Безотметочное обучение
– это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть
недостатки существующей «отметочной» системы оценивания.
В первую очередь разведем
понятия оценка и отметка.
Оценка -
словесная характеристика результатов действия
(можно за любое действие ученика). Это есть сравнение результата с эталоном.
Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака
из принятой системы (только за решение
продуктивной задачи – каждой в отдельности).
Это зафиксированный
результат процесса оценивания.
Таким образом, безотметочное обучение – это система контроля и самоконтроля учебных достижений младших школьников, которая отражает качественный результат процесса обучения, включает уровень усвоения учеником знаний по предметам и уровень его развития.
Конечная цель
безотметочного обучения – формирование контрольно – оценочной самостоятельности
младших школьников, закладывающей
основы учебной
самостоятельности школьников (основы умения учиться). В
связи с этим безотметочное обучение становится лишь базовым педагогическим
условием для решения этой проблемы.
Основные принципы безотметочного обучения
·
Критериальность - содержательный контроль и оценка строится на
критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть
однозначными и предельно четкими.
(Критерий – это признак, на основании которого производится оценка
чего-либо).
·
Приоритет
самооценки – в учебном процессе наряду с использованием внешней
оценки (оценка учителя, взаимооценка) формируется способность учащихся
самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Для воспитания
адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок обучающихся –
прогностической (оценки предстоящей работы) и ретроспективной (оценка
выполненной работы).
·
Самооценка
должна предшествовать учительской оценке
·
Гибкость и
вариативность – в учебном
процессе используются разнообразные виды оценочных шкал, позволяющие гибко
реагировать на прогресс или регресс в успеваемости и развитии ученика.
·
Естественность
процесса контроля и оценки – контроль и оценка должны проводиться в
естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий