Школьная тревожность имеет взаимосвязи со структурными характеристиками
интеллекта. Так, в первом классе наименее тревожными являются школьники, у
которых доминирует вербальный интеллект, наиболее тревожны школьники с равным
соотношением вербального и невербального коэффициентов. К третьему классу, как
правило, уровень школьной тревожности значительно падает, но при этом школьники
- вербалы начинают испытывать значительный страх в ситуации проверки знаний. У
остальных категорий учащихся данный эффект не наблюдается
Чаще всего тревожность
развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии внутреннего
конфликта. Он может быть вызван:
1. негативными
требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в
зависимое положение;
2. неадекватными, чаще
всего завышенными требованиями;
3. противоречивыми
требованиями, которые предъявляют к ребенку родители и / или школа
Коррекционную работу с тревожными
детьми целесообразно проводить в трех основных направлениях: во-первых, по повышению
самооценки ребенка; во-вторых, по обучению ребенка способам снятия мышечного и
эмоционального напряжения; и в-третьих, но отработке навыков владения собой в
ситуациях, травмирующих ребенка.
Работа по всем трем направлениям
может проводиться либо параллельно, либо, в зависимости от выбранного взрослым
приоритета, постепенно и последовательно.
1. ПОВЫШЕНИЕ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА
Довольно часто тревожные дети
имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики от
окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое
сложное задание.Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипуляциям
со стороны взрослых и сверстников. Кроме того, чтобы вырасти в собственных
глазах, тревожные дети иногда любят покритиковать других. Для того чтобы помочь
детям данной категории повысить самооценку, Вирджиния Квинн предлагает
оказывать им поддержку, проявлять искреннюю заботу о них и как можно чаще
давать позитивную оценку их действиям и поступкам.
Если в дошкольном и младшем
школьном возрасте ребенок не испытывает такой поддержки от взрослых, то в
подростковом возрасте его проблемы увеличиваются, «развивается резкое ощущение
личностного дискомфорта». Тревожный ребенок, став взрослым, может сохранить
привычку выбирать для выполнения только простые задачи, так как именно в этом
случае он может быть уверен, что успешно справится с проблемой.
Для того чтобы помочь ребенку
повысить свою самооценку, можно использовать следующие методы работы:
·
Прежде всего, необходимо как можно чаще
называть ребенка по имени и хвалить его в присутствии других детей и
взрослых. В детском саду или в классе с этой целью можно отмечать достижения
ребенка на специально оформленных стендах, награждать ребенка грамотами,
жетонами. Кроме того, можно поощрять таких детей, поручая им выполнение
престижных в данном коллективе поручений.
·
Отрицательное влияние на формирование
адекватной самооценки оказывает прием, который используют в работе некоторые
педагоги: сравнение результатов выполнения задания одних детей с другими. В
случае взаимодействия с другими категориями детей данный способ может сыграть
положительную роль, но при общении с тревожным ребенком он просто недопустим.
Если же педагог все-таки хочет провести сравнение, то лучше сравнить результаты
данного ребенка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или
месяц назад.
·
При работе с детьми, страдающими
заниженной самооценкой, желательно избегать таких заданий, которые выполняются
за определенное фиксированное педагогом время. Таких детей желательно
спрашивать не в начале и не в конце урока, а в середине. Не следует торопить и
подгонять их с ответом. Если взрослый уже задал вопрос, он должен дать ребенку
необходимо длительный срок для ответа, стараясь не повторять свой вопрос дважды
или даже трижды. В противном случае ребенок ответит нескоро, так как каждое
повторение вопроса он будет воспринимать как новый стимул.
·
Если взрослый обращается к тревожному
ребенку, он должен постараться установить визуальный контакт, такое прямое
общение «глаза в глаза» вселяет чувство доверия в душу ребенка.
·
Для того чтобы тревожный ребенок не считал
себя хуже других детей, желательно в группе детского сада или в классе
проводить беседы с детским коллективом, во время которых все дети рассказывают
о своих затруднениях, испытываемых ими в, тех или в иных ситуациях. Подобные
беседы помогают ребенку осознать, что и у сверстников существуют проблемы,
сходные с их собственными. Кроме того, такие обсуждения способствуют расширению
поведенческого репертуара ребенка.
Работа по повышению самооценки - это только одно из направлений
в работе с тревожным ребенком. Очевидно, что быстрых результатов такой работы
ожидать нельзя, поэтому взрослые должны запастись терпением
2. ОБУЧЕНИЕ РЕБЕНКА СПОСОБАМ СНЯТИЯ МЫШЕЧНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЙ
Как показали наши наблюдения,
эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных
зажимах в области лица и шеи. Кроме того, им свойственно зажатие мышц живота.
Чтобы помочь детям снизить напряжение: и мышечное, и эмоциональное - можно
научить их выполнять релаксационные упражнения.
Ниже приводятся игры и
упражнения по снятию напряжения. Подобные упражнения приводятся в книгах
Чистяковой М.И., К. Фопеля, Кряжевой Н.Л. и др.
Кроме релаксационных игр в работе с
тревожными детьми необходимо также использовать и игры, в основе которых лежит
телесный контакт с ребенком. Очень полезными являются и игры с песком, глиной,
с водой, различные техники рисования красками.
Использование элементов массажа и даже
простое растирание тела также способствуют снятию мышечного напряжения. В этом
случае совсем не обязательно прибегать к помощи медицинских специалистов. Мама
может сама применить простейшие элементы массажа или просто обнять ребенка. Вайолет Оклендер рекомендует при работе с тревожными
детьми устраивать импровизированные маскарады, шоу, просто раскрашивать лица
старыми мамиными губными помадами. Участие в таких представлениях, по ее
мнению, помогает детям расслабиться.
3. ОТРАБОТКА НАВЫКОВ ВЛАДЕНИЯ СОБОЙ В СИТУАЦИЯХ, ТРАВМИРУЮЩИХ РЕБЕНКА
Следующим этапом в работе с тревожным
ребенком является отработка владения собой в травмирующих и незнакомых для
ребенка ситуациях. Даже если работа по повышению самооценки ребенка и по
обучению его способам снижения мышечного и эмоционального напряжений уже
проведена, нет гарантии, что оказавшись в реальной жизненной или в
непредвиденной ситуации ребенок будет вести себя адекватно. В любой момент
такой ребенок может растеряться и забыть все, чему его научили. Именно поэтому
отработку навыков поведения в конкретных ситуациях мы считаем необходимой
частью работы с тревожными детьми. Эта работа заключается в обыгрывании как уже
происходивших ситуаций, так и возможных в будущем.
Наиболее широкие возможности для работы в
этом направлении предоставляет взрослым ролевая игра. Играя роль слабых, трусливых персонажей,
ребенок лучше осознает и конкретизирует свой страх. А используя прием доведения
данной роли до абсурда, взрослый помогает ребенку увидеть свой страх с другой
стороны, относиться к нему как к менее значимому. Исполняя роли сильных героев,
ребенок приобретает чувство уверенности в том, что и он способен справляться с
трудностями. При этом очень важно не только развивать игровую ситуацию, но и
обсудить с ребенком то, как он может использовать полученный в игре опыт
разрешения жизненных ситуаций. В нейролингвистическом программировании этот
этап работы называется «подстройка к будущему». Сюжетами для ролевых игр
целесообразно выбирать «трудные» случаи из жизни каждого ребенка. Так, если
ребенок боится отвечать у доски, то следует проиграть с ним именно эту
ситуацию, обратив внимание ребенка на то, что происходит с ним в каждый
определенный момент, и как можно избежать неприятных переживаний и ощущений). А
если ребенок, посещающий детский сад, испытывает тревогу, входя в медицинский
кабинет, желательно поиграть с ним в «доктора».
В работе с маленькими детьми - младшего
и среднего дошкольного возраста - наиболее эффективно использование игр с
куклами. Выбор кукол осуществляется исходя из индивидуального пристрастия
каждого ребенка. Он сам должен выбрать «смелую» и «трусливую» куклы. Роли
следует распределять следующим образом: за «трусливую» куклу говорит ребенок, а
за «смелую» - взрослый. Затем надо поменяться ролями. Это позволит ребенку
посмотреть на ситуацию с разных точек зрения, а пережив вновь «неприятный»
сюжет, избавиться от преследующих его негативных переживаний. Причем, если
ребенок испытывает беспокойство при общении с взрослым, можно сочинить диалог,
в котором кукла взрослого будет исполнять роль ребенка, а кукла ребенка будет
отвечать за взрослого.
Комментариев нет:
Отправить комментарий