воскресенье, 7 апреля 2013 г.

Родителям будущих первоклассников


Старший дошкольник.Что происходит с самим ребенком в этом возрасте?

Возраст 6–7 лет связан с наступлением переломного, критического периода жизни. Ребенок переходит от одного способа переживания среды к другому. Происходит перестройка переживаний. Она связана с завершением дошкольного цикла развития и ожиданием школьного цикла.
Самая существенная черта кризиса 7 лет – начало дифференциации внутренней и внешней сторон личности ребенка, утрата непосредственности, привнесение в поступки интеллектуального момента.
Вам известно состояние ожидания, когда кончается важнейшая часть жизни, предстоит что-то очень значительное, притягательное, но пока еще неопределенное. На душе смутно, одолевают самые противоречивые чувства: печаль расставания, радостное нетерпение, опасение неизвестности… Все так перепутано, трудно… Иной раз и не совладаешь с собой, сорвешься, а потом стыдишься себя и от этого становится еще труднее.


То перевозбуждение, то полная апатия, то вдруг живот болит, то голова, то плакать хочется, то на месте не усидишь, все из рук валится… Вам знакомо это состояние? Тогда вы легче поймете ребенка, находящегося на важном рубеже своей жизни: в промежутке между дошкольным и школьным детством.
Как все мы, так и дети 6–7 лет реагируют на состояние неопределенности всем своим существом: нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растет напряженность. Потеря внутренней стабильности организма может сопровождаться расстройством сна и аппетита, неожиданными скачками температуры, потерей веса. Может вырасти тревожность, капризность ребенка, могут заостриться любые «шероховатости» характера: упрямство или сосредоточенность, замкнутость или демонстративность… Ребенку трудно. И с ребенком, находящимся в состоянии жизненного кризиса, на перепутье целей, желаний, ожиданий, тоже непросто.
К 6–7 годам возрастает подвижность нервных процессов, отличается большее, чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и торможения, хотя процессы возбуждения превалируют (что определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость, повышенная эмоциональная возбудимость и т. п.).
Возрастает функциональное значение второй сигнальной системы. Слово приобретает обобщающее значение, сходное с тем, какое оно имеет у взрослого человека.
В этом возрасте происходят также существенные изменения в органах и тканях тела, существенно повышающие, по сравнению с предыдущим периодом, физическую выносливость ребенка.
Все это создает благоприятные анатомо-физиологические предпосылки для осуществления учебной деятельности.


На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование. В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:
1. Личностная готовность.
Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.
2. Интеллектуальная готовность.
Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:
– дифференцированное восприятие;
– аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
– рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
– логическое запоминание;
– интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
– овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
– развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.
3. Социально-психологическая готовность.
Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умении подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
И теперь, зная какие компоненты необходимо формировать у вашего ребенка, попытаемся сами подготовить малыша к школьному обучению так, чтобы он не только не испытывал трудностей, но и пошел в школу с радостью и учился с удовольствием.

II. Цели и задачи программы.
Ц е л ь : подготовка ребенка к обучению в школе.
Программа направлена на решение следующих  з а д а ч:
– создание позитивного настроя на обучение;
– формирование произвольности (развиваются произвольная память, внимание, мышление, произвольной становится организация деятельности);
– развитие мелкой моторики;
– знакомство с цифрами и алфавитом.

III. Арсенал методических средств.
На занятиях используются различные методические средства, формы, приемы и виды деятельности:
– рассказ;
– рисунок;
– лепка;
– мозаика;
– вырезание;
– физкультминутки, загадки и др.

IV. Материалы.
– тетрадь для отработки навыков письма;
– пластилин;
– мозаика;
– ножницы и карточки с написанными буквами и цифрами.

V. Технология работы.
Занятия с ребенком проводятся регулярно, каждый день или через день по 30–40 минут.
Если занятие длится более 30 минут, увеличивается время на активные движения (физкультминутка).
З а н я т и я   п о с т р о е н ы по одному принципу:
1. Пальчиковые игры.
2. Отработка навыков письма.
3. Сложи из мозаики или вырежи из карточки цифру, слепи из пластилина.
4. Физкультминутка.
5. Подумай:
– отгадай загадку;
– выполни задание.
6. Посмотри на букву и выучи короткое стихотворение.
Возможно изменение порядка видов деятельности, упражнений на занятиях. Физкультминутка должна быть в середине занятия, чтобы ребенок мог отдохнуть.
Для лучшего запоминания стихотворение, прочитанное во время последнего упражнения, рекомендуется родителям повторять с ребенком перед сном и утром.

VI. Результативность работы.
После проведенных занятий у ребенка должно сформироваться позитивное отношение к обучению, исчезнуть страх перед будущим поступлением в школу.
Проведение комплексно-игровых занятий по данной программе может послужить толчком для более полного развития ребенка, его интеллектуальной сферы (память, внимание, мышление) и физического состояния (развитие крупной и мелкой моторики, повышения двигательной активности).
Программа «В школу с радостью» может быть использована воспитателями в детском саду, учителями на этапе подготовки детей к школьному обучению, родителями.
http://kukalyaka.ru/stati/anatomo-fiziologicheskie-osobennosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta/

Комментариев нет:

Отправить комментарий