Исследования последних лет показали прямую связь трудностей формирования
письма и чтения у младшеклассников не столько с недоразвитием речи, сколько с
несформированностью невербальных форм психических процессов:
зрительно-пространственных представлений, слухо-моторных и оптико-моторных
координации, связанных со сформированностью тонкой моторики руки.
Сформированность мелкой моторики руки свидетельствует не только о
готовности руки к письму, но и о возможности правильной артикуляции букв,
о
способности воспринимать и воспроизводить схему написания слов, различать и
воспроизводить сходные по написанию буквы, цифры; о сформированности
двигательной памяти. Для того чтобы читать, нужно понимать символы, так как
буквы формируют слова и предложения. Ребенок должен видеть и понимать маленькие
различия между теми или иными буквами (в символах, имеющих два измерения), а
также и осознавать предложения, составленные из разных слов и направленных
слева-направо.
«Джен-кен-пон»
Игра направлена на развитие тонкой моторики руки, слуховое сосредоточение,
скорость реакции, избирательность и переключение внимания, удержание правила,
развитие оперативной памяти.
Это – старая японская игра, хорошо известная на Западе под названием «Ножницы,
бумага, камень». Но она по-прежнему остается одной из самых лучших игр,
предназначенных для двух детей, и займет их минут на десять. Есть много
вариантов этой игры. Самый распространенный из них, когда дети прячут руку за
спину, а затем по команде «Джен-кен-пон» быстро показывают ее друг другу.
Пальцы должны быть зажаты определенным образом: ножницы – все пальцы сжаты,
кроме двух выпрямленных, бумага – плоская ладонь, камень – кулак. Затем оба
игрока сравнивают фигуры. Ножницы режут бумагу – ножницы побеждают, бумага
завертывает камень – бумага побеждает, камень тупит ножницы – побеждает камень.
В эту игру нужно играть очень быстро. Кроме мгновенной реакции эта игра учит
взаимодействию.
«Кто лучше
нарисует?»
Игра направлена на развитие слухового сосредоточения, зрительно-моторной
координации, пространственной ориентации на листе бумаги, последовательности
действий, внимания, мелкой моторики.
У каждого из ребят листок бумаги и карандаш. Ведущий предлагает всем
зажмуриться и с закрытыми глазами нарисовать (в определенной
последовательности) домик с двумя окнами, дверью, изгородью и двумя деревьями
по обеим сторонам домика. Инструкция звучит следующим образом: «Нарисуйте
трубу, окно слева, дверь, дерево с правой стороны, крышу. А теперь откройте
глаза и посмотрите, что получилось. Сейчас трое из вас будут рисовать на
классной доске».
Доска делится вертикальными линиями на три части. Каждая команда выделяет
самого внимательного художника. Все трое становятся у доски, и им завязывают
глаза.
«Рисуем
снеговика»
Игра развивает пространственную ориентацию, мелкую моторику руки,
зрительно-моторную координацию, умение удерживать правило, зрительно-слуховое
сосредоточение, разные формы внимания, знание различных геометрических фигур,
различение их величины.
У детей на столе лист бумаги в клеточку, карандаш и пластмассовая фигурная
линейка. Детям предлагается по инструкции руководителя нарисовать с помощью
линейки снеговика: «Сначала рисуем круг средней величины, затем под ним рисуем
большой круг, а теперь над средним кругом рисуем маленький круг. У нас
получился снеговик, а теперь мы его заштрихуем: маленький круг штрихуем прямыми
параллельными линиями, средний – косыми параллельными в направлении
слева-направо, большой – косыми параллельными линиями справа-налево».
Варианты заданий с линейкой: 1) нарисуем елочку (рисуются треугольники
разной величины); 2) нарисуем как рыбка уплывает от акулы (рисуются две
параллельные волнистые линии, а между ними рыбка, которая должна проплыть от
начала этих линий до их конца, желательно, не задевая за берега, т. е.
линии; 3) нарисуем домик – рисуется квадрат и над ним треугольник.
Для развития тонкой моторики руки полезны действия такого типа, которые
способствуют и зрительно-слуховому сосредоточению, зрительно-пространственной
ориентации, развитию внимания, мышления, что и происходит при выполнении
следующих заданий.
1. Попади мячом и сбей палочку.
2. Пройди по узкому лабиринту и выйди из него, не задевая стен.
3. Нырни в воду и выплыви точно в спасательный круг.
4. Проведи свой корабль (кратчайшим путем) так, чтобы он не сел на
мель.
5. Попади мячом в баскетбольную «корзину».
6. Поезжай по извилистой дороге.
7. Быстро пробеги по лабиринту.
8. Попади стрелой в центр мишени (линия должна быть прямой).
9. Найди выход из пещеры (сначала иди в одну сторону, а потом – в
другую.
Комментариев нет:
Отправить комментарий