Содержательный
контроль и оценка строится на критериальной, выработанной совместно с учащимися
основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими.
Критериальное оценивание подразумевает
ряд установок:
1.оцениваться с помощью отметки может
только работа учащегося, а не его личность и личные качества (темп работы,
особенности памяти, внимания, восприятия).
2.работа учащегося сравнивается не
непосредственно с работами других учеников, а с эталоном (образцом отлично
выполненной работы);
При критериальном оценивании нет условий для
сравнения себя с другими. Ты успешен по одному критерию, а я – по другому.
Такие ярлыки, как «отличник», «троечник», «хорошист», отпадают сами собой, зато
появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по
тому или иному критерию. Важно только, чтобы каждый балл был содержательно
наполнен и им обозначался конкретный уровень достижений (Критериальное
оценивание не предполагает отказа от цифровой, формальной отметки, от балльной
системы, поэтому вы можете использовать его
и при традиционном «пятибалльном» оценивании).
2.
эталон известен учащимся заранее;
- разработан
четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам
определить свой уровень достижения и определить свою отметку;
- Критерии не
должны быть спущены сверху
- Они должны
быть четкими, ясными, понятными
- На 1 этапе
нет смысла брать много критериев, достаточно 1-2, которые определяют это
умение (в начальном звене достаточно 3-4).
На этапе
предварительного контроля нужно научить детей выделять критерии задания, ответа
и т. д.:
-Что будем оценивать?
-Как будем оценивать?
-Почему ты думаешь, что эти критерии будут важными?
-Кто смог себя оценить?
Для
формирования у учащихся первоначального представления о критериях оценки устных
ответов учитель дает развернутую содержательную оценку ответа ученика (т. е.
формулирует оценочное высказывание), из которой дети определяют требования к данному виду ответа, эти ответы и есть критерии оценки устного ответа.
«Послушайте
внимательно, как я буду оценивать ответ, и попробуйте определить, какие
требования к нему предъявляются. Ответ Сережи был правильным: он верно дал определение прилагательного, сказал, как
оно изменяется, правильно назвал окончания в единственном и множественном
числе. Ответ был неполным: Сережа не
сказал о связи прилагательного с существительным, о его роли в речи. Он не
приводил свои примеры».
В процессе
обсуждения на доске записываются критерии оценки.
Критерии
оценки ответа на тему:
1.Правильность
ответа.
2.Полнота
ответа.
3.Наличие
примеров.
Аналогичный
прием используется для оценки устных ответов, содержащих последовательность
действий, которые нужно совершить.(н-р, для решения грамматической или
орфографической задачи или вида языкового разбора)
Критерии оценки
«ответа-действий» (т. е. ответы, в которых важна последовательность
действий)
1.Правильность выполнения каждого действия
2.Соблюдение нужного порядка действий
Например, критерии оценки для задания «Подобрать как
можно больше однокоренных слов к слову лес»
1. Доказательство правильности подбора каждого из слов:
объяснение его с помощью слова лес
2. Количество подобранных слов.
Таким образом
для каждого задания вместе с детьми определяются критерии оценки.
Инструментом
оценивания стали шкалы, которые напоминают ребенку измерительный прибор. С ее
помощью можно измерить разные параметры выполненной работы (правильность
решения учебной задачи, аккуратность, уровень сложности, заинтересованность и
т.д.). Количество шкал зависит от количества критериев, вырабатываемых учителем
и учениками в ходе их совместной деятельности на уроке.
Оценочные
шкалы представляют собой отрезки, которые дети чертят в тетради,
непосредственно рядом с работой.
Самооценка
представляет собой постановку ребенком крестика на данной шкале, зная, что
вверху ставят крестик в том случае, если данный критерий выполнен полностью,
соответственно внизу – если данный критерий не выполнен вообще. Учитель, в свою
очередь рассматривает адекватность самооценки с каждым ребенком индивидуально,
корректируя при необходимости.
Комментариев нет:
Отправить комментарий