Закон об образовании предусматривает поступление детей в школу с шести с
половиной лет.
В этом возрасте не только каждые полгода, но и каждые два-три месяца очень
существенны для развития детей. Шестилетки в целом принадлежат еще дошкольному
миру. Эксперименты двадцатилетней давности по их обучению показали, что ребенок
шести лет действительно способен усваивать учебный материал. Но при этом у него
еще сохраняется острая потребность играть. Это ребенок играющий. Поэтому
обучение шестилеток изначально задумывалось как обучение игровое.
Девочки
по всем психофизиологическим законам созревают раньше, чем мальчики. Они более
социально-адаптивны и усидчивы. Мальчики созревают для дисциплинарной школьной
среды гораздо медленнее. Им нужно дольше играть, чем девочкам. Недоигравшие
мальчики - это горе для учителя и сплошные учебные проблемы для самого ребенка.
Если говорить формально, то детские психологи выделяют
несколько критериев готовности детей к
обучению в школе.
1. Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить
логические связи, развитие памяти, мелкая моторика);
2. Эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление
эмоциями);
3. Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе,
способность обучаться).
В принципе, то интеллектуальное развитие, которое получает
ребенок с рождения, как в семье, так и в детском садике, те сведения о жизни
вообще, которые он черпает из окружающей обстановки, для подготовки к началу
обучения в обычной школе в общем достаточны. Любой ребенок к окончанию детского
садика, как правило, умеет считать до десяти, знает буквы (может, не все, но
это не страшно), может в какой-то мере пользоваться логическим мышлением.
Кстати, если не отмахиваться от вопросов, которые начинает
вам задавать ребенок, и не отгораживать его от вашей окружающей взрослой жизни
- подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения.
Скажем, если вы периодически берете ребенка хотя бы в
магазин, он может попробовать сказать какую конфету он желает купить - вот,
написаны названия, пусть назовет хотя бы три первые буковки?…
Поступление в первый класс вовсе не всегда и не обязательно
связано с развитием. Более того, очень часто родители первоклассников жалуются
на то, что ребенок, прекрасно рисовавший в дошкольном возрасте, любивший учить
стихи, постоянно что-то сочинявший, выдумывавший, вдруг становится вялым,
скучным, отказывается от любимых занятий, капризничает. Обычно это происходит,
когда учебная нагрузка оказывается чрезмерной для малыша. Все его свободные
силы в этом случае уходят на преодоление сложностей в обучении.
Первый класс - это, прежде всего, письмо. Письмо отнимает
столько сил, что у детей часто наблюдается регресс в изобразительном
творчестве, в рисунках - это смежные с письмом виды деятельности. Умный, тонкий
родитель всегда найдет возможности для развития творческих способностей своего
малыша: для этого существуют всевозможные кружки, студии, спортивные секции.
Ведь что такое школа в первую очередь? Вовсе не развивающая
среда, а система социализации, дисциплинирующая система.И построена она на
принуждении. Урок - это форма принуждения. В самой благополучной и
доброжелательной обучающей среде ребенок не сможет успешно учиться, если ему не
знакомо слово "нельзя". Он должен уметь принимать ограничения со
стороны других и должен уметь ограничивать сам себя.
Кроме
того, к моменту поступления в школу ребенок должен обладать известной долей
самостоятельности. Если он умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и
сложить портфель, пребывание в школе будет осложняться множеством
неприятностей.
Чем заниматься с ребенком, чтобы он оказался готовым к школе?
В первую
очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед - это
занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь.
Важно,
чтобы ребенок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать
любое начатое им дело доделывать до конца.
Самый
важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к
памяти, и к воображению, и еще ко многому другому) - читать ребенку книги.
Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день. Полезны
занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную
смекалку: рисование, лепка, конструирование.
Организуйте распорядок дня:
•
стабильный режим дня;
•
полноценный сон;
•
прогулки на воздухе.
Уделите
особое внимание развитию произвольности:
• учите ребенка управлять своими желаниями,
эмоциями, поступками;
•
он
должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.
Используя лото и книги,
учите с ребенком названия:
•
диких и
домашних животных, птиц,
•
полевых
и садовых цветов,
•
деревьев,
•
предметов
посуды,
•
предметов
мебели,
•
одежды,
головных уборов, обуви,
•
школьных
принадлежностей,
•
названия городов,
•
времен
года и их признаков и т.д.
Запоминайте обобщающие названия этих групп
(мебель, птицы и т.д.)
Развивайте логическое мышление ребенка (способность
находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно
объединять предметы в группы по общим существенным признакам)
•
Развивайте
мелкие мышцы руки ребенка (необходимо, чтобы он уверенно владел карандашом,
ножницами);
•
Ребенок
должен уметь правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева
- справа;
•
Иметь
представление о сезонных явлениях природы;
•
Знать свой
домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.
•
.
Развивайте связную речь детей. Читайте книги, учите пересказывать сказки,
содержания мультфильмов.
•
Составляйте
рассказы по картинкам.
•
Следите за
правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки
•
Научите
ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг,
квадрат, треугольник, прямоугольник),
•
сравнивать
и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету.
•
Научите
ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше,
меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать,
только знать)
На этапе
подготовке ребенка к школе:
•
Избегайте
чрезмерных требований
•
Предоставляйте право на ошибку
•
Не
думайте за ребёнка
•
Не
перегружайте ребёнка
•
Не
пропустите первые трудности и обратитесь к узким специалистам.
•
Устраивайте
ребенку маленькие праздники
ПОМНИТЕ
Ребенок 5-6 лет не может работать долго: 10-15 минут - вот предел, а потом он должен
отдохнуть, отвлечься. Поэтому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15
минут.
Условия
успешного обучения ребенка:
1. У любого малыша существует естественная, биологическая
тяга к восприятию новой информации, иными словами - к обучению. И пресловутое
детское любопытство - тоже основано на этом стремлении познавать новое. Вообще
любознательность ребенка - один из лучших и эффективных "инструментов"
его обучения.
Поэтому опять же, отмахиваться от детских вопросов - значит
подавлять "пытливость его ума", а значит, и тягу к знаниям, и желание
учиться. И в результате дети, на чьи вопросы в свое время не отвечали родители,
начинают потихоньку отставать в учебе. Особенно если их любознательность
(особенно ту, которая вроде бы к школьным знаниям не относится) так и
продолжают подавлять.
2. Вообще в процессе той же подготовки к школе включение
каких-то дидактических, обучающих элементов, причем повторяемых в нескольких
вариантах, во всевозможные игры - тоже существенный шаг к пробуждению и
закреплению интереса к школьной учебе. И даже в начальной школе обучение в
принципе должно иметь характер определенной игры. И если в школе это делают не
всегда - вполне можно превратить в веселую игру выполнение тех же постылых
домашний заданий.
То же самое с принадлежностями для учебы. Чем больше вещь
напоминает игрушку - тем более привлекателен для ребенка весь процесс,
связанный с использованием этой вещи. Поэтому стимулировать интерес к учебе
можно, купив ребенку красивый, яркий (причем необязательно дорогой) портфель,
пенал или хотя бы ластик.
3. И потому еще одно из условий успешной учебы - явная
применяемость знаний в реальных условиях (кстати, это действует на протяжении
всех школьных лет). Когда ребенок чувствует, что получаемые знания не лежат
мертвым грузом, а постоянно применяются в бытовых ситуациях, - это вновь и
вновь мотивирует его эти полезные знания получать.
4. Еще одно условие успешного обучения - так называемое
"обучение с конечной стадии". Скажем, для того, чтобы научить ребенка
готовить (и чтобы этот процесс ему был приятен), вначале научите накрывать на
стол, подавая готовое блюдо. Потом научите раскладывать блюдо по тарелкам и
накрывать на стол, потом - помешивать в процессе готовки, раскладывать по
тарелкам и накрывать на стол, потом - наполнять посуду ингредиентами, помешивать,
раскладывать, накрывать…
Во всех случаях суть в том, что ребенок выполняет
завершающую стадию процесса, как бы получая подтверждение, что у него "все
получилось", видя результаты своего труда. Точно так же, если вы учите
ребенка, к примеру, вырезать фигурки из дерева, то начать нужно не с того, что
подыскивать подходящий корень или ветку, а с полирования готовой фигурки… И те
элементы школьной программы, которые построены по такому же принципу - дать
возможность сразу почувствовать какие-то успехи, ведя ученика от конца к началу
- дают, как показывает практика, наиболее успешные результаты.
5. И главное условие успешной учебы - сформировать не
потребность выучить от сих до сих, а развитие так называемого "пытливого
ума". Собственно говоря, все дети имеют изначально такой ум, а вот задача
школы и родителей - эту пытливость поддерживать, а не подавлять
Комментариев нет:
Отправить комментарий