляемых оценок.
 Представление расчетных показателей (средней оценки, % успе-
вающих, СОУ и т.д.).
 Составление любых отчетов полностью автоматизировано (в т.ч.
посещаемость и причины пропусков).
 Инструменты для прямой связи между учителями и родителями
школьников.
 Домашнее задание и замечания попадают напрямую в электрон-
ный дневник ученика.
 Возможность снабжать д/з дополнительными электронными ма-
териалами (файлами).
 Централизованный способ оповещения – о мероприятиях, изме-
нении расписания, заменах и т.д.
 Возможность проводить опросы и тестирования, в том числе уда-
ленно (через Интернет).
 Помогает школе соответствовать требованиям по модернизации
ИКТ.
Мы реализовали все эти и многие другие возможности, и постарались,
чтобы работать в Электронном журнале было легко и удобно.
И самое главное – наша система позволяет добавлять в нее новый
функционал, необходимый именно для вас и вашей организации!
Поэтому, если в вашей практике используются особые формы отчетов
или ведется дополнительная статистика, мы готовы предоставить вам эти ин-
струменты.
Преимущества использования электронного журнала
для родителей
 Родители узнают об оценках в день их выставления.
 Немедленно информируются о прогулах своих детей.
 Контролируют ребенка с помощью электронного дневника, в ко-
тором указаны все оценки, пропуски, домашние задания, замечания.3
 Своевременно могут принять меры для исправления ситуации с
успеваемостью.
 Могут напрямую связаться с учителями по возникшим вопросам
через переписку.
 При желании будут получать уведомления через sms или элек-
тронную почту.
 Будут знать, какие темы уроков пропущены ребенком во время
болезни.
 Видят динамику успеваемости ребенка по изменениям средней
оценки.
 Смогут быть информированными в случае пропуска родитель-
ского собрания.
Электронный журнал для ученика
 Всегда видеть актуальное расписание занятий с учетом заплани-
рованных замен.
 Иметь в своем электронном дневнике домашнее задание, запи-
санное самим учителем.
 Следить за своей средней оценкой.
Кроме этого, мотивированность учеников возрастает, и они более от-
ветственно подходят к посещению занятий и непосредственно к учебе.
Грамотный контроль за успеваемостью помогает на ранних стадиях
выявить проблемы с усвоением каких-либо дисциплин и своевременно обра-
тить внимание родителей на эту ситуацию.

ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА ДЕТЕЙ


 Чем больше у ребенка психологических барьеров в повседневной реальной жизни, тем быстрее и глубже он погрузится в виртуальную реальность. Компьютеры стремительно внедрились в жизнь современного человека. Сегодня уже стало привычным видеть, что человек взаимодействует с компьютером постоянно – на работе, дома, в машине и даже в самолете. Постепенно компьютер становится неотъемлемой частью жизни не только взрослого, но и ребенка. Многие родители считают, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером у них на глазах, чем гуляет с дурной компанией. Тем самым ребенок получает свободный и неограниченный доступ к компьютеру.Вместе с появлением компьютеров появились и компьютерные игры, которые сразу нашли массу поклонников среди детей и взрослых. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет создавать очень реалистичные игры с хорошим графическим, цветовым и звуковым оформлением, что влечет за собой рост количества людей, фанатично увлекающихся компьютерными играми – геймеров (от английского «game» – игра).

Действительно, компьютерные игры стали представлять собой увлекательное занятие для многих дошкольников, школьников, студентов и взрослых. Дошкольников уже порой не интересуют обычные игрушки, как раньше, они стремятся быстрей попасть домой, потому что там их ждет заветная игра. Школьники прогуливают занятия только из-за того, что всю ночь провели у экрана и не успели подготовиться к урокам, которые становятся менее важными, чем пройденный уровень игры. А на переменах в школе сейчас одной из наиболее актуальных тем становится тема компьютерных игр и количество очков за них.

Что лежит в основе увлеченности компьютерными играми. 

Исследователи считают, что потребность в игре как таковой, свойственна человеку на протяжении всей его жизни. В процессе игры удовлетворяется неосознаваемая познавательная потребность, вследствие чего ребенок получает удовольствие. Определенное место в ряду компьютерных игр занимают неролевые логические и обучающие игры. Детское восприятие устроено таким образом, что для запоминания и усвоения информации нужны ассоциации, игра. Если использовать компьютерные игры в разумных пределах (не более 1 часа в сутки с перерывами через 15-20 минут для ребенка 6-9 лет) и не в ущерб другим сторонам жизни ребенка, то они могут принести положительный результат: научат детей счету, иностранному алфавиту, усилят концентрацию внимания, улучшат мыслительные операции, процессы принятия решения, будут способствовать формированию художественного воображения, помогут развить быстроту реакции.

Вместе с тем, ребенок, который всем остальным развлечениям и увлечениям предпочитает лишь компьютерные игры, пусть даже и развивающие, подвергается риску возникновения многих серьезных проблем. Проведенные исследования доказали, что если ребенок младше 10 лет пристрастился к компьютеру, то это может замедлить его развитие, как физическое, так и психическое. Просиживая за любимой компьютерной игрушкой, такой ребенок начинает вести не свойственный этому возрасту образ жизни, исключающий необходимую двигательную активность, развитие широкого спектра эмоциональных реакций, познание окружающего мира, формирование коммуникативных навыков в общении и в обычных детских играх со сверстниками. Психологи считают, что до 10-11 лет для развития детей гораздо более полезно заниматься спортом, подвижными играми (боулинг, футбол, волейбол), музыкой, рисованием, ходить в походы, кататься на роликах, коньках, лыжах, велосипеде. Надо также иметь в виду, что детям трудно соблюдать «меру» в игре, т.к. процессы саморегуляции у них еще недостаточно сформированы, а значит им трудно ограничивать время игры на компьютере, вовремя делать перерывы, следить за режимом питания.

Многие электронные игры подразумевают не только решение логических задач, но и определенную эмоциональную нагрузку, которая, по сути дела и лежит в основе большинства случаев патологической привязанности к играм. Электронные игры значительно отличаются по жанру и содержанию. Наименее опасны так называемые аркадные игры, с простой графикой и звуком. За этими играми, как правило, «убивают время», они не могут вызвать длительной привязанности. Другое дело – ролевые игры, во время которых игрок «перевоплощается» в управляемого им героя и с головой погружается в его мир. В таких играх ощущение реальности может быть очень велико и надолго удерживать внимание играющего.

Наибольшую опасность представляют «стрелялки», которые характеризуются весьма примитивным сюжетом, основанном на насилии. Такие игры могут отрицательно сказаться на психике ребенка и стать причиной его чрезмерной агрессивности.
Анализируя проблему увлеченности компьютером, исследователи обращают особое внимание на то, что дети порой настолько вживаются в компьютерную игру, что в виртуальном (вымышленном) мире игры им становится гораздо интереснее, чем в реальной жизни. В этом мире существуют интересные задачи, невыполнение которых не приводит к каким-либо отрицательным последствиям: к плохим отметкам, к порицанию со стороны родителей, к разочарованию в себе и т.д. Больше того, сделанная ошибка может быть исправлена путем многоразового повторного прохождения того или иного момента игры.

Факторы, способствующие привыканию ребенка к компьютерной игре:

- наличие собственного мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;
- отсутствие ответственности;
- реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира;
- возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток;
- возможность самостоятельно принимать любые (в рамках игры) решения, вне зависимости от того, к чему они могут привести.

По данным российских психологов от 10 до 14% людей, играющих в компьютерные игры, обретают патологическую зависимость от них. Особенно подвержены этому подростки. Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 90-х годах прошлого века. Она характеризуется навязчивым стремлением уйти от повседневных забот и проблем в виртуальную реальность, улучшив тем самым свое эмоциональное самочувствие. Специалисты относят подобный вид зависимости к тяжелым эмоциональным расстройствам, специфической эмоциональной «наркомании».

Стадии психологической зависимости от компьютерных игр.

Стадия легкой увлеченности. 
После того, как ребенок один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает «чувствовать вкус», ему начинает нравиться компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Компьютер позволяет ребенку с довольно большой приближенностью к реальности осуществить свои мечты. Например, мечтая быть сильным, супергероем, ребенок получает такую возможность в игре, преследуя и побеждая других. Таким образом, начинает реализовываться неосознаваемая потребность в принятии роли компьютерного персонажа. Ребенок начинает играть, уже не случайным образом очутившись за компьютером, стремление к игровой деятельности принимает некоторую целенаправленность. Однако специфика этой стадии в том, что игра в компьютерные игры носит скорее ситуационный, нежели систематический характер. Устойчивая, постоянная потребность в игре на этой стадии не сформирована, игра еще не является значимой ценностью.
Стадия увлеченности.
Фактором, свидетельствующим о переходе ребенка на эту стадию формирования зависимости, является появление в иерархии потребностей новой потребности — игра в компьютерные игры.
Игра на этом этапе принимает систематический характер. Если подросток не имеет постоянного доступа к компьютеру, т.е. удовлетворение потребности тормозится какими-либо обстоятельствами, возможны достаточно активные действия по устранению этих обстоятельств.
Стадия зависимости.
Эта стадия характеризуется изменение самооценки и самосознания. Игра полностью вытесняет реальный мир. Зависимость может оформляться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной. Социализированная форма игровой зависимости отличается поддержанием социальных контактов с социумом (хотя и в основном с такими же игровыми фанатами). Такие дети очень любят играть совместно, играть с помощью компьютерной сети друг с другом. Игровая мотивация в основном носит соревновательный характер. Эта форма зависимости менее пагубна в своем влиянии на психику ребенка, чем индивидуализированная форма. Дети не отрываются от внешнего окружения, не уходят «в себя»; социальное окружение, хотя и состоящее из таких же фанатов, все же, как правило, не дает человеку полностью оторваться от реальности, «уйти» в виртуальный мир и довести себя до психических и соматических нарушений.
Стадия привязанности. 
Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Человек «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Это самая длительная из всех стадий — она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности. Компьютерные игры имеют небольшую историю, однако, случаев полного угасания зависимости – единицы. Человек может остановиться в формировании зависимости на одной из предыдущих стадий, тогда зависимость угасает быстрее.

В настоящее время выделяются два основных психологических механизма образования зависимости от ролевых компьютерных игр: потребность в уходе от реальности и в принятии роли другого. Они всегда работают одновременно, но один из них может превосходить другой по силе влияния на формирование зависимости. Оба механизма основаны на процессе компенсации негативных жизненных переживаний, а, следовательно, есть основания предположить, что они не будут работать, если человек полностью удовлетворен своей жизнью, не имеет хронических психологических проблем и считает свою жизнь счастливой и продуктивной. Однако таких людей очень немного, поэтому большинство людей можно считать потенциально предрасположенными к формированию психологической зависимости от ролевых компьютерных игр.

Еще более усиливают детскую компьютерную зависимость глобальные сети, где ребенок играет уже не с компьютером, а с миллионами живых людей, которых он не идентифицирует за печатными текстами. Сеть тоже представляет собой сублимат ролевых игр. Здесь «играющий» придумывает своего персонажа, т.е. самого себя, выдавая себя придуманного тысячам собеседников за себя реального.

«Играющий» действует уже не по законам, описанным программистами и дизайнерами, а по правилам, придуманным им самим. Осознание бесконечности сетевого пространства, безнаказанности и огромного количества участников процесса постоянно подталкивает ребенка, подростка создавать и описывать собственные правила поведения, принимать решения, которые в целом не имеют отношения к реальной жизни.

Признаки компьютерной зависимости:



- когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, ребенок демонстрирует острый эмоциональный протест;
- ребенок раздражается при вынужденном отвлечении;
-ребенок не может спланировать окончание игры на компьютере;
-ребенок постоянно просит деньги для обновления программного обеспечения компьютера и приобретения новых игр;
- ребенок забывает о домашних делах и приготовлении уроков;
- у ребенка сбивается режим дня, режим питания и сна, он перестает заботиться о собственном здоровье;
- чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, ребенок начинает злоупотреблять кофе и другими энергетическими напитками;
- прием пищи происходит без отрыва от игры на компьютере;
- ощущение эмоционального подъема во время игры на компьютере;
- ограничение общения постоянным обсуждением компьютерной тематики с окружающими;
- нетерпение, предвкушение и продумывание заранее своего возвращения к компьютеру.

Появление подобных признаков может сопровождаться нарушениями в работе желудочно-кишечного тракта, болевыми ощущениями в области позвоночника, лопаток, запястий рук. Кроме того, регулярное раздражение глазных яблок может способствовать появлению головных болей и проблем со зрением. Нередко развивается бессонница и нервное истощение.

Факты, которые должны насторожить родителей.

- ребенок начал есть, пить, учить уроки, не отходя от компьютера;
- ребенок начал проводить ночи за компьютером;
- ребенок начал прогуливать школу для того, чтобы поиграть за компьютером;
- как только ребенок возвращается домой, то сразу направляется к компьютеру;
- ребенок забывает поесть, почистить зубы, причесаться, переодеться (чего раньше не замечалось);
- ребенок находится в раздраженном, агрессивном состоянии, не знает, чем заняться, если компьютер сломался;
- ребенок шантажирует, угрожает, если ему запрещают играть на компьютере.

Как предотвратить развитие компьютерной зависимости у детей.

Важное влияние на личность ребенка оказывает стиль воспитания, который преобладает в семье. В настоящее время ученые выделяют четыре типа семей, провоцирующих развитие зависимости у детей и подростков:

1) травмирующая семья, в которой ребенок отождествляется либо с агрессором, либо является жертвой, что сопровождается чувствами стыда и беспомощности, от которых он впоследствии избавляется с помощь какого-либо объекта зависимости, будь то алкоголь, наркотики или компьютер;

2) навязчивая семья, возлагающая собственные грандиозные ожидания на ребенка и, таким образом, формируя у него сильное эмоциональное напряжение, связанное со страхом не оправдать родительские ожидания;

3) лживая семья, в которой ребенок утрачивает чувство реальности и собственной личности, испытывает стыд, отчуждение и деперсонализацию;

4) непоследовательная семья, когда родительские правила различаются и меняются на ходу, создавая у ребенка сильный эмоциональный дискомфорт.

Исследования психологов показали, что в семьях детей и подростков, страдающих компьютерной зависимостью, чаще используются негармоничные стили воспитания. В этих семьях преобладает хаотический уровень адаптации. Это означает, что члены семьи в проблемных или конфликтных ситуациях не способны конструктивно решать возникающие проблемы. Все члены семьи дистанцированы друг от друга. Так, например, у каждого из них свои интересы, которые не согласуются с интересами других членов семьи, поэтому им трудно принимать совместные решения. Кроме того, для них характерна неэффективная коммуникация, которая может проявляться в неадекватном взаимном восприятии членами семьи друг друга и собственной семьи в целом, в наличии множества «закрытых» для обсуждения тем и т.д. Все это приводит к формированию коммуникативных и личностных проблем у ребенка, иллюзорное решение которых становится возможным, в частности, в условиях виртуальной реальности, т.е. повышает риск развития компьютерной зависимости. У родителей из этих семей была обнаружена также высокая степень семейной тревоги, выражающаяся в семейной напряженности. Это означает, что выполнение семейных обязанностей является для них непосильной задачей. При таком положении дел в семье ослабляются эмоциональные контакты между членами семьи, возникает недоверие друг к другу, что приводит к развитию неблагоприятной эмоциональной атмосферы в семье.

Интересно, что дети в этих семьях оценивали поведение родителей как непоследовательное, враждебное и директивное, что характеризует авторитарный, противоречивый и эмоционально отвергающий стиль воспитания. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим. При противоречивом стиле воспитания не удовлетворяется одна из важных базовых потребностей личности – потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже социальную дезадаптацию.

В противовес этому специалистами было установлено, что наилучшие взаимоотношения детей и подростков с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания.

Демократический стиль (в терминологии других авторов – «авторитетный», «сотрудничество») характеризуется тем, что родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Дети включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует ответственное социальное поведение.

Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально:

- родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение с подростком;
- власть используется лишь в меру необходимости;
- в ребенке ценится как послушание, так и независимость;
- родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым;
- он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.

Кроме того, эмоциональные отношения в семье играют важную интегрирующую роль, благодаря которой члены семьи ощущают себя единой общностью и чувствуют теплоту и поддержку друг друга.

Несколько рекомендаций родителям.

1. Стройте отношения в семье на принципах честности и умении признавать ошибки.

2. Не оскорбляйте ребенка и его круг общения.

3. Будьте другом и помощником своему ребенку.

4. Сделайте так, чтобы ребенок мог вам довериться всегда и при любых обстоятельствах.

5. Не бойтесь показывать свои чувства ребенку, если вы расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе.

6. Если вдруг возник конфликт, который выражен в приказном тоне с вашей стороны о прекращении работы за компьютером, то не следует торговаться с ребенком, надо четко заявить о своей позиции и объяснить её.

7. Всегда нужно оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно придерживаться этих рамок. Количество времени нужно выбирать, исходя из возрастных особенностей ребенка. Например, до 5 лет не рекомендуется ребенка допускать до компьютера, стоит поощрять его познание мира без посредничества электроники. С 6 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером (15-20 мин. в день). Для подростка 10-12 лет желательно не более 2 часов в день и не подряд, а по 15-20 минут с перерывами.

8. Категорически запрещается играть в компьютерные игры перед сном.

9. Необходимо прививать ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям, чтобы он чувствовал радость от этого.

10. Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими.

11. Следует проводить обсуждение игр вместе с ребенком, выбирать развивающие игры.

12. Не ограждать ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить.
источник

Использовалась информация с сайта http://nsc.1september.ru 


Гигиенические требования к использованию персональных компьютеров (ПК) в начальной школе
     В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы") для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. 
     Площадь на одно рабочее место с компьютером должна быть не менее 6 кв.м.


     Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочее место. Компьютер лучше расположить так, чтобы свет на экран падал слева.    Несмотря но то, что экран светится, занятия должны проходить не в темном, а в хорошо освещенном помещении.
      Размер учебной мебели (стол и стул) должен соответствовать росту ребенка. Убедиться в этом можно следующим образом: ноги и спина (а еще лучше и предплечья) имеют опору, а линия взора приходится примерно на центр монитора или немного выше.
     Освещенность поверхности стола или клавиатуры должна быть не менее 300 лк, а экрана не более 200 лк.
     Для уменьшения зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения.
     При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне.
     Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см.    Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, ток как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.
     Оптимальные параметры микроклимата в дисплейных классах следующие: температура - 19-21 °С, относительная влажность - 55-62%.
     Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования, которые должны соблюдаться не только в школе, но и дома.
     Для профилактики зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать следующие рекомендации:
     • Оптимальная продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся 1-4 классов должна быть не более 15 минут.
     • С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме.
     Примерный комплекс упражнений для глаз:
1.      Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 -6. Повторить 4-5 раз.
2.       Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 -6. Повторить 4-5 раз.
3.       Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
4.       Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдоль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 -6. Повторить 4-5 раз.
5.       Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки.    Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.
6.       Несомненно, что утомление во многом зависит от характера компьютерных занятий. Наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные, главным образом, на быстроту реакции. Поэтому не следует отводить для проведения такого рода игр время всего занятия. Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Поэтому для учащихся этого возраста допускается проведение компьютерных игр только в конце занятия длительностью не более 10 минут.


ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ:
Стандарты второго поколения и работа учителя с ИКТ
Согласно Стандартам второго поколения, информационно-коммуникативными технологиями должен владеть каждый ученик начальной школы. В частности, ребёнок должен грамотно использовать цифровые технологии, электронные средства коммуникации для получения информации, её интерпретации, оценки, а также для производства информации и её трансляции.

В этой связи актуальны вопросы формирования у школьников универсальных учебных действий (УУД), касающихся информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Значительное внимание в требованиях к результатам, а также к условиям реализации образовательной программы предъявляется к умениям создания и использования средств ИКТ при условии организации свободного доступа участников образовательного процесса к ресурсам школы и Интернета.

Наиболее подходящим, на наш взгляд, вариантом является сетевое взаимодействие с учителями начальных классов.

В качестве ресурса для создания личных блогов учителей используется социальный сервис http://blogger.com, что не исключает возможности использования любых других площадок для ведения блогов.

                 Знание терминов, представленных здесь, существенно облегчит Вам работу 
АВТОРИЗАЦИЯ             – предоставление пользователю электронного ресурса прав на выполнение определённых действий.
АНКЕТИРОВАНИЕ       – метод сбора первичного материала в социологических, педагогических, психологических и других исследованиях с помощью анкеты.
БЛОГ                                – веб-сайт, структура которого задана разделами, основным содержимым являются регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа; манипулировать содержанием блога позволяют гаджеты.
ВЕБ-САЙТ                       – совокупность электронных документов в компьютерной сети, объединённая общим адресом.
ВИДЖЕТ                          – часть графического интерфейса, позволяющая выполнять ограниченный набор действий.
ГАДЖЕТ                          – устройство или программа, работающая в рамках более сложных устройств и программ для выполнения узкого круга задач.
ГРАФИЧЕСКИЙ ИНТЕРФЕЙС   – совокупность технических и программных средств для взаимодействия пользователя с компьютером, основанная на представлении пользователю системных объектов и функций в виде графических элементов экрана (окон, значков, меню, кнопок, списков и т. п.).
ИНТЕРАКТИВНЫЙ ЛИСТ           – электронный рабочий лист с небольшим набором виджетов для работы с информацией (текстовой, графической и т.д.).
ИНТЕРАКТИВНЫЙ РЕЖИМ       – форма работы, основанная на диалоге между участниками какой-либо деятельности (в том числе в рамках онлайн-режима).
ИНТЕРНЕТ                      – всемирная система объединённых компьютерных сетей.
ЛОГИН                             – уникальное название всей группы персональных данных пользователя на сайте; логин и пароль, полученные в ходе регистрации, являются «ключами» доступа к сайту.
ОНЛАЙН-РЕЖИМ         – режим работы пользователя при подключении его компьютера к сети Интернет.
РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ        – заключение соглашения между веб-сайтом и пользователем, в ходе которого пользователю присваиваются логин и пароль для входа в систему.
ССЫЛКА (URL-ССЫЛКА)           – URL — это стандартизированный способ записи адреса электронного ресурса (например, веб-сайта) в сети Интернет.
ФОРУМ                            – класс веб-приложений для организации общения посетителей веб-сайта строго на заданные темы.
ЧАТ                                   – средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени.
ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА  – инструмент по рассылке и получению электронных почтовых сообщений по компьютерной сети.

ВОЗМОЖНОСТИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ УЧИТЕЛЬСКИМ БЛОГОМ…
ЧИТАТЕЛЯМ БЛОГА (УЧАЩИМСЯ, ИХ РОДИТЕЛЯМ, КОЛЛЕГАМ)   АВТОРУ БЛОГА (УЧИТЕЛЮ)

 Читатель блога может получить рекомендации педагога по изучению тех или иных тем;

 читатель блога может принять участие в обсуждении учебных, художественных текстов;

 читатель блога может посмотреть учебные видеофильмы с лекциями или экранизациями, видео-уроками (размещёнными учителем в блоге);

 публикации опросников, онлайн-тестов, встроенных календарей, разнообразных слайд-шоу;

 репортажей о событиях в классе или на уроке;

 "послесловий" к собственным урокам – в качестве рефлексий;

 обмена полезными ссылками на ресурсы Интернета;

 обмена знаниями в области ИКТ (как пример, обмен презентациями, созданными самими учителями);

 обмена гаджетами с различными функциями (например, "Лента исторических событий", интерактивная таблица Менделеева, онлайн-калькулятор, строящий графики функций и т.д.)
 полезных советов родителям, интересующихся образованием своих детей…
 делая записи в блоге, мы совершенствуем свою письменную речь;

 интересуясь новостями учительского интернет-сообщества, мы расширяем свой кругозор;

 цитируя других учителей-блогеров, мы учимся лучшему, что есть у них;

 поддерживая (читая и комментируя) блоги коллег, мы способствуем созданию профессионального сетевого учительского сообщества;

 мы привыкаем действовать сообща и сверять свои действия с нормами профессионального сообщества;
 используя новые веб-инструменты, мы непрерывно совершенствуем свои ИКТ-навыки.

◊ Учительский блог может быть создан как одним педагогом (например, классным руководителем) или педагогическим коллективом (например, группой учителей-предметников на базе одной или нескольких школ).

◊  При создании учительского блога стоит учитывать такие параметры, как его назначение и целевая аудитория.
Они определяют структуру блога, характер размещаемых материалов.

◊  Качество учительского блога определяется следующими показателями:

  соответствие содержания блога основным положениям реализации ФГОС;

  актуальность и значимость содержания для всех участников образовательного процесса –  посетителей блога;

  стиль, грамотность и ясность изложения материала;

  оперативность и регулярность публикаций сообщений;

  глубина и обоснованность рефлексивных отчетов;

  корректность в использовании источников;

  посещаемость, комментируемость;

  культура сетевого взаимодействия авторов блога, в том числе оперативность реакции на  комментарии посетителей;

  технологичность блога (разнообразие используемых мультимедийных объектов);

  сбалансированность применения инструментов дизайна и редактирования для удобства  чтения постов.

NB! Как правило, в учительском блоге открыто заявлена его цель. Это ориентирует читателя на восприятие информации, формирует его ожидания.


Создание блога класса начальной школы


Блог (англ. Ыод, от web log - интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник) -веб-сайт, основной контент которого - регулярно добавляемые записи (посты), содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов харак­терны недлинные записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия бло­га от традиционного дневника обусловливаются интернет-средой; блоги обычно публичны и пред­полагают сторонних читателей, которые могут вступить в открытую полемику с автором (в ком­ментариях к блогозаписи или своих блогах).

Способность общаться и проявлять себя в интернет-среде является важной состав­ляющей грамотности в XXI в. Конечно, и в образовании (как процессе передачи знаний) сетевая коммуникация играет боль­шую роль.
Учителя все увереннее осваивают новые веб-инструменты, становятся разработчи­ками собственного образовательного со­держания и приводят за собой в Интернет своих учеников (речь идет именно о вхож­дении школьников в "образовательный Интернет", который становится все более открытым и многообразным). Если несколько лет  назад учителя обращались к Интернету преимущественно с целью поиска материалов: готовых сцена­риев уроков, тестов и презентаций, то теперь посредством Интернета они осуществляют профессиональную деятельность: открывают и пополняют собственные ресурсы в сети, общаются в профессиональных виртуальных сообществах, обмениваются на форумах и блогах идеями и материалами, создают сетевые проекты, организуют дистанционные мастер-классы.
Рассмотрим одно из направлений сетевого взаимодействия* с обучающи­мися - общение в блогосфере, создание блога класса.
Так зачем же современному педагогу нужен блог? Блогом можно восполь­зоваться по-разному. Можно опубликовать в нем дополнительные задачи для продвинутых учеников, и они получат возможность обучения с опережением. А можно, наоборот, - задания для отстающих ребят, чтобы стимулировать их интерес к предмету.
Прежде чем приступить к созданию блога класса, необходимо выяснить, у кого из обучающихся есть Интернет. Хорошо, если хотя бы у половины класса имеется возможность выхода в сеть. Нужно также проинформировать роди­телей обучающихся о создании блога, сообщить им цели и задачи работы с новым коммуникационным инструментом, попросить их обеспечить детей доступом к посещению информационного ресурса.
Целью создания блога класса начальной школы может стать организация информационного сопровождения образовательного процесса.
Задачи:
 формирование информационно-коммуникационной компетенции обу­чающихся;
 осуществление взаимодействия с родителями обучающихся;
 информационное сопровождение образовательного процесса (размеще­ние домашних заданий, напоминаний, критериев оценивания работ и т. д.);
 организация внеклассной работы по предметам;
 осуществление мониторинга учебной и воспитательной работы с обучаю­щимися (анкетирование, опросы, тестирование);
 публикация творческих работ обучающихся;
 создание летописи класса;
 формирование у детей культурного и безопасного поведения в сети.
Блог имеет ряд отличий от статичного сайта класса в начальной школе (таблица). Блог позволяет включить обучающихся в работу в Интернете, орга­низовать их общение, обсуждение идей друг друга.
Отличия блога от сайта

Сайт
Блог
Монолог  учителя с обучающимися
Диалог учителя с обучающимися
Управление действиями детей, констатация фактов
Сотрудничество с обучающимися
Учитель размещает ту информацию, которую считает нужной
Информация размещается в блоге, может меняться в зависимости от потребностей детей, их запросов
Дети не вовлечены в творческий процесс работы в Интернете
Дети работают в учебном сообществе в тесном контакте друг с другом и в сотворчестве

Структуру блога класса необходимо формировать в зависимости от потреб­ностей, учебных целей и задач образовательного процесса, возраста детей.
Сообщения блога класса могут содержать дополнительный материал к уро­кам, например видеофрагменты и аудиозаписи. В блоге обучающиеся могут пройти тестирование по изученной теме. Тесты можно создать с помощью сер­виса "гугл-формы" (www.google.com/google-d-s/intl/ru/forms). Данные тесты позволяют учителям отследить результаты изучения темы, а детям - увидеть результаты тестирования с помощью специальных настроек формы.
Сообщения в блоге класса могут носить и информационный характер. Здесь можно проинформировать обучающихся и их ро­дителей о разнообразных конкурсах и ре­зультатах участия в них, о событиях школь­ной жизни класса.
Родители и обучающиеся получают воз­можность более подробно познакомиться с положениями о конкурсах, посмотреть задания предыдущих лет, оценить свои возможности, потренироваться. Как пока­зывает опыт, с созданием блога класса по­вышается активность участия детей в раз­нообразных конкурсах, интерес к процессу обучения.

Отдельно в блоге класса можно разместить список "полезных ссылок" для детей и родителей.
Примерный список полезных ссылок для детей и родителей:
 "Веселые обучалки и развивалки": www.kindergenii.ru;
 "Грамота.ру": www.gramota.ru;
-  "Почемучка. Детские вопросы": www.pochemuchca.ru;
 "Солнышко. Детский портал": www.solnet.ee;
 'Толковый словарь": www.slovorus.ru;
 "Детские электронные презентации и  клипы": www.viki.rdf.ru/list-all-presentations;
 "Сайт для детей и родителей, интересующихся русским языком": wwwrussisch-fuer-kinder.de;
 "Игротека. Бесплатные развивающие флэш-игры": www.diagora.ru;
 "Изучаем Андерсена в школе": www.bibnout.ru/andersen/p232aa1.html;
 "Головоломки для детей и взрослых, с решениями и ответами": wwwpotehechas.ru;
 "Мурзилка": www.murzilka.org;
 "Оригами-до": www.origami-do.net;
 "PUZIRKI. Детский сайт: прекрасный маленький мирок": wwwchertyakaru;
 "Сказочные викторины": www.skazvikt.ucoz.ru;
-  "Страна мастеров. Творчество для детей и взрослых": www.stranamasterov.ru;
• "Умные игры для умных детей, родителей, учителей": www.logozavr.ru.
Подборка этих ссылок позволяет обучающимся искать нужную информа­цию, не выходя за пределы блога, помогает формировать их информационную компетентность и культуру безопасного поведения в Интернете.
Работая в блоге класса, ребята учатся использовать клавиатуру и мышь, рисовать в графическом редакторе Paint. С помощью различных инструкций (текстовых и видео) дети могут даже создать свой аккаунт в Google.
Это предоставляет возможность остав­лять комментарии к сообщениям, участво­вать в дискуссиях, что, несомненно, фор­мирует коммуникативную компетентность обучающихся. В дискуссиях могут участво­вать и другие участники образовательного процесса: родители, коллеги.
     Использование  различных "гаджетов" (электронных приложений) в блоге помога­ет разместить больший объем информации на ограниченном виртуальном пространстве: расписание уроков, мини-чат, информацию о точном времени, о погоде, гостевую книгу, опросы.
Остановимся на основных моментах приобщения детей к участию в блоге класса. Начать совместную работу с обучающимися в блоге можно после под­робного консультирования об особенностях такой работы в ходе специально­го урока, на котором можно подробно объяснить детям:
  что такое блог и зачем он нужен;
  основные правила поведения, сетевого этикета и безопасности в Интернете;
  как оставить свой комментарий в блоге;
  как написать свой пост.
В приложении представлены основные правила сетевого этикета и безопасности в Интернете для обучающихся начальных классов.
Надо объяснить детям, что, прежде чем написать какой-либо комментарий, необхо­димо хорошо подумать, ведь его потом смо­гут прочитать не только одноклассники, но и родители, учитель. Также дети должны пом­нить, что за каждым аватаром стоит человек со своими мыслями и чувствами. Детям также нужно объяснить, чем отличается частное комментирование от учебного. Учебный комментарий должен обязательно быть связан с учеб­ным содержанием урока. Обсудите с детьми какой-либо блог, комментарии, оставленные в нем, подумайте, какие еще комментарии можно было бы оста­вить, придумайте вместе список фраз, с которых можно начать комментирова­ние. Помимо этого следует ознакомить детей с особенностями форматирова­ния текста, с тем, как можно напечатать текст, вставить ссылки, оформить выделения и списки.
Преимущества создания блога класса:
  обучающиеся получают больше информации по изучаемым темам;
  повышается интерес к процессу обучения, т. к. новизна технологий явля­ется одним из мотивирующих факторов в обучении;
 блог выводит выполняемые задания за рамки учебного процесса и взаимо­отношений "учитель - ученик" позво­ляя всем желающим оценить и проком­ментировать работы детей;
 блог обеспечивает возможность инди­видуализации содержания обучения.
Современные исследования в области педагогики доказали важность социального взаимодействия в процессе обучения. В об­разовательной практике блоги получают все большее распространение. Блоги можно использовать в преподавании любой учеб­ной дисциплины обучающимся любого возраста, умеющим читать и писать. Блоги служат средством организации процесса обучения и общения всех участников образовательного процесса.
Приложение
       Основные правила сетевого этикета и безопасности в Интернете для обучающихся начальных классов*
1.    Никогда не размещайте в Интернете следующую информацию о себе: адрес, фамилию, номер телеефона, адрес электронной почты, описания внешности и фотографии, подробную информацию, е вас можно найти в определенный день и час.
2.    Никогда никому не сообщайте, кроме родителей и учителей, свои логины и пароли. Не входи на сайты под чужим аккаунтом.
3.  Думайте, прежде чем что-то написать. Проверьте, подходит ли написанное вами для размещения в Интернете.
4.       Всегда пишите правду в постах и комментариях.
5.  Будьте осторожны, получая письма от людей, которые пытаются узнать информацию о вас или пытаются назначить тайную встречу. Немедленно сообщите об этом родителям или учителю.
6.  Сеть - не частная территория. Никогда не пишите в блоге или по электронной почте того, что не могли бы написать на классной доске или в школьной газете. Вы не должны волноваться за написанное в Интернете, и вам не будет стыдно, если ваша бабушка или учитель прочтут ваш текст.
7.  Текст, набранный заглавными буквами, воспринимается как "КРИК". Не будьте агрессивны, е сквернословьте.
8.  Никогда не используйте компьютер, чтобы нанести вред другому человеку. Никогда не читай- чужие файлы. Не используйте компьютер для воровства.
9.  Если вы в чем-то не уверены, не бойтесь обратиться за помощью к родителям, учителю или другим знакомым взрослым за советом.
10.Никогда не критикуйте никого публично, не грубите.
Список основных бесплатных сервисов для создания блогов:
 блог-платформа от поисковой системы Google www.blogger.com;
 блог-платформа от поисковой системы Яндекс www.my.ya.ru;


2.1.4. Информационно-коммуникационные технологии — инструментарий универсальных учебных действий. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании универсальных учебных действий наряду с традиционными методиками целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно-образовательной среды. Ориентировка младших школьников в информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования. Поэтому программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования содержит раздел, который определяет необходимые для этого элементы ИКТ-компетентности.
Одновременно ИКТ могут (и должны) широко применяться при оценке сформированности универсальных учебных действий. Для их формирования исключительную важность имеет использование информационно-образовательной среды, в которой планируют и фиксируют свою деятельность и результаты учителя и обучающиеся.
В ИКТ-компетентности выделяется учебная ИКТ-компетентность как способность решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями младшего школьника. Решение задачи формирования ИКТ-компетентности должно проходить не только на занятиях по отдельным учебным предметам (где формируется предметная ИКТ-компетентность), но и в рамках надпредметной программы по формированию универсальных учебных действий.
При освоении личностных действий формируются:
• критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
• уважение к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей;
• основы правовой культуры в области использования информации.
При освоении регулятивных универсальных учебных действий обеспечиваются:
• оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде;
• использование результатов действия, размещённых в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия;
• создание цифрового портфолио учебных достижений обучающегося.
При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:
• поиск информации;
• фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств;
• структурирование информации, её организация и представление в виде диаграмм, картосхем, линий времени и пр.;
• создание простых гипермедиасообщений;
• построение простейших моделей объектов и процессов.
ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Для этого используются:
• обмен гипермедиасообщениями;
• выступление с аудиовизуальной поддержкой;
• фиксация хода коллективной/личной коммуникации;
общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог).
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся происходит в рамках системно-деятельностного подхода, в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана. Вынесение формирования ИКТ-компетентности в программу формирования универсальных учебных действий позволяет образовательному учреждению и учителю формировать соответствующие позиции планируемых результатов, помогает с учётом специфики каждого учебного предмета избежать дублирования при освоении разных умений, осуществлять интеграцию и синхронизацию содержания различных учебных курсов. Освоение умений работать с информацией и использовать инструменты ИКТ также может входить в содержание факультативных курсов, кружков, внеклассной деятельности школьников.
Целенаправленная работа по формированию ИКТ-компетентности может включать следующие этапы (разделы).
Знакомство со средствами ИКТ. Использование эргономичных и безопасных для здоровья приёмов работы со средствами ИКТ. Выполнение компенсирующих упражнений. Организация системы файлов и папок, запоминание изменений в файле, именование файлов и папок. Распечатка файла.
Запись, фиксация информации. Ввод информации в компьютер с фото- и видеокамеры. Сканирование изображений и текстов. Запись (сохранение) вводимой информации. Распознавание текста, введённого как изображение. Учёт ограничений в объёме записываемой информации, использование сменных носителей (флеш-карт).
Создание текстов с помощью компьютера. Составление текста. Клавиатурное письмо. Основные правила и инструменты создания и оформления текста. Работа в простом текстовом редакторе. Полуавтоматический орфографический контроль. Набор текста на родном и иностранном языках, экранный перевод отдельных слов.
Создание графических сообщений. Рисование на графическом планшете. Создание планов территории. Создание диаграмм и деревьев.
Редактирование сообщений. Редактирование текста фотоизображений и их цепочек (слайд-шоу), видео- и аудиозаписей.
Создание новых сообщений путём комбинирования имеющихся. Создание сообщения в виде цепочки экранов. Добавление на экран изображения, звука, текста. Презентация как письменное и устное сообщение. Использование ссылок из текста для организации информации. Пометка фрагмента изображения ссылкой. Добавление объектов и ссылок в географические карты и «ленты времени». Составление нового изображения из готовых фрагментов (аппликация).
Создание структурированных сообщений. Создание письменного сообщения. Подготовка устного сообщения c аудиовизуальной поддержкой, написание пояснений и тезисов.
Представление и обработка данных. Сбор числовых и аудиовизуальных данных в естественно-научных наблюдениях и экспериментах с использованием фото- или видеокамеры, цифровых датчиков. Графическое представление числовых данных: в виде графиков и диаграмм.
Поиск информации. Поиск информации в соответствующих возрасту цифровых источниках. Поиск информации в Интернете, формулирование запроса, интерпретация результатов поиска. Сохранение найденного объекта. Составление списка используемых информационных источников. Использование ссылок для указания использованных информационных источников. Поиск информации в компьютере. Организация поиска по стандартным свойствам файлов, по наличию данного слова. Поиск в базах данных. Заполнение баз данных небольшого объёма.
Коммуникация, проектирование, моделирование, управление и организация деятельности. Передача сообщения, участие в диалоге с использованием средств ИКТ — электронной почты, чата, форума, аудио- и видеоконференции и пр. Выступление перед небольшой аудиторией с устным сообщением с ИКТ-поддержкой. Размещение письменного сообщения в информационной образовательной среде. Коллективная коммуникативная деятельность в информационной образовательной среде. Непосредственная: фиксация хода и результатов обсуждения на экране и в файлах. Ведение дневников, социальное взаимодействие. Планирование и проведение исследований объектов и процессов внешнего мира с использованием средств ИКТ. Проектирование объектов и процессов реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы. Моделирование объектов и процессов реального мира и управления ими с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора.
Основное содержание работы по формированию ИКТ-компетентности обучающихся реализуется средствами различных учебных предметов. Важно, чтобы формирование того или иного элемента или компонента ИКТ-компетентности было непосредственно связано с его применением. Тем самым обеспечиваются:
• естественная мотивация, цель обучения;
• встроенный контроль результатов освоения ИКТ;
• повышение эффективности применения ИКТ в данном предмете;
• формирование цифрового портфолио по предмету, что важно для оценивания результатов освоения данного предмета.
При этом специфика ИКТ-компетентности заключается и в том, что зачастую сам учитель не обладает достаточным уровнем профессиональной ИКТ-компетентности. Поэтому естественным образом создаётся контекст, в котором учитель сам осуществляет универсальные учебные действия и демонстрирует обучающимся, «как это делается».
Распределение материала по различным предметам не является жёстким, начальное освоение тех или иных технологий и закрепление освоенного может происходить в ходе занятий по разным предметам. Предлагаемое в данной программе распределение направлено на достижение баланса между временем освоения и временем использования соответствующих умений в различных предметах.
«Русский язык», «Родной язык». Различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок). Источники информации и способы её поиска: словари, энциклопедии, библиотеки, в том числе компьютерные. Овладение квалифицированным клавиатурным письмом. Знакомство с основными правилами оформления текста на компьютере, основными инструментами создания и простыми видами редактирования текста. Использование полуавтоматического орфографического контроля.
«Литературное чтение», «Литературное чтение на родном языке». Работа с мультимедиасообщениями (включающими текст, иллюстрации, аудио- и видеофрагменты, ссылки). Анализ содержания, языковых особенностей и структуры мультимедиасообщения; определение роли и места иллюстративного ряда в тексте.
Конструирование небольших сообщений, в том числе с добавлением иллюстраций, видео- и аудиофрагментов. Создание информационных объектов как иллюстраций к прочитанным художественным текстам. Презентация (письменная и устная) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере. Поиск информации для проектной деятельности на материале художественной литературы, в том числе в контролируемом Интернете.
«Иностранный язык». Подготовка плана и тезисов сообщения (в том числе гипермедиа); выступление с сообщением.
Создание небольшого текста на компьютере. Фиксация собственной устной речи на иностранном языке в цифровой форме для самокорректировки, устное выступление в сопровождении аудио- и видеоподдержки. Восприятие и понимание основной информации в небольших устных и письменных сообщениях, в том числе полученных компьютерными способами коммуникации. Использование компьютерного словаря, экранного перевода отдельных слов.
«Математика и информатика». Применение математических знаний и представлений, а также методов информатики для решения учебных задач, начальный опыт применения математических знаний и информатических подходов в повседневных ситуациях. Представление, анализ и интерпретация данных в ходе работы с текстами, таблицами, диаграммами, несложными графами: извлечение необходимых данных, заполнение готовых форм (на бумаге и компьютере), объяснение, сравнение и обобщение информации. Выбор оснований для образования и выделения совокупностей. Представление причинно-следственных и временных связей с помощью цепочек. Работа с простыми геометрическими объектами в интерактивной среде компьютера: построение, изменение, измерение, сравнение геометрических объектов.
«Окружающий мир». Фиксация информации о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ. Планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов с помощью инструментов ИКТ. Поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете. Создание информационных объектов в качестве отчёта о проведённых исследованиях.
Использование компьютера при работе с картой (планом территории, «лентой времени»), добавление ссылок в тексты и графические объекты.
«Технология». Первоначальное знакомство с компьютером и всеми инструментами ИКТ: назначение, правила безопасной работы. Первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио- и видеофрагментами; сохранение результатов своей работы. Овладение приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.

«Искусство». Знакомство с простыми графическим и растровым редакторами изображений, освоение простых форм редактирования изображений: поворот, вырезание, изменение контрастности, яркости, вырезание и добавление фрагмента, изменение последовательности экранов в слайд-шоу. Создание творческих графических работ, несложных видеосюжетов, натурной мультипликации и компьютерной анимации с собственным озвучиванием, музыкальных произведений, собранных из готовых фрагментов и музыкальных «петель» с использованием инструментов ИКТ.




Комментариев нет:

Отправить комментарий