Довольно
часто тревожные дети имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном
восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться
за новое сложное задание.Такие дети, как правило, чаще других подвергаются
манипуляциям со стороны взрослых и сверстников. Кроме того, чтобы вырасти в
собственных глазах, тревожные дети иногда любят покритиковать других. Для того
чтобы помочь детям данной категории повысить самооценку, Вирджиния Квинн
предлагает оказывать им поддержку, проявлять искреннюю заботу о них и как можно
чаще давать позитивную оценку их действиям и поступкам.
Если в дошкольном и младшем школьном возрасте
ребенок не испытывает такой поддержки от взрослых, то в подростковом возрасте
его проблемы увеличиваются, «развивается резкое ощущение личностного
дискомфорта» Тревожный ребенок, став взрослым, может сохранить привычку
выбирать для выполнения только простые задачи, так как именно в этом случае он
может быть уверен, что успешно справится с проблемой.
Для того чтобы помочь ребенку повысить свою
самооценку, можно использовать следующие методы работы:
· 1. Прежде всего, необходимо как можно чаще
называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и
взрослых. В детском саду или в классе с этой целью можно отмечать достижения
ребенка на специально оформленных стендах, награждать ребенка грамотами,
жетонами. Кроме того, можно поощрять таких детей, поручая им выполнение престижных
в данном коллективе поручений.
· 2. Отрицательное влияние на формирование
адекватной самооценки оказывает прием, который используют в работе некоторые
педагоги: сравнение результатов выполнения задания одних детей с другими. В
случае взаимодействия с другими категориями детей данный способ может сыграть
положительную роль, но при общении с тревожным ребенком он просто недопустим.
Если же педагог все-таки хочет провести сравнение, то лучше сравнить результаты
данного ребенка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или
месяц назад.
· 3. При работе с детьми, страдающими
заниженной самооценкой, желательно избегать таких заданий, которые выполняются
за определенное фиксированное педагогом время. Таких детей желательно
спрашивать не в начале и не в конце урока, а в середине. Не следует торопить и
подгонять их с ответом. Если взрослый уже задал вопрос, он должен дать ребенку
необходимо длительный срок для ответа, стараясь не повторять свой вопрос дважды
или даже трижды. В противном случае ребенок ответит нескоро, так как каждое
повторение вопроса он будет воспринимать как новый стимул.
· 4. Если взрослый обращается к тревожному
ребенку, он должен постараться установить визуальный контакт, такое прямое
общение «глаза в глаза» вселяет чувство доверия в душу ребенка.
·
Для того чтобы тревожный ребенок не считал
себя хуже других детей, желательно в группе детского сада или в классе
проводить беседы с детским коллективом, во время которых все дети рассказывают
о своих затруднениях, испытываемых ими в, тех или в иных ситуациях. Подобные
беседы помогают ребенку осознать, что и у сверстников существуют проблемы,
сходные с их собственными. Кроме того, такие обсуждения способствуют расширению
поведенческого репертуара ребенка.
Работа по повышению
самооценки - это только одно из направлений в работе с тревожным ребенком.
Очевидно, что быстрых результатов такой работы ожидать нельзя, поэтому взрослые
должны запастись терпением
Комментариев нет:
Отправить комментарий