Самыми важными новообразованиями в начальный период школьной жизни являются произвольность, рефлексия и внутренний план действий.С появлением этих новых способностей психика ребенка подготавливается к следующему этапу обучения – переходу к обучению в средних классах.
Возникновение этих психических качеств объясняется тем, что,
придя в школу, дети сталкиваются с новыми требованиями, которые им предъявили
учителя как школьникам.
Ребенку следует научиться управлять своим вниманием, быть
собранным и не отвлекаться на различные раздражающие факторы. Происходит
формирование такого психического процесса, как произвольность, которая
необходима для достижения поставленных целей и определяет умение ребенка
находить наиболее оптимальные варианты для достижения цели, избегая или
преодолевая возникающие сложности.
Изначально дети, решая различные задачи, сначала обсуждают
пошагово свои действия с учителем. Далее у них происходит формирование такого
умения, как планирование действия про себя, т. е. формируется внутренний
план действия.
Одним из основных требований, предъявляемых к детям, является
умение развернуто отвечать на поставленные вопросы, уметь привести доводы и
аргументы. С самого начала обучения за этим следит учитель. Значимым является
отделение от ответов-шаблонов собственных умозаключений и рассуждений ребенка.
Формирование умения самостоятельно давать оценку является основополагающим в
развитии рефлексии.
Значимым является еще одно новообразование – умение
управлять собственным поведением, т. е. саморегуляция поведения.
До того как ребенок поступил в школу, у него не было необходимости
преодолевать собственные желания (бегать, прыгать, разговаривать и т. д.).
Попав же в новую для себя ситуацию, он вынужден подчиняться
установленным правилам: не бегать по школе, не разговаривать во время урока, не
вставать и не заниматься посторонними вещами во время занятий.
С другой стороны, он должен выполнять сложные двигательные
действия: писать, рисовать. Все это требует от ребенка значительной
саморегуляции и самоконтроля, в формировании которых ему должен помочь
взрослый.
Комментариев нет:
Отправить комментарий