суббота, 16 марта 2013 г.

«Здоровое питание школьника – залог успешной учебы»



Питание в школьном возрасте существенно влияет на формирование здоровья детей и является важнейшим фактором, определяющим здоровье нации.
Любой родитель, воспитывающий ребенка-школьника, несет полную ответственность за его здоровье, а потому должен всерьез озаботиться вопросом, чем питается его ребёнок, будучи в школе, и питается ли вообще. Здоровое питание школьников – проблема серьезная, ведь именно в школьный период в детском организме происходит наибольшее количество изменений.

Начиная с 1 октября 2008 года, когда вступил в силу СанПиН 2.4.2409-08, согласно которому школы страны обязаны обеспечивать регулярное (дважды в день) и здоровое питание школьников, поводов беспокоиться у родителей стало меньше. Согласно Постановлению главного санитарного врача Российской Федерации Г.Онищенко, в ежедневном рационе школьных обедов в обязательном порядке должны присутствовать 4 основных вида продуктов, а именно: молоко (или молочные продукты), сливочное масло, подсолнечное масло и мясные продукты. Здоровое питание школьника предполагает полное отсутствие жареных горячих блюд, при этом около 80% от общего числа мясных блюд должно приготавливаться непосредственно из мяса, а оставшиеся 20% - из прочих мясных изделий либо колбасы.
Немаловажен и тот факт, что согласно новым правилам в достаточно существенной степени увеличились порционные объемы. Так, горячий завтрак в школе должен включать в себя салат (или другую закуску), горячее блюда (обычно второе) и горячий напиток, а горячий обед, помимо закуски, включает первое, второе горячее блюдо, а также выпечку.
            Как правило, школы стараются придерживаться вступившего в силу СанПиНа, однако нельзя не отметить и тот факт, что эти новшества сказываются на стоимости школьных завтраков, обедов и полдников в сторону увеличения. Впрочем, учитывая, что речь идет про здоровое питание школьников, гораздо важнее, что ребенок в школе будет питаться правильно.
Если же говорить про здоровое питание школьника в целом, необходимо отметить, что ежедневно ребенок должен принимать пищу не менее 4-х раз. При этом на завтрак, обед и ужин в обязательном порядке должно быть горячее блюдо. Для растущего организма невероятно важно получать в достаточном количестве белок, кальций, фосфор и витамины. При этом пища должна быть не только полезной и разнообразной, но и калорийной, ведь напряженная умственная и физическая деятельность детей школьного возраста предполагает существенные энергетические затраты.
Здоровое питание школьника – залог успеха в новом учебном году
Большую нагрузку ощущают обучающиеся средней школы. Выпуск из младшей школы, где вчерашние малыши были под заботливой опекой первого учителя, проблемы подросткового возраста – все это создает дополнительный стресс и мешает полноценному освоению учебного материала.
Что уж говорить о старшеклассниках с их колоссальными учебными нагрузками и подготовкой к вступительным экзаменам!
Чем же родители  могут помочь своим детям в их нелегком труде познания окружающего мира? Прежде всего - обеспечить им оптимальный распорядок дня и здоровое полноценное питание.
Основные принципы здорового питания школьников:
-питание школьника должно быть сбалансированным
Для здоровья детей важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ. В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходимы для полноценного развития детского организма. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4.
-питание школьника должно быть оптимальным
При составлении меню обязательно учитываются потребности организма, связанные с его ростом и развитием, с изменением условий внешней среды, с повышенной физической или эмоциональной нагрузкой. При оптимальной системе питания соблюдается баланс между поступлением и расходованием основных пищевых веществ.
Калорийность рациона школьника должна быть следующей:  7-10 лет – 2400 ккал; 14-17лет – 2600-3000ккал. Если ребенок занимается спортом, он должен получать на 300-500 ккал больше.

Необходимые продукты для полноценного питания школьников
Белки
Самыми ценными для ребенка являются рыбный и молочный белок, который лучше всего усваивается детским организмом. На втором месте по качеству - мясной белок, на третьем – белок растительного происхождения.
 Ежедневно школьник должен получать 75-90 г белка, из них 40-55 г животного происхождения.
В рационе ребенка школьного возраста обязательно должны присутствовать следующие продукты:
молоко или кисломолочные напитки;
творог;
сыр;
яйца;
рыба;
мясные продукты.

Жиры
Достаточное количество жиров также необходимо включать в суточный рацион школьника. Необходимые жиры содержатся не только в привычных для нас «жирных» продуктах – масле, сметане, сале и т.д. Мясо, молоко и рыба – источники скрытых жиров. Животные жиры усваиваются хуже растительных и не содержат важные для организма жирные кислоты и жирорастворимые витамины.
 Норма потребления жиров для школьников - 80-90 г в сутки, 30% суточного рациона.
Ежедневно ребенок школьного возраста должен получать:
сливочное масло;
растительное масло;
сметану.

Углеводы
Углеводы необходимы для пополнения энергетических запасов организма. Наиболее полезны сложные углеводы, содержащие неперевариваемые пищевые волокна.
 Суточная норма углеводов в рационе школьника - 300-400 г, из них на долю простых должно приходиться не более 100 г.
Необходимые продукты в меню школьника:
хлеб или вафельный хлеб;
крупы;
картофель;
мед;
сухофрукты;
сахар.

Витамины и минералы
Продукты, содержащие основные необходимые витамины и минеральные вещества, обязательно должны присутствовать в рационе школьника для правильного функционирования и развития детского организма.

Продукты, богатые витамином А:
морковь;
сладкий перец;
зеленый лук;
щавель;
шпинат;
зелень;
плоды черноплодной рябины, шиповника и облепихи.

Продукты - источники витамина С:
зелень петрушки и укропа;
помидоры;
черная и красная смородина;
красный болгарский перец;
цитрусовые;
картофель.

Витамин Е содержится в следующих продуктах:
печень;
яйца;
пророщенные зерна пшеницы;
овсяная и гречневая крупы.

Продукты, богатые витаминами группы В:
хлеб грубого помола;
молоко;
творог;
печень;
сыр;                                                       
яйца;
капуста;
яблоки;
миндаль;
помидоры;
бобовые.
            В рационе школьника обязательно должны присутствовать продукты, содержащие необходимые для жизнедеятельности минеральные соли и микроэлементы: йод, железо, фтор, кобальт, селен, медь и другие.
Контроль и координацию школьного питания осуществляет заместитель директора по ВР.
Классные руководители ежедневно организуют питание обучающихся, учитывая количество присутствующих, ведут разъяснительную  работу с обучающими о правильном питании.

Питание детей дошкольного и школьного возраста: современные проблемы
Высокая скорость роста, физического и психического развития детей и подростков в сочетании со значительной нервно-психической нагрузкой, обусловленной интенсивным процессом обучения, который, начиная уже с 3-4-летнего возраста, предопределяют необходимость постоянного поступления с пищей комплекса всех незаменимых и заменимых пищевых веществ, включая белки и аминокислоты, жиры и жирные кислоты, различные классы углеводов, в т. ч. пищевые волокна, микронутриенты (витамины и витаминоподобные вещества, минеральные соли и микроэлементы), биофлавоноиды, нуклеотиды и др. Это требование может быть обеспечено только при условии правильно организованного, рационального (здорового, оптимального, сбалансированного и т.п.) питания детей в школьных учреждениях и домашних условиях. Основные причины рационального питания детей и подростков в организованных коллективах могут быть кратко сформулированы следующим образом:
-Адекватная энергетическая ценность рационов, соответствующая энерготратам детей и подростков
 -Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, различные классы углеводов, витамины и витаминоподобные вещества, минеральные соли и микроэлементы
 -Адекватное поступление с пищей некоторых минорных компонентов: различных классов флавоноидов, нуклеотидов и др.
-Максимальное разнообразие рациона с включением в него всех групп продуктов
-Оптимальный режим питания
-Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности
-Учет индивидуальных особенностей детей (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд)
-Обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.
Однако, анализ состояния питания детей в детских дошкольных, и особенно школьных учреждениях, указывает на существенные отклонения от этих принципов, следствием чего являются значительные нарушения пищевой ценности рационов питания. К числу относятся недостаточное использование в питании некоторых групп продуктов (рыбы, кисломолочных продуктов, овощей и фруктов, растительного масла), избыточное потребление соли, специй, сахара и кондитерских изделий, нарушения режима питания.
В результате дети потребляют недостаточно микронутриентов (витаминов С, В2, А и ?-каротина, кальция, железа, цинка и меди), пищевых волокон и пробиотиков на фоне избыточного потребления легкоусваиваемых углеводов, жира и натрия. Это, в свою очередь, ведет к нарушению адекватного иммунного ответа увеличению числа часто болеющих детей, значительной распространенности анемии, кариеса, остеопороза и др.
Важным направлением работы является также оптимизация режима питания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий