1. Для современных дошкольников существует реальная опасность социализации по гендерно-нейтральному типу, представления о женственности и мужественности в этом возрасте размыты и тяготеют к понятию «одинаковости».
2.Для формирования правильной гендерной самоидентификации необходима планомерная воспитательная работа, проводимая родителями. Современная жизнь с ее высоким темпом, сокращенным временем контакта родителя и ребенка требует специализированных, направленных усилий родителей по формированию у ребенка правильной полоролевой установки.
3. Даже ситуативные, непродолжительные усилия родителей по формированию у ребенка представлений о мужественности могут дать хорошие результаты, особенно в случае привлечения литературно-художественного иллюстративного материала.
4. Влияние отца на воспитание мужественности мальчика выше и значительнее, чем усилия матери. Отец, являя собой гендерный идеал для ребенка, представляет собой значимое лицо, авторитет которого велик тем более, что разговора о мужественности он может подкрепить собственным примером.
Для формирования представлений о мужественности могут быть широко использованы устное народное творчество и художественная литература. Так, из сказок, произведений на основе былин, к примеру «Богатырская застава» (текст В.И. Калиты), рассказов о защитниках Отечества, в частности о А.В. Суворове из замечательной книги А.О. Ишимовой «История России для детей», дети узнают о таких качествах мужественности, как смелость, стойкость, ответственность, готовность помочь слабым, рыцарство, присущих не только взрослым мужчинам, но и мальчикам. О мужественных поступках людей в мирное время повествуют рассказы и стихи С.Я. Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» и другие.
С помощью сказок, стихов и рассказов формируются представления о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других. Кстати сказать, существует мнение, будто такие волшебные сказки, как «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка», «Илья Муромец», воздействуют на детей на подсознательном уровне, являясь своеобразным учебником полового воспитания для самых маленьких.
Очень важно, чтобы отец как можно больше беседовал с мальчиком о мужественности как черте характера, разбирая как положительные, так и отрицательные примеры. Необходимо указать юношам на необходимость каждый вечер говорить с сыном, анализировать его поступки хвалить: «Ты поступил как мужчина» или не одобрять «Сын, мужчины так не поступают».
Домашнее задание:
1. Прочитать с ребенком героическую русскую сказку, или литературное переложение былины. Задать ему следующие вопросы: «Нравится тебе главный герой (Иван-Царевич, Илья Муромец)? Почему?»; «Правильно ли вел себя главный герой? Кому он помог, кого спас?»; «Хотел бы ты быть на месте главного героя?» «Чем плох отрицательный герой»
2. Сочините с сыном сказку о настоящем мужчине. Попросите мальчика самого описать героя сказки.
3. Прочитайте сыну несколько мифов о Геракле, заострите внимание, что главный герой не боялся никаких препятствий. Выделите основные мужские качества героя: смелость, силу, ответственность. Обратите внимание ребенка на то, что герой был добрым и отзывчивым.
4. Обсудите с сыном стихотворение Р.А. Быкова, посвященное старшему сыну:
Мужчина
Олегу
Вчера сказал мне папа,
Что я уже мужчина.
Мужчины не боятся
Без мамы оставаться,
Мужчины закаляются
И сами одеваются.
Мужчина - очень гордый -
Он не грубит соседу,
Он две тарелки каши
Съедает за обедом,
Он не боится буки,
Что может вдруг прийти.
Мужчина знает буквы
И счет до десяти.
Но если очень-очень
По маме я тоскую,
Мне папа разрешает
Пролить слезу мужскую.
Одну и сразу вытереть,
А то еще польются,
И, чтоб никто не видел,
Сейчас же отвернуться.
А так нельзя мне плакать,
Есть важная причина -
Вчера сказал мне папа,
Что он и я - мужчины.
5. Поговорите с сыном о том, в чем заключается роль мужчины как главы семьи, делая упор на том, что мужчина должен все уметь, и нет работы, про которую мужчине можно говорить «не умею».
Комментариев нет:
Отправить комментарий