суббота, 17 мая 2014 г.

Урок современного учителя. Урок-блог

Чему улыбнулся Туман Дурманыч?
При помощи блога класса мож­но сделать учебное занятие инте­ресным, современным и результа­тивным.
Все началось с подготовки к пер­вому дню в школе. Для маленьких ребят это стрессовое переживание, ведь начинается новый этап жизни. И я задумалась: как бы рассказать детям о школьной жизни, чтобы сни­зить уровень тревожности, без на­пряжения? Может быть, в сказочной форме? И с помощью блога?
Для начала я завела блог класса и придумала сказку.
В моей исто­рии жили сказочные герои Фонарик, Светлячок с друзьями, а также Туман Дурманыч. В сказочном мире нача­лись учебные будни. Светлячок, Мо­тылек и Сверчок собирали в школу вещи: один вечером быстро и четко собрал всё, второй утром наспех со­брался, третий очень тщательно по­дошел к делу, составил план, но по­ложил в портфель игрушки, бутер­брод, забыв про учебники, а Туман Дурманыч улыбнулся, увидев это. Он любил, когда кто-нибудь ошибался. Дома ребята вместе с родителями прочитали историю в блоге, а в шко­ле мы обсуждали, кто правильно со­бирал портфель и почему Туман Дур­маныч улыбнулся. Получился нена­вязчивый разговор, касающийся ус­ловно-сказочной ситуации, но про­ясняющий важные вещи.
Потом я стала выкладывать в бло­ге информацию о классной жизни, в том числе удачные работы, фото­графии поделок.
Однажды я предложила ребятам нарисовать кривые линии – любые, какие им подскажет фантазия. Каж­дый нарисовал свою, потом мы пре­вратили эти загогулины в цветные пятна. Когда рисунки были готовы, мы начали размышлять, чем они мог­ли бы быть. Истории о цветных пят­нах – кляксичах стали пробовать записывать на компьютере. Писать многие еще не умели, ребята помога­ли друг другу в поиске нужных букв, процесс оказался веселым и увлека­тельным. У одного мальчика получил­ся рассказ про мешок, в котором ле­жит человек и пытается из него вы­браться, у другого – про Львенка, Ко­торый Тут Играет. Была история про волшебный диван, на котором нуж­но посидеть, чтобы исполнились же­лания. Уже в октябре мы могли за­писывать истории и разыгрывать их по ролям.
Урок наоборот
Применить блог на уроке я по­пыталась на занятии по предме­ту «Окружающий мир», тема – «Ку­старники леса». Я работала тогда с учебником Н.Ф.Виноградовой, она рекомендовала составить с детьми паспорт растения. Па­спорт так паспорт. В классном бло­ге (http://1rostok.blogspot.ru) появи­лись специальные странички с за­даниями. Среди очевидных пунктов «паспорта» (название растения, ме­сто проживания, родина, характери­стики, особые приметы) был пункт «растение в искусстве». Мне хоте­лось, чтобы включилось и образное мышление. Ведь когда человек пе­реживает информацию, то понятия (понятийные образы) лучше закре­пляются в его сознании.
Пол учился необычный урок. Он шел словно сам по себе, ребята все сделали сами. И как много сделали! Дети не только создали «паспорта» кустарников, но и представили из­учаемое растение одноклассникам при помощи песен, сказок и муль­тфильмов. Кустарники леса они рас­познавали превосходно! А главное – всем понравилось: «Когда у нас еще будет блог-урок?»
Шаг к Google-документам
Когда я начала анализировать первый урок с использованием бло­га, возникло ощущение, что в нем чего-то не хватает. Ребята предста­вили собранную в интернете и кни­гах информацию – и что? Какие на­выки при этом освоили? Какие спо­собности у них развивались в про­цессе этой работы? Удалось ли мне встроить инструменты формирую­щего оценивания, рефлексии? Могу ли я измерить запланированные ре­зультаты, предметные и универсаль­ные учебные действия?
В следующий раз я решила вне­сти в урок-блог новые элементы. При сборе информации ребята стали ра­ботать с таблицами, линеечками ро­ста, листами оценивания. Дети объ­единялись в группы, договарива­лись о распределении ролей. Все это нужно было для того, чтобы к выводам ребята пришли сами, что­бы в конце урока у детей выстраи­валась целостная картина изучае­мого объекта. Все получилось, и у меня словно выросли крылья. Я ста­ла использовать в классном блоге Google-документы, главное преиму­щество которых – возможность кол­лективной работы. А еще автомати­ческое сохранение сведений, мате­риалы можно сразу проецировать на экран и видеть результаты об­щей работы. Кроме того, в текстах можно создавать гиперссылки для перехода на другие интернет-ресур­сы. В общем, удобный инструмент.
Провокационный блог-урок
Как-то при подготовке к уроку я забыла предоставить доступ к про­смотру и редактированию докумен­та. И вот начинается урок, я пишу на доске основополагающий вопрос и говорю: «Сегодня мы работаем в группах по четыре человека. Про­читайте вопрос и найдите в тече­ние двадцати минут ответ на него. Напоминаю, что информацию мож­но добывать из любых источников». Закончила говорить, смотрю: уче­ники вошли в классный блог, рабо­та пошла. Подхожу к одной группе, наблюдаю – заходят через свои ак­каунты. Зачем, думаю, они это дела­ют? «А так документ попросил», – от­вечают. Ладно, может какой сбой. К другим подхожу – у них ссылки не работают. Тут я начинаю понимать, что я доступ не открыла! Подхожу к третьей группе: ребята вводят во­прос в строке браузера поисковика, ни на что не жалуются, ко мне не об­ращаются. Вижу, что моя ошибка яв­ляется провокацией самостоятель­ного действия: дети должны найти выход из ситуации. Они привыкли, что я для них нахожу нужные источ­ники информации, готовлю ссылки, а ведь в жизни всякое случается. И они справлялись!
В одной группе, например, слышу: «Давайте вспоминать, кто что знает об этом…» Молодцы, опираются на опыт. Иду к группе, где сидят не са­мые сильные ученики. Один маль­чишка предлагает другому: «Может, в учебник посмотрим?» А читают-то еле-еле! Но открывают книгу, нахо­дят нужную страницу. «Ой! А тут же все написано!»
В это же время в одной из групп четыре девочки (учатся отлично!) все еще пытаются открывать «зау­прямившиеся» ссылки. Я им сове­тую посмотреть, что делают одно­классники в других группах. Но нет, «шпиона» они не засылают, ничего в своей тактике не меняют, продолжа­ют бить по неработающим ссылкам. Между тем «слабые» ученики уже со всеми заданиями справились! Они поднимаются с мест и отправляют­ся учить других: «Откройте вот здесь, почитайте вот здесь...» Вот это да!
…И вот скажите: могла у меня эта ситуация возникнуть, если бы я вела урок, как обычно? Нет, конечно, Не бывает такого, что дети открыва­ют учебник, а там пустые страницы. А в блоге бывает! И поскольку для детей притягательна сама возмож­ность работы с компьютером, их не так сложно вовлечь в процесс обу­чения, идущего в блоговой среде. И даже если в процессе учения что- то вдруг начинает идти не так – это не воспринимается детьми как не­решаемая проблема. Другая среда, другой ход мысли.

Елена ГАЛАНЖИНА,
учитель начальных классов,
ГБОУ г. Москвы средняя общеобразовательная школа № 1499


Комментариев нет:

Отправить комментарий