ФГОС
устанавливает требования к результатам
обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего
образования: личностным, метапредметным, предметным.
Метапредметные
результаты освоения основной образовательной программы начального общего
образования включают в себя универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие
формирование умения планировать, контролировать
и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата.
Учебная
деятельность имеет свою структуру. Д.Б. Эльконин выделил в ней несколько
взаимосвязанных компонентов:
1)
Учебная задача - это то, что ученик должен был освоить.
2)
Учебное действие - это изменения учебного материала, необходимые для его
усвоения учеником, это то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства
того предмета, который он изучает.
3)
Действие контроля - это указание на то правильно ли ученик осуществляет
действие, соответствующее образцу.
4)
Действие оценки - определение того достиг ли ученик результата или нет.
Особое
значение придается действиям контроля и оценки, т. к. именно эти действия
обеспечивают способности к
самостоятельной организации и регуляции своей деятельности. Действие с/к
рассматривается как необходимое условие успешности обучения.
Ю.К.
Бабанский определил самоконтроль как
умение самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы
устранения обнаруженных пробелов. По Ю.К. Бабанскому самоконтроль относится к
одному из методов развивающего контроля. Контроль оказывает влияние на
формирование устойчивого внимания, памяти, приемов самоконтроля. К приемам
самоконтроля известный педагог относит:
-умение
составлять самостоятельно краткий план текста после прочтения учебника
-пользуясь
этим планом пересказывать основные мысли текста
-уметь
составлять план ответа в виде контрольных вопросов по тексту
-уметь
проводить приближенную прикидку результата, сверку решения с ответом, проверку
одних математических действий другими (обратными)
-уметь
оценивать жизненность полученного результата
Уметь
подходить к решению результата различными способами
-уметь
с помощью алгоритмов производить проверку
правильности написания слов, постановку ударения и т. д.
-производить
самопроверку и взаимопроверку письменных работ
и
т. д.
А.В. Захарова определяет
самооценку «как оценку человеком самого
себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей
деятельности».
Самоконтроль
и самооценка тесно связаны между собой, самооценка может рассматриваться как
конечный компонент процесса самоконтроля.
Самоконтроль
не может осуществляться без наличия
того, что проверяется, контролируется. Самоконтроль предполагает наличие
эталона, т. е. того, что должно быть в идеале.
При
формировании самооценки можно применять эталон, который может быть в различных
формах: устной, письменной, графической.
В
процессе самооценки происходит операция сравнения выполненной работы с
эталоном, в результате которой выявляется степень правильности работы, ее
качество, выставляется оценка.
Самооценка
в учебном процессе происходит при помощи самоанализа своей учебной
деятельности. Самооценка позволяет ставить цели, планировать способы и методы
для достижения поставленных целей.
Функции самооценки
Обучающая функция - заключается
в том, что ученик, оценивая свою работу,
еще раз повторяет пройденную тему,
выполняет упражнения, производит сравнения с эталоном.
Стимулирующая
функция - стимул побуждает ученика в
совершенствовании самооценки знаний, умений, навыков по своей воле, охотно.
Мотивационная
функция – обеспечивает
приучение к систематической работе, к продуктивному труду, выработку
волевых усилий.
Воспитывающая и
развивающая функции – связаны с
формированием адекватной самооценки. В результате этого процесса одни учащиеся
избавляются от излишней самоуверенности, другие – начинают понимать свои недостатки,
трудности, третьи осознают, что оценку своих возможностей произвели правильно.
Аналитическая
функция - связана с рефлексией учащегося, самоанализом
учащегося, выявлением пробелов, трудностей в изученном материале.
Главная
задача учителя – научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как
формирование самооценки, а именно адекватной - залог успешности ученика.
Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать:
Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать:
что нужно оценивать,
как оценивать,
зачем оценивать,
какие формы
оценок существуют.
Оценивание достижений происходит не в сравнении с
другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется
любое незначительное достижение.Самооценивание – один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Самооценивание меньше всего связано с выставлением баллов, в большей мере с характеристикой выполнения задания. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны
Комментариев нет:
Отправить комментарий