Если вашему ребенку уже шесть, это означает, что вам пора морально
готовиться к кризису семи лет. Слово «кризис» не означает чего-то
ужасного, это нормальный этап развития. И хорошо бы поступление в школу
произошло не в начале его, а когда пик уже пройден и ребенок
психологически готов перейти из состояния дошкольника в позицию ученика.
На рубеже шести-семи лет поведение ребенка заметно меняется. Он уже
не так открыт и непосредствен в своих реакциях, в общении с домашними,
как раньше. Малыши доверчиво делятся со взрослыми своими обидами. А
после шести лет часть неприятностей ребенок начинает переживать про
себя. Ни с того ни с сего появляется какое-то шутовское кривляние,
гримасы. Эмоциональное состояние ребенка меняется уже не так быстро, как
раньше, когда из-за вовремя подсунутой игрушки слезы мгновенно
высыхали.Так что же с ним происходит?
Родители, воспитатели и учителя начальной школы видят лишь внешние проявления кризиса, а психологи объясняют, что происходит с психикой ребенка в это время. В брошюрах по определению готовности ребенка к школе можно встретить такие неуклюжие термины, как «потеря непосредственности» и «произвольность поведения».Если разобраться в длинной научной терминологии, это означает вот что: ребенок начинает действовать не стихийно, а осознанно. До шести лет малыш делает то, что он хочет, и даже запоминает что-то не по своему выбору или чужому указанию, а если «само запомнилось». Во время кризиса эта замечательная жизнь заканчивается: он начинает предвидеть последствия своих поступков, анализировать происходящее вокруг, сознательно чего-то добиваться.
И пока такие изменения не произошли хоть в небольшой степени, на ребенка бессмысленно и даже вредно взваливать обязанности школьника. Даже если он бегло читает, считает до ста и рассуждает «почти как взрослый».
У любого учителя начальных классов есть печальный опыт работы с первоклассниками, психологически не готовыми к школе. Ребенок приходит в класс сияющий, смышленый, общительный, буквы и цифры знает… Но обучение его превращается в мучение. И для него самого, и для учителя.
Такой ребенок не может усидеть за партой: забыв поднять руку, с восторгом выкрикивает ответ; не обращает внимания на задания учителя. Нет, он не стремится сделать назло, просто когда слышит данные задачи – в аквариуме плавало 2 красных рыбки и 3 синих, – вдруг срывается из-за парты и кричит: «А у моего дедушки тоже есть аквариум!». Этот ребенок давно умеет складывать 2 и 3, задачка для него пустяковая. Беда в том, что он забыл про задание – решить математическую задачу. Непосредственно, по-детски среагировал на ее условия как на начало занятной истории.
То же самое происходит с письмом и чтением: слова учителя не воспринимают как задание. Учителя в таких случаях с огорчением говорят: «Он просто еще маленький».
Кстати, может возникнуть вопрос: а как же он научился рассуждать, читать, освоил счет, не обладая пресловутой произвольностью? Вот так и научился, непроизвольно, в игре, мимоходом. Тем более что в этом возрасте у детей очень цепкая память, тоже, между прочим, непроизвольная.
С наименьшими потерями
Полноценное тестирование на готовность к учебе происходит не в каждой школе. Многие родители и педагоги упорно рассматривают готовность к школе как умение читать-писать-считать. К сожалению, школы наращивают требования к будущим первоклассникам (на это есть множество причин), открывают подготовительные классы, курсы прогимназии, а родители волей-неволей включаются в эту абсурдную гонку. Ведь иначе ребенка не примут в «хорошую» школу. Сопротивляться этому тотальному безумию, пожалуй, бесполезно (разве что решиться на подвиг домашнего обучения).Остается только выбрать наиболее щадящую подготовку, чтобы научить тому, что он все равно будет проходить в первом классе. Поспрашивайте родителей, чьи дети туда уже ходят, посидите на нескольких занятиях сами. Когда решите отдать ребенка на ту или иную подготовку, спрашивайте регулярно: не трудно ли, не скучно ли ему, как проходят занятия?
Если они дублируют программу и форму обучения первого класса, бегите оттуда, не задумываясь.
Игра – дело серьезное
Дома тоже не устраивайте шестилеткам ничего «школоподобного». Это обычно труднее всего объяснить родителям. Ведь взрослые привыкли, что полезные знания и навыки приобретаются тренировкой: повторенье – мать ученья, не получилось – попробуй еще раз. В случае с шестилеткой это бессмысленно. Ему нужно время, чтобы созреть – полноценно прожить один этап жизни, чтобы перейти на другой уровень. Зерно дает росток, цветок превращается в плод, головастик в лягушонка – принципиально ускорить эти процессы нельзя, можно только дождаться.Если же грубо подталкивать процесс, то можно и навредить. Головастик, которого дергают за хвостик и вытаскивают из воды, приучая жить на суше, вряд ли станет лягушонком быстрее положенного. Именно поэтому не нужно усаживать будущего школьника на 45 минут за стол со сложенными перед собой руками, имитировать школьные задания, требовать сосредоточенности и усидчивости при выполнении неинтересных для него упражнений. Это не только бесполезно: вы тем самым еще и отнимаете у него драгоценное время активного проживания своего дошкольничества.
Когда шестилетний ребенок играет, рассматривает каких-то букашек, строит запруду, сочиняет нелепые, на ваш взгляд, истории, – в его сознании происходит серьезная и важная работа. Психологи утверждают, что ребенок, активно и творчески играющий в ролевые игры (в шофера, волшебника, в дочки-матери), гораздо успешнее осваивает впоследствии научные понятия.
Без чтения и разговоров тоже не обойтись – про все, что малышу интересно.
Не менее важны в этом возрасте новые впечатления – для того чтобы размышлять, удивляться, соотносить причины и последствия, понимать, как устроен мир. Кстати, впечатления – не обязательно Лувр или Диснейленд. Напитаться ими можно в лесу, в гостях (в интересных, конечно, а не там, где ты сидишь у компьютера, а мама болтает с подружкой), на прогулке.
Даже банальное катание с горки дает ребенку необыкновенно много. Как пишет М. Осорина в замечательной книжке «Секретный мир детства», эта традиционная забава приносит массу впечатлений, ощущений, открытий: преодоление страха, чувство риска, наблюдение за поведением сверстников и даже возможность прочувствовать свое растущее тело в падениях и поворотах. Все это – совершенно необходимый «строительный материал» для успешного развития дошкольника и превращения его в школьника.
Никакая прогимназия не заменит общения с родителями
Конечно, катание с горки, прогулки в лесу и игра в дочки-матери не исчерпывают предшкольной подготовки. Просто взрослые эту часть жизни ребенка всегда считают неважной, само собой разумеющейся. И безжалостно замещают ее занятиями в секциях, кружках, клубах раннего развития. Спорт, безусловно, дело полезное. И иностранные языки. И рисование. И танцы. И буквы к школе выучить придется. Не забывайте только о чувстве меры. Вы ведь хотите, чтобы лет через пятнадцать – двадцать ваш ребенок стал не только конкурентоспособным, но также здоровым и счастливым?Итак, до поступления в школу остался почти целый год. Многие уже выбрали школу и отдали ребенка в подготовительный класс. Не ограничивайтесь этим, пожалуйста, не успокаивайте себя тем, что педагоги научат его там всему, чему положено, помогайте ему постепенно переходить в новое состояние.
- Пообещайте себе проводить со своим замечательным дошкольником хотя бы полчаса каждый день: читать, играть, гулять или просто разговаривать. И не забывайте, что это время должно безраздельно принадлежать ребенку. Совместный поход в магазин или сберкассу не считаются.
- Не преувеличивайте значения развивающих игр. Не упускайте момента организовать условия для сюжетно-ролевых игр. Особенно если ребенок не ходит в детский сад, мало гуляет и общается со сверстниками. Придется вам составлять ему компанию. Причем старайтесь развивать игру, подбрасывайте новые сюжетные ходы.
- Если ребенок упорно игнорирует все ваши попытки научить его чтению, а для поступления в школу это обязательно требуется, используйте игровые (а не традиционно учебные!) формы. С девочкой, которая любит играть в куклы, поиграйте в школу. С мальчиком, увлеченно катающим машинки, можно построить гоночный трек с гаражами, заправками, мастерскими. И над всем этим написать вывески. Ребенка, любящего лепить, можно увлечь созданием и выпечкой целого алфавита из теста.
- В совместных прогулках и играх используйте все возможности для обсуждения планов и договоренностей: куда пойдем, что возьмем с собой, какие действия придется выполнить потом (убрать игрушки, высушить одежду).
Комментариев нет:
Отправить комментарий