В последние годы в России возросла
численность подростков, для которых цель жизни сводится к достижению
материального благополучия любой ценой, к наживе любыми способами. Труд и учёба
утратили общественную ценность и значимость, стали носить прагматический
характер – больше получать благ, привилегий и меньше работать и учиться. Такая
позиция подростков приобретает всё более открытые и воинствующие формы,
порождая новую волну потребительства, часто провоцирующие поведенческие девиации.
Девиантное (от англ. — отклонение) поведение — это общее название
для
различных нарушений правил поведения. Девиантным обычно называют поведение
школьников, вызванное неспецифическими (т. е. не врожденными) факторами. Сюда
относятся нарушения дисциплины, хулиганские поступки. Они чаше всего
обусловлены ситуацией, детской готовностью их совершить или психическими
расстройствами.
Девиантное поведение — это трудности развития ребенка. У детей с
нарушением интеллекта девиантное поведение встречается чаще, чем у нормально
развивающихся школьников. Особенности психического развития умственно отсталых
школьников затрудняют усвоение нравственных понятий, развитие и установление
нравственно приемлемых отношений, что и ведет впоследствии к возникновению
трудностей в поведении.
Во всех случаях отклоняющегося поведения отмечается нарастание
эмоциональной напряженности. Оно характеризуется выходом за нормальные пределы
чувств, эмоций, переживаний детей. Напряженность ведет к потере чувства
реальности, снижению самоконтроля, неспособности правильно оценивать свое
поведение. Под влиянием разбушевавшихся эмоций воспитанник перестает
контролировать свои поступки, способен на безрассудные действия. Ему ничего не
стоит нагрубить, ударить, что-то сломать. А чем еще может ответить
незащищенный, слабый человек на ухудшение условий, как не изменением своего
поведения? Таким образом, девиантное поведение — это изменение реакции
умственно отсталого ребенка на неприемлемую для него ситуацию.
Девиантное поведение можно рассмотреть также как результат
неправильного, недостаточного воспитания.
Ребенок брошен на произвол судьбы. Им
никто не занимается. Воспитания по сути никакого нет. Дитя стихийно наследует
то, что оно видит в окружающей жизни, — в равной мере и плохое, и хорошее. Но
хорошего, к сожалению, меньше.
Во взрослую жизнь такой умственно отсталый ребенок входит, впитав все
пороки. Его поведение неизбежно будет отклоняющимся от нормы, потому что
другого поведения такой ребенок не знает, никто никогда не учил его, как должен
вести себя нормальный человек.
В какие же сложные ситуации попадает ребенок с нарушением интеллекта,
что особенно травмирует его? Это прежде всего обиды, часто повторяющиеся,
оскорбляющие самолюбие, насмешки над ним самим, непринятие в игру или компанию,
конфликтная ситуация в семье (родители заняты выяснением отношений и не
обращают внимания, что ребенок на это очень болезненно реагирует), все случаи
депривации и многие другие причины.
Девиантное поведение опасно не нарушениями дисциплины. Даже самые
значительные нарушения порядка можно пережить. Дело в последствиях.
Отклоняющееся поведение очень существенно влияет на формирование характера,
который определяет всю будущую жизнь человека. Если такое поведение вовремя не
остановить и не подправить, то общество получит неуравновешенного, морально
незрелого, подверженного различным влияниям, без жизненных принципов и
нравственного стержня, слабого, неврастенического человека. Вот почему
коррекция поведения не благое пожелание, а жизненная необходимость, к которой
нужно подходить со всей серьезностью и ответственностью.
Появление всех нездоровых наклонностей следует замечать и предупреждать
в детском возрасте. Если время упущено, сензитивный период прошел, то результат
исправления будет незначительный. Опасно, безнравственно и бесчеловечно
закрывать глаза на то, что в будущем может испортить жизнь человеку. Ребенок не
виноват в том, каким его вырастили. Нужны спокойствие, выдержка, твердость,
терпение, настойчивость, обязательно спокойный тон, доброжелательность, аргументированность,
если мы взяли ответственность за будущее человека. Уходить от трудностей,
бросать ребенка на произвол судьбы безнравственно и преступно. Без помощи
взрослых ребенок не поймет, что калечит свою будущую жизнь, уродует судьбу.
Общество предъявляет к ребенку как будущему своему члену вполне
определенные нормы и требования. Их нужно научиться соблюдать. А к этому пока
есть только два пути: или устроить так, чтобы ребенок сам захотел выполнить ту
или иную норму поведения, или заставить его. Первый путь предпочтительнее, но и
труднее. Второй легче, но опаснее: действие по принуждению исчезает вместе с
действием самого принуждения. Будет ли ребенок соблюдать нормы без этого —
неизвестно. Третий путь тоже открыт. Он быстрый и эффективный. Но требует большого
педагогического мастерства, любви к детям, интереса к их жизни. Можем назвать
его просто — реалистическим воспитанием, а можем и профессионально — сочетанием
самостоятельности, инициативы ребенка с требовательностью и помощью ему. Он
рассчитан на то, чтобы сделать выполнение социальных норм более привлекательным
для ребенка, чем стремление действовать по непосредственному побуждению. В этих
случаях нежелательная потребность будет не просто подавляться, а побеждаться
изнутри другим, более сильным положительным мотивом. В качестве такого мотива
может выступать стремление школьника к одобрению взрослого, желание сделать
приятное другому человеку.
Главным направлением педагогической
деятельности по профилактике девиантного поведения на всех возрастных уровнях
следует считать укрепление и закаливание нервной системы ребенка, спокойный,
без раздражительности тон в обращении с ним, тактичное внушение, стимулирование
развития творческих сил и инициативы. Коррекция состоит в разумных
ограничениях, правильной организации жизни, деятельности, создании здоровой
атмосферы, спокойной требовательности, устранении избыточного внимания,
включении в коллектив, приучении ребенка ограничивать свои желания, считаться с
мнением и интересами других людей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий