вторник, 25 марта 2014 г.

Отклонения в развитии ребенка


Отклонения от нормы условно можно разделить на четыре группы: физические, психические, педагогические и социальные.
1 Физические отклонения
Физические отклонения от нормы прежде всего связаны со здоровьем человека и определяются
медицинскими показателями. В настоящее время лица с ограниченными возможностями в здоровье составляют свыше 10% от общего числа обучающихся в образовательных учреждениях системы образования. В специальных средствах образования нуждается до 8% населения. Это означает, что процесс социализации таких детей проходит с особыми сложностями и требует специальной работы.
Существует довольно много классификаций людей, имеющих отклонения в здоровье и развитии. Так, Всемирная организация здравоохранения в 1980 году приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:
- недуг - любая утрата или аномалия психических либо физиологических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющая какую-либо деятельность;
В Федеральном законе РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» принятым 2 июня 1999г в статье 1 используются следующие термины:
Лицо с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования. Недостаток - физический или психический недостаток, подтвержденный психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребенка и медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях повторной экспертизой. Физический недостаток - подтвержденные в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа (органов) человека либо хронические соматическое или инфекционное заболевания. Сложный недостаток - совокупность физических и (или) психических недостатков, подтвержденных в установленном порядке; Тяжелый недостаток - подтвержденный в установленном порядке физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением элементарных знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания и приобретением элементарных трудовых навыков или получением элементарной профессиональной подготовки. К отклонениям в физическом развитии ребёнка могут быть отнесены: болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.
2 Психические отклонения
Психические отклонения от нормы прежде всего связаны с умственным развитием ребёнка, его психическими недостатками.
Психический недостаток - подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе аутизм, последствие повреждения мозга, а также нарушение умственного развития, в том числе умственная отсталость, задержка психического развития, создающие трудности в обучении (ФЗ).
К этой группе отклонений прежде всего относятся задержка психического развития (ЗПР) ребёнка и умственная отсталость детей, или олигофрения. Умственная отсталость может быть обусловлена врождёнными дефектами нервной системы или являться результатом болезни, травмы или другой причины. У детей может проявляться различная степень выраженности умственной отсталости: от лёгкой - дебильности до глубокой - идиотии.
К психическим нарушениям относятся также нарушения речи разной степени сложности: от нарушения произношения и заикания до сложных дефектов с нарушениями чтения и письма.
Ещё одной разновидностью психических отклонений являются нарушения эмоционально-волевой сферы ребёнка. Как крайние формы этого вида отклонений выступают аутизм (греч. аutos - сам) - состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, и суицид - попытки к самоубийству.
Особую группу отклонений представляет одарённость детей. Это своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения какой-либо деятельности. Способности - характеристика личности, выражающая меру освоения некоторой совокупности деятельности. Мера одарённости и таланта устанавливается не по характеристикам самих способностей, а по характеру продуктов деятельности, отличающихся новизной, нестандартностью, оригинальностью и другими показателями.
3 Педагогические отклонения
В педагогической деятельности для реализации педагогических целей, стимулирования развития личности используются различные нормы, с помощью которых регулируется деятельность обучаемых путём сопоставления норм с показателями, характеризующими процессы и результаты этой деятельности, формируются оценки её успешности.
Можно говорить о нормах получения или неполучения (что является отклонением) образования. Есть дети, не получившие общего образования. К этой категории детей относят таких, которые не посещают школу; окончили только начальную школу; не получили общего среднего образования. Причин такого положения детей у нас в стране довольно много: прогулы в школе и неуспеваемость детей приводит к нежеланию учиться; неблагополучие в семье толкает ребёнка на улицу, где он вместо посещения уроков начинает зарабатывать себе на жизнь; экологические и социальные катаклизмы, когда дети теряют родителей, оказываются искалеченными, выпадающими из системы образования на некоторое время. Увеличивается количество детей, склонных к бродяжничеству, которые также не посещают школу.
Следует отметить и большие трудности в получении образования детей, имеющих отклонения в психическом или физическом развитии. Для таких детей существуют школы, где они обучаются под руководством профессионально подготовленных специалистов. Но многое зависит от того, где живёт ребёнок: в городе или сельской местности, из какой он семьи - или это семья, заинтересованная в получении образования своего ребёнка, или же семья, например, алкоголиков, бомжей, где образование ребёнка занимает далеко не первое место в жизни.
Для некоторых детей, имеющих проблемы в здоровье, обучение проводится на дому индивидуально. Отделение ребёнка от школьного коллектива также негативно сказывается на становлении и развитии ребёнка, на его самоутверждении.
Следует также иметь в виду довольно большую категорию детей, которые самостоятельно не способны выбрать вид профессиональной деятельности в силу нарушения социального развития на предшествующих этапах. Таких детей объединяет нежелание или неумение реализовать себя в социально значимой профессиональной области деятельности. В таком случае появляются дети, не получившие профессионального образования, которые для преодоления этого отклонения нуждаются в социально-педагогической помощи специалиста.
4 Социальные отклонения
Социальные отклонения связаны с понятием «социальная норма». Социальная норма - это правила, образец действия или мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества.
Социальные нормы делятся на две большие группы: универсальные, т.е. распространяющиеся на каждого человека в обществе, и частные, относящиеся и регулирующие определённую сферу профессиональной деятельности или жизнедеятельности людей (например, врач, социальный педагог, брат, друг и др.). Социальные нормы можно сгруппировать и по другим признакам, они могут подразделяться на правовые, политические, религиозные и др. Соблюдение социальных норм обеспечивается путём превращения внешних требований в потребность и привычку человека через его социализацию или применения различных санкций (правовых, общественных и др.) к тем, чье поведение отклоняется от принятых социальных норм.
Социальные нормы и отклонения от них в поведении человека представляют собой неотъемлемые факторы функционирования любого общества.
Особенностью социальных норм для детей является то, что они выступают фактором воспитания, в процессе которого происходит усвоение социальных норм и ценностей, вхождение в социальную среду, усвоение социальных ролей и социального опыта.
Разновидностями отклоняющегося поведения детей являются детский алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения и преступность. В научной педагогической литературе для этой категории детей используются различные термины: «трудный», «трудновоспитуемый», «ребёнок с девиантным, асоциальным поведением» и др.
Причины такого отклоняющегося поведения также достаточно хорошо изучены. Они связаны с трудностями подросткового возраста, неопределённостью социального положения в обществе, нестабильностью развития страны, возникновением экстремальных ситуаций, из которых ребёнок не может самостоятельно найти выход и др.
Среди детей, имеющих отклонения в социальном развитии, следует также выделить такую категорию, как дети, оставшиеся без попечения родителей. Это дети-сироты и так называемые «социальные сироты» - дети, которые имеют биологических родителей, но в силу разного рода обстоятельств не живут с ними.
Таким образом, любое отклонение нельзя рассматривать «в чистом виде», оно, как правило, интегрирует другие виды отклонений. Поэтому в федеральном законе РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» введено понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации». В эту категорию входят фактически все дети, о которых шла речь выше: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети - жертвы вооружённых и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети, оказавшиеся в экстремальных ситуациях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий