Чему улыбнулся Туман Дурманыч?
При помощи блога класса можно сделать
учебное занятие интересным, современным и результативным.
Все началось с подготовки к первому
дню в школе. Для маленьких ребят это стрессовое переживание, ведь начинается новый
этап жизни. И я задумалась: как бы рассказать детям о школьной жизни, чтобы снизить
уровень тревожности, без напряжения? Может быть, в сказочной форме? И с помощью
блога?
Для начала я завела блог класса и
придумала сказку.
В моей истории жили сказочные герои Фонарик, Светлячок с друзьями,
а также Туман Дурманыч. В сказочном мире начались учебные будни. Светлячок, Мотылек
и Сверчок собирали в школу вещи: один вечером быстро и четко собрал всё, второй
утром наспех собрался, третий очень тщательно подошел к делу, составил план, но
положил в портфель игрушки, бутерброд, забыв про учебники, а Туман Дурманыч улыбнулся,
увидев это. Он любил, когда кто-нибудь ошибался. Дома ребята вместе с родителями
прочитали историю в блоге, а в школе мы обсуждали, кто правильно собирал портфель
и почему Туман Дурманыч улыбнулся. Получился ненавязчивый разговор, касающийся
условно-сказочной ситуации, но проясняющий важные вещи.
Потом
я стала выкладывать в блоге информацию о классной жизни, в том числе удачные работы,
фотографии поделок.
Однажды
я предложила ребятам нарисовать кривые линии – любые, какие им подскажет фантазия.
Каждый нарисовал свою, потом мы превратили эти загогулины в цветные пятна. Когда
рисунки были готовы, мы начали размышлять, чем они могли бы быть. Истории о цветных
пятнах – кляксичах стали пробовать записывать на компьютере. Писать многие еще
не умели, ребята помогали друг другу в поиске нужных букв, процесс оказался веселым
и увлекательным. У одного мальчика получился рассказ про мешок, в котором лежит
человек и пытается из него выбраться, у другого – про Львенка, Который Тут Играет.
Была история про волшебный диван, на котором нужно посидеть, чтобы исполнились
желания. Уже в октябре мы могли записывать истории и разыгрывать их по ролям.
Урок
наоборот
Применить блог
на уроке я попыталась на занятии по предмету «Окружающий мир», тема – «Кустарники
леса». Я работала тогда с учебником Н.Ф.Виноградовой, она рекомендовала составить
с детьми паспорт растения. Паспорт так паспорт. В классном блоге (http://1rostok.blogspot.ru) появились специальные странички
с заданиями. Среди очевидных пунктов «паспорта» (название растения, место проживания,
родина, характеристики, особые приметы) был пункт «растение в искусстве». Мне хотелось,
чтобы включилось и образное мышление. Ведь когда человек переживает информацию, то понятия (понятийные
образы) лучше закрепляются в его сознании.
Пол учился необычный урок. Он шел
словно сам по себе, ребята все сделали сами. И как много сделали! Дети не только
создали «паспорта» кустарников, но и представили изучаемое растение одноклассникам
при помощи песен, сказок и мультфильмов. Кустарники леса они распознавали превосходно!
А главное – всем понравилось: «Когда у нас еще будет блог-урок?»
Шаг к Google-документам
Когда я начала анализировать первый
урок с использованием блога, возникло ощущение, что в нем чего-то не хватает. Ребята
представили собранную в интернете и книгах информацию – и что? Какие навыки при
этом освоили? Какие способности у них развивались в процессе этой работы? Удалось
ли мне встроить инструменты формирующего оценивания, рефлексии? Могу ли я измерить
запланированные результаты, предметные и универсальные учебные действия?
В следующий раз я решила внести в
урок-блог новые элементы. При сборе информации ребята стали работать с таблицами,
линеечками роста, листами оценивания. Дети объединялись в группы, договаривались
о распределении ролей. Все это нужно было для того, чтобы к выводам ребята пришли
сами, чтобы в конце урока у детей выстраивалась целостная картина изучаемого
объекта. Все получилось, и у меня словно выросли крылья. Я стала использовать в
классном блоге Google-документы, главное преимущество которых – возможность коллективной
работы. А еще автоматическое сохранение сведений, материалы можно сразу проецировать
на экран и видеть результаты общей работы. Кроме того, в текстах можно создавать
гиперссылки для перехода на другие интернет-ресурсы. В общем, удобный инструмент.
Провокационный
блог-урок
Как-то
при подготовке к уроку я забыла предоставить доступ к просмотру и редактированию
документа. И вот начинается урок, я пишу на доске основополагающий вопрос и говорю:
«Сегодня мы работаем в группах по четыре человека. Прочитайте вопрос и найдите
в течение двадцати минут ответ на него. Напоминаю, что информацию можно добывать
из любых источников». Закончила говорить, смотрю: ученики вошли в классный блог,
работа пошла. Подхожу к одной группе, наблюдаю – заходят через свои аккаунты.
Зачем, думаю, они это делают? «А так документ попросил», – отвечают. Ладно, может
какой сбой. К другим подхожу – у них ссылки не работают. Тут я начинаю понимать,
что я доступ не открыла! Подхожу к третьей группе: ребята вводят вопрос в строке
браузера поисковика, ни на что не жалуются, ко мне не обращаются. Вижу, что моя
ошибка является провокацией самостоятельного действия: дети должны найти выход
из ситуации. Они привыкли, что я для них нахожу нужные источники информации, готовлю
ссылки, а ведь в жизни всякое случается. И они справлялись!
В
одной группе, например, слышу: «Давайте вспоминать, кто что знает об этом…» Молодцы,
опираются на опыт. Иду к группе, где сидят не самые сильные ученики. Один мальчишка
предлагает другому: «Может, в учебник посмотрим?» А читают-то еле-еле! Но открывают
книгу, находят нужную страницу. «Ой! А тут же все написано!»
В
это же время в одной из групп четыре девочки (учатся отлично!) все еще пытаются
открывать «заупрямившиеся» ссылки. Я им советую посмотреть, что делают одноклассники
в других группах. Но нет, «шпиона» они не засылают, ничего в своей тактике не меняют,
продолжают бить по неработающим ссылкам. Между тем «слабые» ученики уже со всеми
заданиями справились! Они поднимаются с мест и отправляются учить других: «Откройте
вот здесь, почитайте вот здесь...» Вот это да!
…И вот скажите: могла у меня эта ситуация возникнуть,
если бы я вела урок, как обычно? Нет, конечно, Не бывает такого, что дети открывают
учебник, а там пустые страницы. А в блоге бывает! И поскольку для детей притягательна
сама возможность работы с компьютером, их не так сложно вовлечь в процесс обучения,
идущего в блоговой среде. И даже если в процессе учения что- то вдруг начинает идти
не так – это не воспринимается детьми как нерешаемая проблема. Другая среда,
другой ход мысли.
Елена ГАЛАНЖИНА,
учитель начальных
классов,
ГБОУ г. Москвы средняя общеобразовательная школа №
1499
Комментариев нет:
Отправить комментарий