Соматические
болезненные состояния - это целый ряд осложнений, связанных с физическим
ростом, функционированием и развитием, такие как ухудшение зрения и слуха, что
составляет часть картины в целом. Около 1/5 детей с соматическими болезнями или
с болезненными состояниями значительно ограничены в повседневной деятельности и
сталкиваются с многочисленными трудностями в приобретении друзей, в посещении
школы и просто в достижении нормального качества жизни.
Длительно
протекающие соматические заболевания, начинающиеся в детском возрасте, могут
повлечь за собой патологическое формирование личности. В этом смысле наиболее
опасными являются практически все эндокринные заболевания, которые могут также
стать причиной появления дефектов внешности вплоть до выраженных уродств и это
, в свою очередь, также способствует патологическому формированию характера.
При многих хронических соматических заболеваниях, а именно хроническая почечная
недостаточность, хроническая лучевая болезнь и других, при чрезмерно повышенном
внимании к больному ребенку со стороны окружающих (гиперопека) и / или
отношении к нему как ущербному, неполноценному, также возможно патологическое
развитие личности.
Многие соматические заболевания при остром течении (цирроз печени, пернициозная анемия, лучевая болезнь, сердечная недостаточность, опухоли внемозговой локализации и другие) протекающие в раннем детском возрасте, при несвоевременном и неправильном лечении опасны развитием помрачения сознания, которое может перейти в сопор, а затем в кому. Поэтому при поступлении ребенка с выраженной астенической симптоматикой и другими описанными выше симптомами необходимо, прежде всего, направить его к соответствующему специалисту (терапевту, онкологу, эндокринологу и т.д.), а не работать с выраженным психическим заболеванием. Психотерапия может быть только соответствующей лечению основного соматического заболевания.
Необходимо также отметить, что психические нарушения у подростков с хроническими соматическими заболеваниями в целом такие же, как у взрослых. Отличия в том, что бредовых идей у детей практически не бывает, а зрительные галлюцинации преимущественно гипногогические, возможны также эпилептоидные припадки. Также у детей значительно чаще возникает астения с отвлекаемостью, неусидчивостью, повышенной утомляемостью и плаксивостью
Многие соматические заболевания при остром течении (цирроз печени, пернициозная анемия, лучевая болезнь, сердечная недостаточность, опухоли внемозговой локализации и другие) протекающие в раннем детском возрасте, при несвоевременном и неправильном лечении опасны развитием помрачения сознания, которое может перейти в сопор, а затем в кому. Поэтому при поступлении ребенка с выраженной астенической симптоматикой и другими описанными выше симптомами необходимо, прежде всего, направить его к соответствующему специалисту (терапевту, онкологу, эндокринологу и т.д.), а не работать с выраженным психическим заболеванием. Психотерапия может быть только соответствующей лечению основного соматического заболевания.
Необходимо также отметить, что психические нарушения у подростков с хроническими соматическими заболеваниями в целом такие же, как у взрослых. Отличия в том, что бредовых идей у детей практически не бывает, а зрительные галлюцинации преимущественно гипногогические, возможны также эпилептоидные припадки. Также у детей значительно чаще возникает астения с отвлекаемостью, неусидчивостью, повышенной утомляемостью и плаксивостью
При появлении в раннем возрасте соматического заболевания, кроме всего выше описанного, нередко наблюдается задержка психического развития вплоть до выраженной олигофрении. Также отмечается задержка и физического развития.
Дети и подростки, чье здоровье и функциональные возможности подвергаются риску из-за соматического болезненного состояния, сталкиваются с большими трудностями в своем развитии и адаптации. Каждый день дети с инсулинозависимой формой диабета должны контролировать уровень глюкозы в крови и соблюдать диету, а также делать уколы инсулина; дети с астмой должны с большой осторожностью подходить к каждой новой ситуации, быть настороже перед приступом, который может буквально лишить их жизни; а дети, больные раком, должны справляться с пристальными взглядами или высказываниями сверстников, у которых мало понимания и сочувствия по поводу того, почему другой ребенок выглядит иначе и кажется болезненным. Как и при других расстройствах, связанных с поведением, эти причины действуют не только на ребенка, но и на сверстников, а также на членов их семей. Это воздействие, в свою очередь, влияет на способность ребенка адаптироваться в этих непростых условиях .
Соматоформные расстройства - это группа родственных проблем, включающих физические симптомы, которые похожи или намекают на болезненное состояние, но при отсутствии органического или физиологического подтверждения.
Соматизация (т. е. выражение ощущений через физические симптомы), ипоходрии (озабоченность реальным или воображаемым нездоровьем) и болевые ощущения (например, возвратные боли желудка) - все это является примерами соматоформных расстройств. Диагностические критерии заключаются в сочетании жалоб на боль, желудочно-кишечных, сексуальных и псевдоневрологических симптомов, существующих во время заболевания. Эти симптомы не создаются преднамеренно и не придумываются, они достаточно реальны, чтобы вызвать недомогание и ухудшение состояния индивида. При диагностировании некоторых соматических расстройств требуется строгая вероятность психологического состава симптома.
Соматоформные
расстройства особенно широко изучаются у взрослых, потому что они представляют
хронический, выявленный паттерн, который часто нельзя обнаружить, пока человек
не повзрослеет. Таким образом, диагностическая категория соматоформных
расстройств в отношении детей и подростков сомнительна и используется редко.
Многочисленные детские соматические недуги, особенно возвратные боли в брюшной
полости, могут оказаться развивающимися предвестниками взрослых соматоформных
расстройств.
Сейчас
признается, что дети способны, как и взрослые, сообщать о своей боли и
беспокойстве, но так было не всегда. Раньше считалось, что дети вообще не
испытывают боли, и что они менее чувствительны к ней, чем взрослые.
По-видимому, из-за того, что дети менее способны сообщать о своей боли,
ошибочно считалось, что болевой порог у детей выше, чем у взрослых. Однако дети
четко представляют, что у них болит, и знают, как об этом сказать. У мальчиков
и девочек в раннем возрасте создаются удивительно четкие представления о боли и
ее причинах, о ее описании и переживании
К примеру, вот некоторые высказывание:
К примеру, вот некоторые высказывание:
Это (боль в животе) будто пчелы в животе - жалят вас в
живот, желтые спинки перекатываются внутри и ударяют как мячики пинг-понга -
будто что-то просто отрубается в животе (мальчик, 6 лет). При этом (боль в ухе)
чувствуешь, что в ухе находится что-то наподобие шипа от розы, проникающее
глубже в ухо, сильнее чем прокалывание (мальчик, 9 лет).
Непохоже, чтобы дети просто использовали описания боли,
услышанные от родителей или от кого-то еще. Обратите внимание на детскую
образность в описании 7-летним мальчиком головной боли:
Будто огромное чудовище сидит внутри, и оно растет,
как сумасшедшее, места не хватает, и чудовище разрывает обе части моей головы,
поскольку оно становится очень большим.
Являются ли жалобы детей на соматическое состояние нормальными и обычными? Ни для кого не секрет, что примерно в 1/3 типичных заявлений школьников о боли она используется для побочных целей - привлечь внимание родителей или сверстников, а также для того, чтобы пропустить спортивные или школьные занятия. Нельзя отрицать, что одним из наиболее распространенных способов, к которым прибегают дети, чтобы выразить свой страх, недовольство или избежание чего-либо, являются жалобы на боль и страдания, часто неопределенного и сомнительного происхождения [2 c. 31].
У каждого соматического заболевания свои особые проблемы. Дети с диабетом ежедневно сталкиваются с лечебным режимом, но у них более предсказуемый прогноз; дети, больные раком, испытывают неприятные побочные действия, возникающие при лечении, и должны справляться с неопределенным прогнозом своей болезни. Общее, что объединяет соматические заболевания и болезненные состояния, это то, что они представляют собой главный стрессор, который вызывает и поглощает все имеющиеся ресурсы, помогающие выстоять ребенку и его семье.
Число детей с каким-либо соматическим заболеванием или болезненным состоянием, связанным с физическим здоровьем, очень велико: от 10 до 20% детского населения. Из этого количества детей только у 1/3 легкие формы заболевания, у остальных такое состояние здоровья, которое приводит к средним или сильным ограничениям активности и утомительным курсам лечения. Астма является самым распространенным детским соматическим заболеванием, которое сопровождается неврологическими нарушениями, нарушениями развития и расстройствами поведения. К счастью, тяжелые формы соматических заболеваний, при которых возникают серьезные физические и интеллектуальные ограничения и которые мешают повседневной жизни ребенка - относительно редки. Тем не менее, распространение подобных форм поддается учету. Около 2% детей серьезно поражены соматической болезнью или находятся в болезненном состоянии.
Являются ли жалобы детей на соматическое состояние нормальными и обычными? Ни для кого не секрет, что примерно в 1/3 типичных заявлений школьников о боли она используется для побочных целей - привлечь внимание родителей или сверстников, а также для того, чтобы пропустить спортивные или школьные занятия. Нельзя отрицать, что одним из наиболее распространенных способов, к которым прибегают дети, чтобы выразить свой страх, недовольство или избежание чего-либо, являются жалобы на боль и страдания, часто неопределенного и сомнительного происхождения [2 c. 31].
У каждого соматического заболевания свои особые проблемы. Дети с диабетом ежедневно сталкиваются с лечебным режимом, но у них более предсказуемый прогноз; дети, больные раком, испытывают неприятные побочные действия, возникающие при лечении, и должны справляться с неопределенным прогнозом своей болезни. Общее, что объединяет соматические заболевания и болезненные состояния, это то, что они представляют собой главный стрессор, который вызывает и поглощает все имеющиеся ресурсы, помогающие выстоять ребенку и его семье.
Число детей с каким-либо соматическим заболеванием или болезненным состоянием, связанным с физическим здоровьем, очень велико: от 10 до 20% детского населения. Из этого количества детей только у 1/3 легкие формы заболевания, у остальных такое состояние здоровья, которое приводит к средним или сильным ограничениям активности и утомительным курсам лечения. Астма является самым распространенным детским соматическим заболеванием, которое сопровождается неврологическими нарушениями, нарушениями развития и расстройствами поведения. К счастью, тяжелые формы соматических заболеваний, при которых возникают серьезные физические и интеллектуальные ограничения и которые мешают повседневной жизни ребенка - относительно редки. Тем не менее, распространение подобных форм поддается учету. Около 2% детей серьезно поражены соматической болезнью или находятся в болезненном состоянии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий