Гигиенические требования к использованию персональных
компьютеров (ПК) в начальной школе
В соответствии с
требованиями современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2.542-96
"Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным
электронно-вычислительным машинам и организации работы") для занятий детей
допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет
санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей.
Площадь на одно
рабочее место с компьютером должна быть не менее 6 кв.м.
Очень важно гигиенически грамотно разместить
рабочее место. Компьютер лучше расположить так, чтобы
свет на экран падал слева. Несмотря но то, что экран светится,
занятия должны проходить не в темном, а в хорошо освещенном помещении.
Размер
учебной мебели (стол и стул) должен соответствовать росту ребенка. Убедиться в
этом можно следующим образом: ноги и спина (а еще лучше и предплечья) имеют
опору, а линия взора приходится примерно на центр монитора или немного выше.
Освещенность
поверхности стола или клавиатуры должна быть не менее 300 лк, а экрана не более
200 лк.
Для уменьшения
зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы изображение на экране
компьютера было четким и контрастным. Необходимо также исключить возможность
засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения.
При работе с
текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту:
темные знаки на светлом фоне.
Расстояние от глаз
до экрана компьютера должно быть не менее 50 см . Одновременно за
компьютером должен заниматься один ребенок, ток как для сидящего сбоку условия
рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.
Оптимальные
параметры микроклимата в дисплейных классах следующие: температура - 19-21 °С,
относительная влажность - 55-62%.
Приобщение детей к
компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования,
которые должны соблюдаться не только в школе, но и дома.
Для профилактики
зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать следующие
рекомендации:
• Оптимальная
продолжительность непрерывных занятий с компьютером для учащихся 1-4 классов
должна быть не более 15 минут.
• С целью
профилактики зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах
рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя
или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной
амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в
игровой форме.
Примерный
комплекс упражнений для глаз:
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы,
на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на
счет 1 -6. Повторить 4-5 раз.
2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на
счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль
на счет 1 -6. Повторить 4-5 раз.
3. Не
поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4,
затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения,
но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.
4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо
вверх - налево вниз, потом прямо вдоль на счет 1-6; затем налево вверх -
направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 -6. Повторить 4-5 раз.
5. Проведение гимнастики для глаз не исключает
проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений
для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое
напряжение.
6. Несомненно, что утомление во многом зависит от
характера компьютерных занятий. Наиболее утомительны для детей компьютерные
игры, рассчитанные, главным образом, на быстроту реакции. Поэтому не следует
отводить для проведения такого рода игр время всего занятия. Продолжительное
сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы,
нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Поэтому для учащихся
этого возраста допускается проведение компьютерных игр только в конце занятия
длительностью не более 10 минут.
Комментариев нет:
Отправить комментарий