четверг, 17 апреля 2014 г.

Учителю о формировании самоконтроля ученика


    • Предварительный  проверяет уровень готовности к выполнению заданий, к решению задач.
    • Процессуальный (контроль в процессе выполнения устной и письменной работы).
    • Итоговый контроль или контроль по результату ( по завершению задания)
 1.Предварительный, упреждающий или прогнозирующий контроль проверяет уровень готовности к выполнению заданий, к решению задач.

В процессе поиска способов решения учебной задачи ученику надо во внутреннем плане проиграть различные предполагаемые способы действия и сопоставить с ожидаемыми результатами. Т.е. представил результат – выбрал путь решения – выполнил – сопоставил с ожидаемыми результатами. Прежде, чем проиграть во внутреннем плане нужно сначала проиграть это внешне. (сначала эта работа идет с участием учителя и его вопросами, затем в группе совместно, потом самостоятельно).
Назначение контроля:
·         обеспечить понимание, т. е. сделать задачу более осознаваемой в последовательном выполнении действий
·         предварительный контроль проверяет исходное состояние к выполнению задания, к решению задач
·         обеспечить целенаправленность предстоящих действий.
·         фиксирование ошибочного действия

С точки зрения учителя действия предварительного контроля заключаются в выявлении пробелов для установления изучения следующих тем (путем диагностики, когда дети получают задания или с помощью вопросов).
            Приемы:
1.      Ориентировка.
До начала работы:
- Сможете ли вы выполнить это задание?
-Трудно ли оно для вас?
-В чем заключается трудность?
-С чего начнете?
-Из каких этапов будет состоять работа?
-В какой последовательности вы будете выполнять задание, решать задачу?
-Как вы сможете себя проверить?
-Какие возможные ошибки, трудности могут встретиться?
- Составьте алгоритм своей работы.
-Какая помощь понадобится?
В упражнении бывает несколько заданий:
-какое из заданий необходимо выполнить    1-м, 2-м? Почему?
-какое из заданий (из вопросов) будет главным (соответственно теме, задаче урока)? Почему?
Какое из заданий будет считаться трудным? Почему? Как его можно будет проверять?
Представьте, с чего начнете выполнять? (планирование действий)
-на каком шаге надо быть особенно внимательным? Вам легче обсудить проблему парой, в группе или индивидуально?
Со временем эти вопросы как бы переходят во внутренний план действий учащегося.

2.      Определение плана или хода выполнения задания (по алгоритму, по памятке)

-  С чего лучше начать? (обсуждаем вместе с детьми, в дальнейшем  опираемся на выработанный алгоритм действий)
                            
                               3. Самоинструктаж или взаимоинструктаж
                -Подумайте, как лучше выполнить (упражнение, задание, решить задачу)
                -Попробуйте приготовить инструкцию к выполнению задания (в письменной или 
                устной форме; можно приготовить только к наиболее сложной части работы)
                            
4.на уроках русского языка: орфографическое прочтение (тоже предупреждает ошибки)

                              5. Фиксирование ошибочного действия
-Подчеркнуть, выделить сложности, которые требуют особого внимания

                               6. Предупреждение ошибок (в любом задании, в решении УЗ) на уроках и подготовке к проверочной работе.

                         7. «Найди лишнее» или «Что недостает»
Учитель дает алгоритм определения им.  существительного. «Какие шаги обязательны, а какие лишние? Обоснуйте»
-Найти в предложении слово, с которым связано существительное по смыслу и задать от него вопрос вспомнить окончание существительного.
-По вопросу и предлогу определить падеж.
Кроме обоснования сравнить с правильным алгоритмом и проделать эти действия.


С точки зрения учащихся предварительный контроль заключается в получении детьми ответов на следующие вопросы:
- По силам ли мне это задание?
-Смогу ли я выполнить?
-На что обратить внимание?
 -Какого рода ошибки я могу допустить?
- Нужна ли мне помощь и какая?
-Что мне понадобится для его выполнения?
-В каком месте необходимо быть внимательней?
На этом этапе с/к дети производят прогностическую с/о, предварительно оценивая свои возможности выполнения задания, затем после проверки выставляют итоговую оценку и сверяют ее с прогностической. Ученик может определить границу своих возможностей, границу своего «знания – не знания» через прогностическую оценку.
Прогностическая с/о также также определяется ребенком, например, перед выполнением разноуровневой проверочной работы, когда ребенок должен оценить на каком уровне он способен выполнять работу.




2.                  Процессуальный контроль (контроль в процессе выполнения устной и письменной работы) должна сопровождать оценка. Ученик все время сверяет результат и действия с эталоном, и это входит в привычку.
Процессуальный контроль может быть:
-в устной форме
-в письменной форме
Для контроля необходимо знать алгоритм действия, прием работы при выполнении задания. Процессуальный контроль обеспечивает «думанье» по ходу действий. Этот вид контроля позволяет точно определить в каких действиях возникает ошибка и провести немедленную коррекцию выявленных недостатков.
Назначение:
-обеспечить произвольность внимания
-оперативное видение ошибки
Обеспечить качество усвоения

Приемы:
1.      Проговаривание в устной форме (комментирование свернутое или развернутое или сопровождение) целесообразнее проводить на подготовительном этапе усвоения (с новым вычислительным приемом, с любым видом языкового разбора),  важно, чтобы дети поняли, что значит сопровождать (т.е. выполнять действие и одновременно комментировать его).
В процессе работы с учебником предметом осознания для учащихся становятся не только знания, но и способы деятельности (это означает, какие действия нужно выполнить, чтобы чему-то научиться, что-то узнать). Эти сведения получили название операционных, поскольку они содержат указания на то. какие операции или действия нужно выполнить и в какой последовательности (например, чтобы определить падеж имени существительного, спряжение глагола, правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного, правильно составить текст- рассуждение, уметь определить ... и т.д., надо ... Чаще всего используется такой прием: когда один или несколько учеников действия по алгоритму (схеме, памятке), а остальные контролируют работу, производя попутно оценку каждой операции, например  +, не совсем правильно ?, неправильно -. Так постепенно учащиеся осваивают образцы действий и эталоны ответов.



2.      Один объясняет, другой комментирует
(в т. ч. комментирование цепочкой)

3.      Ставить вопросы  (вести запись) по тексту (по ходу чтения)

4.      Пометки на полях (+ знаю-умею, ? не понимаю, сомневаюсь, - не знаю, не умею)

5.      Выделение орфограмм, письмо с дырками (пропуск букв на месте слабых позиций звуков. Если я сомневаюсь, то я не пишу букву, а поставлю пропуск в виде черточки или точки, данный прием развивает орфографическую зоркость).  Задать вопросы  товарищу «Почему ты пропустил букву в слове «м_роз»?


6.      Этот прием лучше начинать постепенно: сначала со слова, затем словосочетания, предложения, а потом работать  с текстом.

7.      Составление плана действий (алгоритм) (в групповой, индивидуальной работе учащиеся устанавливают порядок действий по применению …)
8.      Фиксирование хода работы в инструкции, плане действий (поставлю +, т.к. этот шаг я сделал)
Возможно во время работы у доски. Ученик, работая у доски, подходит к таблице с алгоритмом, показывает указкой, какое действие он будет сейчас выполнять, проговаривает каждый шаг. Остальные дети выполняют задание в тетрадях,  контролируя действия ученика у доски.

9.       По ходу работы (в процессе):
Со стороны учителя
-На каком этапе находишься?
-Как можешь себя проверить?
-Что надо учитывать?
-Есть ли другие способы решения этой задачи?
Позднее эти вопросы в процессе работы ребенок должен задавать самому себе или учителю.


3.Итоговый контроль или контроль по результату (по завершению задания).
Главное вновь вернуться к цели, к задаче, которую решали.
-Над чем работали?
-Что надо было сделать?
-Как мы решали эту задачу?
Приемы:
1.Проверка (сличение с образцом (орфографическое прочтение, выразительное чтение, чтение по ролям, правило и т.д.)
Этот прием может использоваться, начиная с первых уроков в первом классе при обучении написания букв (напиши букву целую строчку, подчеркни те, которые больше похожи на образец), при проведении зрительных диктантов, при проверке таблицы сложения (реши, а потом проверь себя по таблице)
2.Вернуться к вопросам
3. Восстановление части, текста (редактирование)
4.Составление плана после прочтения текста плана, схем, опорных сигналов
5. Сравнить и сопоставить схему (таблицу, правило или образец рассуждения, которые выработали вместе или в группах), дополнение схемы (таблицы, правила, образца рассуждения), сравнение схемы учителя с изученной темой.
6. Через распределение функций (кто-то отвечает за первую часть, кто-то за 2 часть и т.д.)
7. В начале урока «Хочу узнать (научиться)» или «Что должен знать (уметь)»
В конце урока фиксация значком тех умений и знаний, которые планировал получить.
8.В оценочном листе или на шкале зафиксировать выполненные умения.
                                 9.После работы:
 -Какие цели были реально достигнуты?
-Трудным ли было это задание? В чем его трудность?
- Успешно ли вы с ним справились?
-Трудно ли было проверить себя?
-Как ты сможешь проверить себя сейчас?
-На что будешь опираться?
-Как ты теперь думаешь, для чего надо выполнять такие упражнения? В каких ситуациях они тебе пригодятся?
-Над чем бы стоило еще поработать? Какие проблемы решить
-Какую задачу можно для себя поставить?
-Как бы вы оценили свою работу?
-Как справился с этой работой твой одноклассник? Какие трудности он испытывал?


Комментариев нет:

Отправить комментарий