воскресенье, 14 апреля 2013 г.

Педагогическая концепция Л.Н. Толстого. Идеи воплощаются через 150 лет.


   В 1862 г. Л.Н. Толстой писал (Педагогические сочинения. М., 1989. С.210): «Разве не очевидно, что курсы учения наших высших учебных заведений будут в XXI столетии казаться нашим потомкам столь же странными и бесполезными, какими нам кажутся теперь средневековые школы? Так легко прийти к тому простому заключению, что если в истории человеческих знаний не было абсолютных истин, а одни ошибки постоянно сменялись другими, то на каком основании принуждать молодое поколение усваивать те знания, которые наверное окажутся ошибочными?» 


Это отрывок из статьи Л.Н. Толстого « Воспитание и образование», 1862 год.  Статья Льва Толстого о воспитании и образовании описывает ограничения, которые накладывает на Человека общественное воспитание, раскрывает разницу между воспитанием и образованием и даёт им чёткие определения. Его выводы основаны на практическом опыте работы школы, исследованиях способностей и путей развития Человека. Некоторые из проведённых им заключений дают базу для размышлений о гармоничном воспитании и целостном развитии. Не смотря на то, что минуло много десятилетий, статья так же хорошо подходит к нашему дню. Учебные заведения приобрели лишь другую внешнюю форму, но методы их работы не изменились.
            Л.Н. Толстой развил теорию свободного воспитания Ж.Ж. Руссо в отечественной педагогике. На рубеже XIX - XX вв. под его влиянием появляется новое религиозно-философское течение, которое духовное становление личности видело вне церкви, а нравственным ориентиром признавало сознание и совесть. Писатель различал понятия «воспитание», «образование», «обучение», «преподавание» и каждому из них определил свое место в жизни человека. Исходными позициями философии образования Л. Н. Толстого, получившей название «свободная педагогика», являлись разум, труд и свобода духовного поиска своего пути в жизни.              Проблема свободного воспитания насчитывает более чем двухвековую историю, если считать что у ее истоков стоит Ж.-Ж. Руссо. Данное определение исторических рамок имеет условный характер, и можно в полной мере согласиться  с позицией Г.Б. Корнетова, который считает, что истоки свободного воспитания отчетливо прослеживаются в полисной демократии Афин У - 1У вв. до н.э.

          Идея свободного воспитания, выдвинута впервые в западноевропейской педагогике, начинает интенсивно разрабатываться в отечественной педагогике со второй половины Х1Х века, приобретая при этом свои специфические черты.  Изначально в работах Ж.-Ж. Руссо, которые и определили стратегию развития данного направления, свобода трактуется как благо. Анализ общественных процессов приводит его к мысли, что в общественном строе с жесткой социальной иерархией воспитание полезно лишь настолько, «насколько судьба согласуется со званием родителей; во всяком другом случае оно вредно» (5,30). Ж.-Ж. Руссо видит вредность традиционного воспитания в том, что оно ставит во главе угла те ценности, которые присущи современному обществу, характеризующемуся «полным растлением нравов». Таким образом, Ж.-Ж. Руссо, говоря о свободе в образовательном процессе, в первую очередь подразумевает свободу от общественных предрассудков и учреждений.

         Как видно, оба педагога, несмотря на несколько различные трактовки самого понятия свободы в образовании, полностью сходятся во мнении, что государство и общество не должны определять целевые установки в педагогическом процессе.

Сравнивая теорию свободного воспитания Л.Н. Толстого и Ж. - Ж. Руссо, известный ученый, педагог, философ С.И. Гессен отмечал: «Известно, что Толстой, начав с теории образования, кончил теорией жизни… Свобода не в «природе», а в «жизни». Этим отличается свободное образование Толстого  от идеала свободного воспитания Руссо.

        Грамотная и тщательная разработка Л.Н. Толстым педагогической концепции свободного воспитания включает в себя систему дидактических принципов, среди которых наиболее значимыми он признавал принцип сознательности, принцип тесной связи обучения и жизни, принцип доступности обучения, принцип прочности усвоения знаний и принцип природосообразности, которые были тесно взаимосвязаны, четко описаны и логически вытекали один из другого.
Осуждая традиционные методы обучения и воспитания, Л.Н. Толстой разработал свою собственную методическую систему, которую использовал на экспериментальной базе Яснополянской школы, соразмерно организуя учебно-воспитательный процесс с возрастными и психологическими особенностями детей, а также учитывая их потребности и отвечая их интересам.
       Наиболее значимыми методами обучения и воспитания в рамках концепции Л.Н. Толстого признаны методы наглядности, метод рассказа, метод эмоционального воздействия, метод ситуации затруднения, метод индивидуального подхода.
        Вся педагогическая концепция Л.Н. Толстого пронизана идеей свободного обучения и воспитания ребенка, отказа от принуждения и защиты от подавления детского активного мышления, творчества, самопознания, самостоятельности.
         Высказываясь об особенностях семейного воспитания, Л.Н. Толстой придерживается своих взглядов на необходимость гармоничного развития личности ребенка и создание условий для естественного и природосообразного течения этого процесса.
Л.Н. Толстому принадлежит огромная заслуга распространения своих идей среди современных ему педагогов и их поддержка по передаче педагогического опыта и значимый вклад в развитие педагогики как науки.
        Образование – свободное соотношение людей, из которых один сообщает известную сумму знаний, а другой свободно воспринимает её. В качестве главной задачи обучения и воспитания Толстой выдвигал развития творческого мышления, утверждал необходимость полноценного научного образования. Он отстаивал тезис о единстве воспитания и образования: нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое знание действует воспитательно, полагал он. Л.Н. Толстой писал: " Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного".     Однако самым важным в образовании, по мнению Л.Н. Толстого, является соблюдение условия свободы воспитания и обучения на основе религиозно-нравственного учения. Образование, по его мнению, должно быть плодотворным, т.е. содействовать движению человека и человечества ко все большему благу. Это движение возможно лишь при условии свободы учащихся. Однако, чтобы эта свобода не стала хаосом в преподавании, нужны общие основания. Такими основаниями являются религия и нравственность. Особую роль уделял таким методам обучения, как слово учителя (рассказ, беседа). Развитие творчества детей: самостоятельная работа, сочинения. Сознательное усвоение знаний.  Приучение учащихся к наблюдательности. Широкое использование экскурсий, опытов, таблиц и картин, наблюдение подлинных предметов. Критическое отношение к звуковому методу обучения грамоте.
         Главными условиями успеха в духовном воспитании Л. Н. Толстой считал любовь воспитателя к ребенку (совершенный учитель соединяет любовь к предмету и к детям) и его способность к саморазвитию, самовоспитанию, самосовершенствованию. Отдельные толстовские идеи духовного воспитания нашли свое воплощение в педагогических концепциях С. И. Гессена, В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили. Вместе с тем,  можно утверждать, что большинство общегуманистических и педагогических идей Л. Н. Толстого не были в должной мере востребованы педагогической практикой, а некоторые вообще находятся вне поля зрения педагогической науки. Сегодня они стали объектом эксперимента научно-исследовательской лаборатории «Школа Л.Н. Толстого» (Основатель и научный руководитель – к.филол.наук, профессор В.Б. Ремизов).
         Нельзя согласиться  с суждением Л.Н. Толстого из этого отрывка. Даже если судить по педагогическим  достижениям самого автора, его концепции свободного воспитания, многие его идеи актуальны и сейчас.
        Как можно заметить, в последнее время резко усилился интерес к воспитанию. Если в начале 90-ых годов была попытка найти замену слову "воспитание", появилось достаточно много различных концепций, которые пытались по-иному трактовать это понятие, то сейчас снова идет возвращение к этому слову. За последние года появилось более пятидесяти концепций воспитания, одобренных Министерством образования РФ, появляются различные пособия, учебники по данной проблематике.
           Что принципиально изменилось за последние годы? Изменилась позиция государства, - то есть, если раньше государство четко определяло как, зачем и кого надо воспитывать, то сейчас государство в Законе об образовании определило некие рамочные вещи: вот это нельзя, то нельзя, а все остальное можно.  Поэтому каждое образовательное учреждение выбирает  свою логику, свой подход, свои средства и выстраивает  свою систему воспитания. Естественно, для того, чтобы эта система воспитания появилась, и предлагаются в помощь различные концепции воспитания, т.е. чтобы начать воспитывать, нужно сначала понять, что мы вкладываем в воспитание, какие средства мы будем использовать. И здесь вся сложность заключается в том, что подходов к воспитанию, концепций воспитания существует достаточно много.
          Гуманистические идеи Л.Н.Толстого не только не потеряли свою актуальность, но даже  необходимы в современной педагогической практике.
Анализ работы учителей-практиков выявил многие идеи Л.Н. Толстого, которые не только нашли свое место в современной педагогике, но получили развитие.  Исходя из принципа свободы в педагогике, Толстой доказывал и всю педагогическую концепцию. Толстой по-новому подошел к пониманию сущности учебного процесса. Толстой-педагог велик тем, что глубже и всесторонне, чем кто-либо из его современников, последователей и предшественников, сообразил необходимость исследования внутреннего мира дитя, его желаний, интересов и устремлений. Помещая в центр собственной педагогической концепции личность дитя, он выстраивает вокруг нее систему дидактических принципов:
принцип сознательности и активности обучения;
принцип связи обучения с жизнью;
принцип доступности обучения;
принцип прочности усвоения знаний;
принцип природосообразности.
         Принципиальным Л.Н. Толстой считал развивать:
творчество детей (творческую активность);
усваивать знания сознательно;
употреблять принцип наглядности.  
Книга же для детей обязана делать следующие требования:
1) высокая художественность;
2) сжатость и простота;
3) богатые и разнообразные содержания;
4) истории о российской жизни;
5) рассказы на нравственные темы.
          Особенное место в дидактических взорах Толстого занимает принцип связи обучения с жизнью. Анализируя педагогическую систему германских школ, которая была оторвана от жизни, от народа, Лев Николаевич справедливо подмечал, что чем богаче и разностороннее жизненный опыт учащихся, тем больше возможностей удачно обучать детей в школе, тем легче установление межпредметных связей и повышение учебной мотивации.      В школьные учебники Толстой считал нужным включить материал из жизни родной страны, истории народа, его быта, о российской природе, все то, что близко и доступно детям. С помощью рассказов, басен и сказок он знакомил детей с жизнью людей и животных, явлениями природы. Это вызывало большой энтузиазм учащихся к знаниям, необычайно оживляло учебный процесс.
          Из данного принципа естественным образом вытекает принцип доступности обучения, то есть сообщение учащимся сложного учебного материала в доступной форме. В качестве основ удачного обучения Толстой назвал соблюдение двух главных дидактических требований:
“1) чтоб то, чему учат ученика, было понятно и занимательно
2) чтоб душевные силы его были в самых выгодных условиях.” [12“общие замечания для учителя” с. 338]
          Наилучшим приемом для заслуги доступности обучения Толстой считал скопление учащимися может быть большего количества конкретных сведений и фактов, в различие от обычного сообщения обобщенных и отвлеченно-абстрактных истин. По Толстому, педагогу нужно исходить от конкретного, жизненного опыта детей, от частных фактов и явлений вести детей к обобщениям. Толстой рекомендовал учителям обращать внимание учеников на полное понимание совершаемых ими действий, употреблять элемент проблемности в обучении, подводить учащихся к самостоятельному выведению правил, заключений. Вот как он определяет данное положение в собственном педагогическом труде “Общие замечания для учителя”: “Давайте ученику как можно больше сведений и вызывайте его на наибольшее число наблюдений по всем отраслям знания, но как можно меньше сообщайте ему общих выводов, определений, подразделений и всякой терминологии.”[13 c. 340]
          Л. Н. Толстой внес неоценимый вклад в разработку принципа прочности в обучении, наметил некие черты специфичной системы, а также условий, средств и приемов, направленных на достижение в процессе обучения высокой степени прочности знаний, умений и навыков.  Прочность усвоения для Толстого естественным образом связана, взаимопереплетена с сознательной умственной деятельностью учеников, то есть с принципом сознания и активности. Толстой не считал зазубренные, выученные наизусть слова, фразы признаком прочности знаний либо даже наличием каких-либо знаний. Механическое заучивание как метод усвоения знаний получило у Толстого отрицательную оценку. В особенности резкой критике подверглась господствовавшая в те годы схоластическая система повторения, поурочного контроля знаний и экзаменов, основанных на зазубривании.
           Принципиальной предпосылкой прочного усвоения знаний Лев Николаевич считал таковой фактор, как наличие у школьника четкого понимания смысла, самой идеи знания и каждого из его слагаемых, осознание учеником жизненной значимости изучаемого материала. Таковым образом, в педагогической концепции Толстого существует тесная взаимосвязь основополагающих принципов. Понимание целей знаний оживляет разум ученика, мобилизует его волю и силы на преодоление проблем учения и достижение его высших результатов. Без соблюдения этого условия учитель не имеет права требовать от учеников закрепления в памяти того либо другого знания либо навыка. “Ни один человек и ребенок не был бы в силах обучаться,- писал Толстой,- ежели бы будущность его учения представлялась ему лишь искусством писать либо считать... Для того, чтоб ученик мог отдаться весь учителю, необходимо открыть ему одну сторону того покрова, который скрывал от него всю красота того мира мысли, знания поэзии, в которой обязано ввести его ученье. Лишь находясь под неизменным притягательностью этого впереди его блещущего света, ученик в состоянии так работать над собой, как того мы от него требуем”[12 c.56]. Существенными признаками прочного знания Толстой считал понимание сути.
         Исходной психолого-педагогической позицией Л. Н. Толстого в подходе к выше рассмотренной проблеме прочности усвоения знаний, умений и навыков была опора на природное рвение дитя к знанию. Принцип природосообразности, присущий всей педагогической концепции Толстого, и тут оказался ведущим.
         “Желание обучаться в детях так сильно,- отмечал он -, что для ублажения этого желания они подчиняются многим сложным условиям и простят много недостатков”[15 c. 42]. «Образование на деле и в книге не может быть насильственно и обязано доставлять удовольствие учащимся»[14 c. 42].
          Принципы личностного подхода, создание ситуации успеха, гуманистический характер образования, все, что считается доминирующим в теории и практике современной школы, во многом является модифицированным отражением педагогических идей, выдвинутых Л.Н.Толстым.
         Анализ работы учителей- современников показал, что изучение педагогического наследия Л.Н.Толстого будет способствовать дальнейшей гуманизации и демократизации современной школы и всего общества. Изучение и реализация гуманистических идей Л.Н.  Толстого приведет к разумным, цивилизованным отношениям не только между учителями и учениками, но и между всеми представителями современного общества, ставшего на путь перемен в сторону добра и гуманизма. Дальнейшая работа по исследованию педагогического наследия Л.Н. Толстого внесет существенный вклад в изучение возможностей гуманистической педагогики. Творчество великого русского писателя, мыслителя и педагога-гуманиста откроет перед учителями-практиками новые возможности решения извечных педагогических проблем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
         Анализ педагогического наследия Л.Н. Толстого показал, что многие его идеи нашли отражение в работе современных учителей. Проведенное исследование выявило основные идеи гуманистической педагогики Л.Н. Толстого, а именно: взгляды Л.Н.Толстого на возрастной, личностный и ценностный подход в воспитании, а также роль сотрудничества в теории и практики современной школы. Идеи популярной сегодня возрастной педагогики в значительной мере основаны на понимании и оценке Л.Н. Толстым возрастного подхода к воспитанию.
          

Комментариев нет:

Отправить комментарий