- Предварительный проверяет уровень готовности к
выполнению заданий, к решению задач.
- Процессуальный (контроль
в процессе выполнения устной и письменной работы).
- Итоговый контроль или контроль по результату ( по завершению задания)
1.Предварительный, упреждающий или прогнозирующий контроль
проверяет уровень готовности к выполнению заданий, к решению задач.
В процессе
поиска способов решения учебной задачи ученику надо во внутреннем плане
проиграть различные предполагаемые способы действия и сопоставить с ожидаемыми
результатами. Т.е. представил результат – выбрал путь решения – выполнил –
сопоставил с ожидаемыми результатами. Прежде, чем проиграть во внутреннем плане
нужно сначала проиграть это внешне. (сначала эта работа идет с участием учителя
и его вопросами, затем в группе совместно, потом самостоятельно).
Назначение
контроля:
·
обеспечить
понимание, т. е. сделать задачу более осознаваемой в последовательном
выполнении действий
·
предварительный
контроль проверяет исходное состояние к выполнению задания, к решению задач
·
обеспечить
целенаправленность предстоящих действий.
·
фиксирование
ошибочного действия
С точки зрения учителя
действия предварительного контроля заключаются в выявлении пробелов для
установления изучения следующих тем (путем диагностики, когда дети получают
задания или с помощью вопросов).
Приемы:
1. Ориентировка.
До начала
работы:
- Сможете ли вы
выполнить это задание?
-Трудно ли оно
для вас?
-В чем
заключается трудность?
-С чего начнете?
-Из каких этапов
будет состоять работа?
-В какой
последовательности вы будете выполнять задание, решать задачу?
-Как вы сможете
себя проверить?
-Какие возможные
ошибки, трудности могут встретиться?
- Составьте
алгоритм своей работы.
-Какая помощь
понадобится?
В упражнении бывает несколько заданий:
-какое из
заданий необходимо выполнить 1-м, 2-м? Почему?
-какое из
заданий (из вопросов) будет главным (соответственно теме, задаче урока)?
Почему?
Какое из заданий
будет считаться трудным? Почему? Как его можно будет проверять?
Представьте, с
чего начнете выполнять? (планирование действий)
-на каком шаге
надо быть особенно внимательным? Вам легче обсудить проблему парой, в группе или
индивидуально?
Со временем эти вопросы как бы переходят во
внутренний план действий учащегося.
2. Определение плана или хода выполнения задания (по
алгоритму, по памятке)
- С чего лучше начать? (обсуждаем вместе с
детьми, в дальнейшем опираемся на выработанный
алгоритм действий)
3. Самоинструктаж или взаимоинструктаж
-Подумайте, как
лучше выполнить (упражнение, задание, решить задачу)
-Попробуйте приготовить инструкцию
к выполнению задания (в письменной или
устной форме; можно приготовить
только к наиболее сложной части работы)
4.на уроках русского языка: орфографическое
прочтение (тоже
предупреждает ошибки)
5. Фиксирование ошибочного действия
-Подчеркнуть,
выделить сложности, которые требуют особого внимания
6. Предупреждение ошибок (в любом задании,
в решении УЗ) на уроках и подготовке к проверочной работе.
7.
«Найди лишнее» или «Что недостает»
Учитель дает
алгоритм определения им.
существительного. «Какие шаги обязательны, а какие лишние? Обоснуйте»
-Найти в
предложении слово, с которым связано существительное по смыслу и задать от него
вопрос вспомнить окончание существительного.
-По вопросу и
предлогу определить падеж.
Кроме
обоснования сравнить с правильным алгоритмом и проделать эти действия.
С
точки зрения учащихся
предварительный контроль заключается в получении детьми ответов на следующие
вопросы:
-
По силам ли мне это задание?
-Смогу
ли я выполнить?
-На
что обратить внимание?
-Какого рода ошибки я могу допустить?
-
Нужна ли мне помощь и какая?
-Что
мне понадобится для его выполнения?
-В
каком месте необходимо быть внимательней?
На
этом этапе с/к дети производят прогностическую с/о, предварительно оценивая
свои возможности выполнения задания, затем после проверки выставляют итоговую
оценку и сверяют ее с прогностической. Ученик
может определить границу своих возможностей, границу своего «знания – не
знания» через прогностическую оценку.
Прогностическая
с/о также также определяется ребенком, например, перед выполнением
разноуровневой проверочной работы, когда ребенок должен оценить на каком уровне
он способен выполнять работу.
2.
Процессуальный
контроль (контроль
в процессе выполнения устной и письменной работы) должна сопровождать оценка. Ученик все время сверяет результат и действия с
эталоном, и это входит в привычку.
Процессуальный контроль может быть:
-в устной форме
-в письменной
форме
Для
контроля необходимо знать алгоритм действия, прием работы при выполнении
задания. Процессуальный контроль обеспечивает «думанье» по ходу действий. Этот
вид контроля позволяет точно определить в каких действиях возникает ошибка и
провести немедленную коррекцию выявленных недостатков.
Назначение:
-обеспечить
произвольность внимания
-оперативное
видение ошибки
Обеспечить
качество усвоения
Приемы:
1. Проговаривание в устной форме (комментирование свернутое или
развернутое или сопровождение)
целесообразнее проводить на подготовительном этапе усвоения (с новым
вычислительным приемом, с любым видом языкового разбора), важно, чтобы дети поняли, что значит сопровождать (т.е. выполнять действие и
одновременно комментировать его).
В процессе
работы с учебником предметом
осознания
для учащихся становятся
не только знания, но
и способы
деятельности (это
означает, какие действия нужно выполнить, чтобы чему-то научиться, что-то
узнать). Эти сведения получили название операционных, поскольку они содержат указания на то. какие операции или
действия нужно выполнить и в какой последовательности (например, чтобы определить
падеж имени существительного, спряжение глагола, правильно написать безударное
падежное окончание имени прилагательного, правильно составить текст-
рассуждение, уметь определить ... и т.д., надо ... Чаще всего используется такой прием: когда один или несколько учеников
действия по алгоритму (схеме, памятке), а остальные контролируют работу,
производя попутно оценку каждой операции, например +, не совсем правильно ?,
неправильно -. Так постепенно учащиеся осваивают образцы действий и
эталоны ответов.
2.
Один объясняет,
другой комментирует
(в т. ч. комментирование цепочкой)
3. Ставить вопросы (вести запись) по тексту (по ходу чтения)
4. Пометки на полях (+ знаю-умею, ? не понимаю,
сомневаюсь, - не знаю, не умею)
5. Выделение орфограмм, письмо с дырками (пропуск букв
на месте слабых позиций звуков. Если я сомневаюсь, то я не пишу букву, а
поставлю пропуск в виде черточки или точки, данный прием развивает
орфографическую зоркость). Задать
вопросы товарищу «Почему ты пропустил
букву в слове «м_роз»?
6. Этот прием лучше
начинать постепенно: сначала со слова, затем словосочетания, предложения, а
потом работать с текстом.
7. Составление плана действий (алгоритм) (в
групповой, индивидуальной работе учащиеся устанавливают порядок действий по
применению …)
8. Фиксирование хода работы в инструкции, плане
действий (поставлю
+, т.к. этот шаг я сделал)
Возможно во
время работы у доски. Ученик, работая у доски, подходит к таблице с алгоритмом,
показывает указкой, какое действие он будет сейчас выполнять, проговаривает
каждый шаг. Остальные дети выполняют задание в тетрадях, контролируя действия ученика у доски.
9. По ходу
работы (в процессе):
Со стороны
учителя
-На каком этапе
находишься?
-Как можешь себя
проверить?
-Что надо
учитывать?
-Есть ли другие
способы решения этой задачи?
Позднее эти вопросы в процессе работы ребенок должен
задавать самому себе или учителю.
3.Итоговый
контроль или контроль по результату (по
завершению задания).
Главное вновь
вернуться к цели, к задаче, которую решали.
-Над чем
работали?
-Что надо было
сделать?
-Как мы решали
эту задачу?
Приемы:
1.Проверка (сличение с образцом (орфографическое
прочтение, выразительное чтение, чтение по ролям, правило и т.д.)
Этот прием может
использоваться, начиная с первых уроков в первом классе при обучении написания
букв (напиши букву целую строчку, подчеркни те, которые больше похожи на
образец), при проведении зрительных диктантов, при проверке таблицы сложения
(реши, а потом проверь себя по таблице)
2.Вернуться к вопросам
3. Восстановление части, текста (редактирование)
4.Составление плана после прочтения текста плана,
схем, опорных сигналов
5. Сравнить и сопоставить схему (таблицу,
правило или образец рассуждения, которые выработали вместе или в группах), дополнение схемы (таблицы, правила,
образца рассуждения), сравнение схемы учителя с изученной темой.
6. Через распределение функций (кто-то отвечает за
первую часть, кто-то за 2 часть и т.д.)
7. В начале урока «Хочу узнать (научиться)» или «Что
должен знать (уметь)»
В конце урока фиксация значком тех умений и знаний,
которые планировал получить.
8.В оценочном листе или на шкале зафиксировать
выполненные умения.
9.После
работы:
-Какие цели были
реально достигнуты?
-Трудным ли было
это задание? В чем его трудность?
- Успешно ли вы
с ним справились?
-Трудно ли было
проверить себя?
-Как ты сможешь
проверить себя сейчас?
-На что будешь
опираться?
-Как ты теперь
думаешь, для чего надо выполнять такие упражнения? В каких ситуациях они тебе
пригодятся?
-Над чем бы
стоило еще поработать? Какие проблемы решить
-Какую задачу
можно для себя поставить?
-Как бы вы
оценили свою работу?
-Как справился с
этой работой твой одноклассник? Какие трудности он испытывал?
Комментариев нет:
Отправить комментарий