Структура и
иерархия УУД – универсальных учебных действий
(схема А.Г. Асмолова и соавторов).
(схема А.Г. Асмолова и соавторов).
Виды универсальных учебных
действий
n
Личностные
n
Регулятивные
n
Общепознавательные
n
Коммуникативные
Виды УУД –
1.Личностные УУД
1.1 Личностные УУД : Самопознание
и самоопределение
n
Построение образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и
самооценку
n
Формирование идентичности личности
n
Личностное, профессиональное, жизненное
самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе
1.2 Личностные УУД :
Смыслообразование
n
Установление учащимся значения результатов своей
деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов
n
Установление связи между целью учебной
деятельности и ее мотивом - определение
того, «какое значение, смысл имеет для меня учение»
1.3 Личностные УУД : Нравственно-этическая
ориентация
n
Выделение морально-этического содержания событий
и действий
n
Построение системы нравственных ценностей как
основания морального выбора
n
Нравственно-этическое оценивание событий и
действий с точки зрения моральных норм
n
Ориентировка в моральной дилемме и осуществление
личностного морального выбора
Виды УУД –
2.Регулятивные УУД :
2.Регулятивные УУД :
2.1 Целеполагание - постановка
учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся,
и того, что еще неизвестно;
2.2 Планирование -
определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного
результата; составление плана и последовательности действий;
2.3 Прогнозирование - предвосхищение
результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
2.4 Контроль* в
форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от эталона;
2.4.1 Волевая саморегуляция
как способность:
-
к волевому усилию - выбору в ситуации конфликта
мотивов;
-
к преодолению препятствий;
-
эмоциональная устойчивость к стрессам и
фрустрации;
-
эффективные стратегии совладания с трудными
жизненными ситуациями;
- к
мобилизации сил и энергии.
2.5 Коррекция - внесение
необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае
расхождения эталона, реального действия и его продукта
2.6 Оценка - выделение и
осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание
качества и уровня усвоения
Виды УУД –
3. Познавательные УУД
3. Познавательные УУД
3.1 Познавательные УУД : Общеучебные
n
Самостоятельное выделение и формулирование
учебной цели
n
Информационный поиск
n
Структурирование знаний
n
Произвольное и осознанное построение речевого
высказывания (устно и письменно)
n
Знаково-символические действия *
-
отображения учебного материала;
-
выделения существенного;
-
отрыва от конкретных ситуативных значений;
-
перехода во внутренний умственный план;
-
формирования обобщенных знаний
Виды
знаково-символических действий:
n
Замещение
n
Кодирование/декодирование
n
Моделирование
n
Смысловое чтение текстов различных жанров;
извлечение информации в соответствии с целью чтения
n
Рефлексия способов и условий действия, их
контроль и оценка; критичность
n
Выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от условий
3.2 Познавательные УУД : Логические
действия
n
Анализ объекта с выделением существенных и
несущественных признаков
n
Синтез как составление целого из частей, в том
числе с восполнением недостающих компонентов
n
Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов
n
Подведение под понятия, выведение следствий
n
Установление причинно-следственных связей
n
Построение логической цепи рассуждения
n
Выдвижение гипотез, их обоснование
n
Доказательство
3.3 Познавательные УУД : Постановка и решение проблем
n
Формулирование проблемы
n
Самостоятельное создание способов решения
проблем творческого и поискового характера
Виды УУД –
4. Коммуникативные УУД :
4. Коммуникативные УУД :
Коммуникация -
n
как взаимодействие
с партнером (децентрация, умение услышать партнера, учет различных позиций в
общении),
n
как сотрудничество, кооперация,
n
как основа интериоризации действия
(перехода от внешнего материализованного действия к внутреннему умственному через
ряд речевых этапов)
4.1 Планирование учебного
сотрудничества
4.2 Постановка вопросов
4.3 Построение речевых
высказываний
4.4 Лидерство и согласование
действий с партнером
4.5 Умения слушающего
(слышать и слушать)
ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД) У
ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основное предназначение программы - конкретизировать требования
к результатам начального общего образования и дополнить
традиционное содержание
образовательно-воспитательных программ.
Формирование
способности и готовности учащихся реализовывать универсальные
учебные действия позволит повысить эффективность
образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.
Ценностные ориентиры начального образования,
конкретизируют общие установки образования:
• формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину,народ и
историю, осознания ответственности человека за благосостояние
общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии
культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих»
и «чужих»; уважения истории и культуры каждого народа;
• формирование психологических условий развития общения,
кооперации сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимательности к людям,
готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в
ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера,
признавать право каждого на собственное мнение и принимать
решения с учетом позиций всех участников;
• развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе
общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
— принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы,
коллектива и стремления следовать им;
— ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных
поступков, так и поступков окружающих людей,
развитии этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов
морального поведения;
— формирования чувства прекрасного и эстетических чувств
благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной
культурой;
• развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и
самовоспитанию:
— развитие широких познавательных интересов, инициативы и
любознательности, мотивов познания и творчества;
— формирование способности к организации своей учебной
деятельности (планированию, контролю, оценке);
• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности
личности как условия ее самоактуализации:
— формирование самоуважения и эмоционально-положительного
отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою
позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их
оценивать;
— развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям,
ответственности за их результаты;
— формирование целеустремленности и настойчивости в достижении
целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного
оптимизма;
— формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и
влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности
личности и общества в пределах своих возможностей.
Понятие «универсальные учебные действия»
«Универсальные учебные действия» - это УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ,
то есть способность субъекта к саморазвитию и
самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения
нового социального опыта.
Умение учиться
– существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися
предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа
мира и ценностно-смысловых оснований личностно-морального выбора
Виды универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных учебных действий,
соответствующих ключевым целям общего образования, можно
выделить четыре вида:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Личностные действия
обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и
ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить
три типа личностных действий:
— личностное, профессиональное, жизненное
самоопределение;
— смыслообразование, ученик должен задаваться вопросом:
какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на
него отвечать;
— нравственно-этическая ориентация, в том числе и
оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный
моральный выбор.
Регулятивные действия
дают учащимся организовать их учебную деятельность. К ней
относятся:
целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль;
коррекция;
оценка; саморегуляция.
Познавательные универсальные действия
включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение
проблемы.
Коммуникативные действия
обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других
людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и
вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении
проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и
взрослыми.
В процессе обучения
закладывается учебная деятельность, требующая новой организации
учебно - воспитательного процесса.
Основные этапы реализации методологии и технологии формирования
универсальных учебных действий в начальной школе:
Выделение цели формирования универсальных учебных действий, их функций в образовательном процессе, содержания и требуемых свойств с учетом возрастно-психологических особенностей учащихся.·
Выделение цели формирования универсальных учебных действий, их функций в образовательном процессе, содержания и требуемых свойств с учетом возрастно-психологических особенностей учащихся.·
Определение ориентировочной основы каждого из универсальных
учебных действий, обеспечивающей его успешное выполнение, и
организация ориентировки учащихся при его реализации.
Организация поэтапной отработки универсальных учебных действий, обеспечивающей переход от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме и от совместного выполнения действия (сорегуляции с учителем и сверстниками) к самостоятельному выполнению (саморегуляции).
Нахождение конкретных форм универсального учебного действия применительно к каждому учебному предмету, описание свойств действия. Определение связей универсальных учебных действий с содержанием предметных дисциплин.
Создание системы задач, включающих предметно-специальные, общелогические и психологические типы (П.Я. Гальперин), решение которых обеспечивает формирование заданных свойств универсальных учебных действий.
Создание учебников нового типа, реализующих технологию формирования конкретных видов и форм универсальных учебных действий в данной предметной дисциплине, а также разработка соответствующих учебно-методических пособий для учителей.
Организация поэтапной отработки универсальных учебных действий, обеспечивающей переход от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме и от совместного выполнения действия (сорегуляции с учителем и сверстниками) к самостоятельному выполнению (саморегуляции).
Нахождение конкретных форм универсального учебного действия применительно к каждому учебному предмету, описание свойств действия. Определение связей универсальных учебных действий с содержанием предметных дисциплин.
Создание системы задач, включающих предметно-специальные, общелогические и психологические типы (П.Я. Гальперин), решение которых обеспечивает формирование заданных свойств универсальных учебных действий.
Создание учебников нового типа, реализующих технологию формирования конкретных видов и форм универсальных учебных действий в данной предметной дисциплине, а также разработка соответствующих учебно-методических пособий для учителей.
УДД
1.Личностные
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения
к школе, ориентации на содержательные моменты школьной
действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение,
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов
морального поведения;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного
мира, готовность следовать в своей деятельности нормам
природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего
поведения;
Выпускник получит возможность для формирования:
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном
поведении и поступках;
2.Регулятивные
У выпускника будут сформированы:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
осуществлять пошаговый контроль по результату (в случае работы
в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения
задачи);
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
3.Познавательные
У выпускника будут сформированы:
использовать знаково-символические средства, в том числе модели
(включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для
решения задач;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
Выпускник получит возможность научиться:
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
4.Коммуникативные
У выпускника будут сформированы:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые,
средства для решения различных коммуникативных задач,
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
Выпускник получит возможность научиться:
задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;
Комментариев нет:
Отправить комментарий