УУД

Структура и иерархия УУД – универсальных учебных действий
(схема А.Г. Асмолова и соавторов).

Виды универсальных учебных действий
n    Личностные
n    Регулятивные
n    Общепознавательные
n    Коммуникативные

Виды УУД
1.Личностные УУД
1.1 Личностные УУД : Самопознание и самоопределение
n    Построение образа Я  (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку
n    Формирование идентичности личности
n    Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе

1.2 Личностные УУД : Смыслообразование
n    Установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей,  мотивов, жизненных интересов
n    Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом -  определение того, «какое значение, смысл имеет для меня учение»

1.3 Личностные УУД : Нравственно-этическая ориентация
n    Выделение морально-этического содержания событий и действий
n    Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора
n    Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм
n    Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора

Виды УУД
2.Регулятивные УУД :
2.1 Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
2.2 Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
2.3 Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
2.4 Контроль* в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
            2.4.1 Волевая саморегуляция как способность:
-                     к волевому усилию - выбору в ситуации конфликта мотивов;
-                     к преодолению препятствий;
-                     эмоциональная устойчивость к стрессам и фрустрации;
-                     эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями;
- к мобилизации сил и энергии.
2.5 Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта
2.6 Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Виды  УУД –
3. Познавательные УУД
3.1 Познавательные УУД : Общеучебные
n    Самостоятельное выделение и формулирование учебной цели
n    Информационный поиск
n    Структурирование знаний
n    Произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно)
n    Знаково-символические действия *
-                     отображения учебного материала;
-                     выделения существенного;
-                     отрыва от конкретных ситуативных значений;
-                     перехода во внутренний умственный  план;
-                     формирования обобщенных знаний
Виды знаково-символических действий:
n    Замещение
n    Кодирование/декодирование
n    Моделирование
n    Смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения
n    Рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность
n    Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий

3.2 Познавательные УУД : Логические действия
n    Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков
n    Синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов
n    Выбор оснований и критериев для  сравнения, классификации, сериации объектов
n    Подведение под понятия, выведение следствий
n    Установление причинно-следственных связей
n    Построение логической цепи рассуждения
n    Выдвижение гипотез, их обоснование
n    Доказательство

3.3 Познавательные УУД :  Постановка и решение проблем
n    Формулирование проблемы
n    Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Виды УУД
4. Коммуникативные УУД :
Коммуникация -
n     как взаимодействие с партнером (децентрация, умение услышать партнера, учет различных позиций в общении),
n    как сотрудничество, кооперация,
n    как основа интериоризации действия (перехода от внешнего материализованного действия к внутреннему умственному через ряд речевых этапов)
4.1 Планирование учебного сотрудничества
4.2 Постановка вопросов
4.3 Построение речевых высказываний
4.4 Лидерство и согласование действий с партнером

4.5 Умения слушающего (слышать и слушать)
  ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД) У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 
Основное предназначение  программы - конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных программ.
Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.
Ценностные ориентиры начального образования,
конкретизируют общие установки образования:
• формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину,народ и историю, осознания ответственности человека за  благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»; уважения истории и культуры каждого народа;
• формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
• развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
— принятия и уважения ценностей семьи и общества,  школы, коллектива и стремления следовать им;
— ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей,
развитии этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
— формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;
• развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
— развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
— формирование способности к организации своей учебной  деятельности (планированию, контролю, оценке);
• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
— формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
— развитие готовности к самостоятельным поступкам и  действиям, ответственности за их результаты;
— формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и    жизненного оптимизма;
— формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Понятие «универсальные учебные действия»
 «Универсальные учебные действия» -   это   УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ,  то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностно-морального выбора
 
Виды универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре вида:
1) личностный;
2) регулятивный     (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Личностные действия     обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся  и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить           три типа личностных действий:
— личностное, профессиональное, жизненное           самоопределение;
—      смыслообразование, ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
—      нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные действия      дают учащимся организовать их учебную деятельность. К ней относятся:
 целеполагание; планирование;     прогнозирование; контроль; коррекция;
оценка; саморегуляция.
Познавательные универсальные действия  включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Коммуникативные действия   обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В процессе обучения закладывается учебная деятельность, требующая новой организации учебно - воспитательного процесса.
Основные этапы реализации методологии и технологии формирования универсальных учебных действий в начальной школе:

Выделение цели формирования универсальных учебных действий, их функций в образовательном процессе, содержа­ния и требуемых свойств с учетом возрастно-психологических особенностей учащихся.·           
Определение ориентировочной основы каждого из уни­версальных учебных действий, обеспечивающей его успешное выполнение, и организация ориентировки учащихся при его реализации.

Организация поэтапной отработки универсальных учебных действий, обеспечивающей переход от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме и от совместного выполнения действия (сорегуляции с учителем и сверстниками) к самостоятельному выполнению (саморегуляции).

Нахождение конкретных форм универсального учебного действия применительно к каждому учебному предмету, опи­сание свойств действия. Определение связей универсальных учебных действий с содержанием предметных дисцип­лин.

Создание системы задач, включающих предметно-специальные, общелогические и психологические типы (П.Я. Гальперин), решение которых обеспечивает формирова­ние заданных свойств универсальных учебных действий.

Создание учебников нового типа, реализующих техно­логию формирования конкретных видов и форм универ­сальных учебных действий в данной предметной дисциплине, а также разработка соответствующих учебно-методических пособий для учителей.
 
УДД
1.Личностные
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положитель­ного отношения к школе, ориентации на содержательные мо­менты школьной действительности и принятия образца «хо­рошего    ученика»;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения;
 
Выпускник получит возможность для формирования:
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
2.Регулятивные
У выпускника будут сформированы:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
осуществлять пошаговый контроль по ре­зультату (в случае работы в интерактивной среде пользовать­ся реакцией среды решения задачи);
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
3.Познавательные
У выпускника будут сформированы:
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
Выпускник получит возможность научиться:
создавать и преобразовывать модели и схемы для ре­шения задач;
4.Коммуникативные
У выпускника будут сформированы:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач,
договариваться и приходить к общему решению в со­вместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
Выпускник получит возможность научиться:
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
адекватно использовать речь для планирования и ре­гуляции своей деятельности;

Комментариев нет:

Отправить комментарий