Нынешний Ирбит - небольшой (41 тыс. жителей) город в 200км северо-восточнее Екатеринбурга (три часа автобусом), на железной дороге в Тавду и Устье-Аха. Ирбитская слобода возникла в 1631 году как завод - первый за Уралом, и к Горнозаводскому Уралу не имевший никакого отношения (ведь в России 16-17вв. вообще была развитая по меркам Средневековья промышленность). Завод закрылся в 1699 году, то есть до основания первых петровских заводов, но с 1643 года в слободе проходила Ирбитская ярмарка, где встречались купцы Евроссии и Сибири, ставшая в 19 веке второй по величине в России после Нижегородской: на неё съезжалось до 100 тысяч человек, и с той поры остался огромный купеческий центр, достойный небольшого губернского города.
Упадок Ирбита начался еще до Революции с постройкой Транссиба, а в в 1941 году сюда был эвакуирован Московский мотоциклетный завод, что предопределило новую роль Ирбита как "мотоциклетной столицы России". Но в наше время завод почти стоит, а Старый город лежит в руинах.
О двух гранях Ирбита - ярмарочной и мотоциклетной - и будут два поста. Сначала прогуляемся по купеческому центру, одному из самых больших и цельных в России.
Вокзал и автовокзал в Ирбите на противоположных концах города. Если Вам надо на вокзал - попросите остановить на "швейной фабрике" и идите по улице вниз. Автовокзал же расположен около Мотозавода, и автобус из Екатеринбурга по пути к нему проезжает весь город. Швейная фабрика стоит на улице Орджоникидзе, и в одном квартале от неё уже начинается Старый город.
Ирбитский театр - старейший на Урале, был основан в 1846 году для гостей ярмарки, здание было построено еще в 1853 году (то есть одно из старейших театральных зданий России), после много раз перестраивалось, в 1953 году став похожим на сталинку:
За театром кончаются старые предместья и начинается "центр центра". Дома вдоль улицы Орджоникидзе:
Эта часть улицы относительно ухожена, но даже тут много заброшенных домов:
На одном из перекрёстков слева становится виден в Ирбитскии пассаж:
Дома на улице, ведущей к пассажу:
На этой улочке был снят и вводный кадр, а вот дом напротив пассажа - редкий пример советского здания в Старом Ирбите:
Сам Ирбитский пассаж во всей красе! Он был построен в 1840-1864 годах как главный корпус ярмарки, хотя внешне больше всего напоминает постконструктивизм 1930-х:
Пассаж стоял у края ярмарочной площади, и ежегодно ярмарка начиналась с церемонии поднятия флага над пассажем. Были приметы: если флаг развернётся сразу - ярмарка хорошо пойдёт, а запутается - неудачно выйдет; развернётся к западу - будет успешнее для купцов Европейской России, к востоку - для купцов Сибири. Внутри пассажа торговали только самые уважаемые купцы, и торговое здание размером с половину московского ГУМа в маленьком городке смотрится как Кафедральный собор:
Пассаж используется по назначению, и на двух его этажах по-прежнему идёт торговля. Конечно, это не сравнить ни с былой роскошью, ни с любым ТЦ из крупного города. Однако это и не рынок - нормальный вещевой магазин:
Справа от пассажа (если стоять лицом ко входу) - обширная пустая площадь с памятником Ленину:
В 19 веке она выглядела так - грандиозный комплекс торговых рядов с затерянными в них часовнями и Богоявленский собор (1773, перестроен в 1857г., снесён в 1930г.):
Для чего понадобилось уничтожать этот ансамбль, не уступавший по величине знаменитому Костромскому Торгу (крупнейшему в России комплексу рядов) и устраивать на его месте пустырь - мне не понятно:
В дальней части площади - сталинка, которую я сначала принял за Ирбитский мототехникум, считающийся единственным в стране, но как оказалось - это институт коммерции и права, а мототехникум несколько дальше от центра:
Здесь площадь пересекает улица Кирова - одна из главных в центре. Слева на ней хорошо видно вот это здание и городская тюрьма за ним:
А в неприметном домике напротив помещается историко-этнографический музей.
По своему наполнению - явно один из лучших районных музеев России, способный потягаться с областными:
Палеонтология, этнография ханты и русских крестьян, купеческий быт, и конечно же разнообразные товары, проходившие через Ярмарку:
На заднем дворе музея - вот такой удивительный домик, украшения которого были собраны с разных утраченных зданий:
Но в плане организации один из самых бестолковых и неадекватных музеев, что я видел. Кассирша сначала десять минут выписывала билет отцу с дочкой, зашедшим передо мной, затем еще столько же провозилась и со мной, а затем начала истерить, чтобы я шёл побыстрее вместе с ними. В каждом зале с меня и этой парочки не спускали глаз, причём смотрители не сидели в своих залах, а ходили за нами компанией - на вопросы отвечали адекватно, но если я задерживался где-то, явно начинали нервничать. С экскурсоводом спустились в подвал, где были 4 самых интересных экспозиции - минералогическая, палеонтологическая, бытовых вещей (в первую очередь ярмарочный инвентарь, в том числе огромная коллекция весов) и в отдельной комнате камера СИЗО - но там по непонятным причинам было запрещено фотографировать, а выпускать из подвала меня не желали до конца экскурсии. Всё это с совершенно непонятной нервозностью и подозрительностью.
В общем, первый раз вижу, чтобы к посетителям музея относились как к заведомым злоумышленникам и вообще быдлу (хотя много раз о таком слышал). Вероятно, музей недавно обокрали. Но еще вероятнее, что так музейщики себя ведут во многих мелких городах - однако первый раз на моей памяти это совпадает с по-настоящему интересной экспозицией.
Вообще, в Ирбите я видимо пропустил много отдельных достопримечательностей - но они в общем-то не так важны. Это классический "средовой" город, по которому надо просто гулять без намеченного маршрута:
Попадаются очень красивые здания - причём в основном начала и середины 19в., ведь в эпоху модерна Ирбит оказался уже в стороне от торговых путей. Вообще, ирбитская архитектура в основном весьма лаконичная - но в зданиях чувствуется настоящий художественный вкус:
Однако в плане обшарпанности и разрухи Ирбит, кажется, не имеет себе равных среди всех городов, что я видел. Если кто-то помнит Выборг десятилетней давности (не современный!!!) - в Ирбите всё значительно хуже.
Конечно, нищий районный городок с двумя парализованными уже 20 лет заводами физически не способен содержать Старый город, превосходящий центры Перми и Екатеринбурга. Главное, глядя на эти фотографии, помнить, что не вся Россия такая.
В этих кварталах затерян еще один музей - художественный, занимающий несколько зданий. Я слышал, что там отличная экспозиция гравюр и графики, но ни в Краеведческом музее, ни в том здании художественного, что я нашёл, объяснить мне дорогу так и не смогли, а да и не очень хотели.
Помимо каменных домов, интересны и деревянные, преимущественно в таком же виде:
Как и в других городах с цельным Старым городом, не меньше, чем улицы, впечатляет "изнанка":
Композиционный центр Ирбита ныне (1836-42) - Сретенская церковь, превращённая в цех завода автоприцепов:
А площадь перед ней - не только самое оживлённое, но и единственное отреставрированное место в городе:
От этой площади в мотослободу (а как еще этот район назвать?) ведёт Советская улица, начало которой мне показалось самым зрелищным местом Старого города:
Однако постепенно историческая застройка редеет, и Ирбит Ярмарочный сменяется Ирбитом Мотоциклетным. Одно из последних красивых зданий - мельница:
Гуляя по Ирбиту, несколько раз думал, что наверное примерно так выглядят русские купеческие города где-нибудь в Киргизии. У Ирбита есть и явный аналог в Челябинской области - Троицк (часть 1, часть 2), стоявший на караванной дороге в Туркестан. Гуляя в августе-2009 по пыльному и обветшалому городу, я был впечатлён не столько роскошью архитектуры, сколько её сочетанием с разрухой и забвением. Но в Ирбите этот контраст даже сильнее!
А вообще, на современном Урале Ирбит и Троицк обладают самыми крупными и цельными историческими центрами, из больших городов в этом плане сильнее только Оренбург, а четыре миллионника, при всём лоске и благоустройстве, уступают этим позабытым райцентрам.
http://varandej.livejournal.com/299621.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий