Проблемное обучение — обучение, при котором учащимся знания не сообщаются
в готовом виде. Знания приобретаются только в процессе разрешения проблемных
ситуаций.
Проблемная ситуация — начальный момент мыслительного процесса обучающихся,
осознанное затруднение, пути преодоления которого необходимо самостоятельно
найти.
Проблемное задание (познавательная,
поисковая задача) — задание, способ
выполнения и результат которого учащимся заранее неизвестны, но уровень их
подготовки позволяет самостоятельно найти способ его выполнения и получить ответ.
Уровни проблемного обучения
Уровень
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Задачи уровня
|
Проблемное изложение
|
Ставит проблему,
выдвигает гипотезу, показывает путь ее доказательства, формулирует вывод
|
Мысленно следит за процессом творческого поиска и
логикой доказательства
|
Формирование
образца умственных действий в проблемной ситуации
|
Частично-поисковый уровень
|
Конструирует общее задание, расчленяет его на
вспомогательные, намечает план поиска, консультирует и помогает в процессе
реализации обучаемыми последующих поисковых этапов
|
Самостоятельно осуществляет
последующие этапы поиска решения по составленному плану при корректирующей
роли педагога
|
Формирование элементарных
умений и навыков поисковой деятельности
|
Исследовательский
уровень
|
Объявляет тему, постепенно
подводит к необходимости пройти весь
путь поиска: постановка проблемы, решение, выводы
|
Самостоятельно формулирует
проблему, находит ее решение, делает выводы
|
Формирование
навыков исследовательской, творческой деятельности
|
Поисковые
умения
> Учитывать
и соотносить все данные в условии задачи между собой и с
требованием задачи, выяснять их согласованность и противоречивость.
требованием задачи, выяснять их согласованность и противоречивость.
У Выявлять избыточные и недостающие данные.
>
Соотносить шаги поиска решения между собой и с вопросом задачи.
>
Доказывать каждый вывод.
5> Стремиться к исчерпыванию всех возможных доказательств и определять
их достаточность.
>
Стремиться к исчерпыванию всех возможных выводов в соответствии с
вопросом задачи.
>
Проверять решение и его соответствие требованию задачи
Комментариев нет:
Отправить комментарий