Семья
– это та первичная среда,
где
человек должен научиться
творить
себя».
В.АСухомлинский
90%
воспитательного воздействия на личность ребенок получает в семье. Однако
социологические исследования показывают, что в настоящее время семья как бы
самоустранилась от активной целесообразной педагогической деятельности по
воспитанию своего ребенка. Это повлекло за собой рост детской
безнадзорности, алкоголизацию подростков, наркоманию, раннее начало половой
жизни, рост детской преступности и т.д.
Поэтому очень важна
скоординированная целенаправленная совместная работа семьи и школы.
Формы взаимодействия
педагогов и родителей – это многообразие организации их
совместной деятельности и общения.
Учителя и родители как партнеры в
воспитании детей дополняют друг друга. Отношения партнерства предполагают
равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение.
На каких же основах должны
складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании?
На этот ёмкий вопрос убедительно
отвечает В.А.Сухомлинский:
"Как можно меньше вызовов в
школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской
"сильной рукой"...- и как можно больше такого духовного общения детей
с родителями, которое приносит радость матерям и
отцам.…» И дальше: «... воспитывайте так чтобы у ребенка были радости,
которые он приносил бы домой как радости матери и отца.
Сложившийся опыт
работы учителя с семьей ученика убеждает в необходимости работать с родителями
дифференцированно. Отношение родителей к школе, к учебе своих детей бывает
очень разным. Практика работы помогает выделить примерно три группы
родителей:
I - родители - помощники
учителя. Как правило, это семьи с богатыми
трудовыми традициями, родители проявляют общественную активность, добросовестно
относятся ко всем поручениям школы.
П - родители -
потенциальные помощники учителя и школы в воспитании детей. Они могут помогать, если будут знать, что и как надо делать. Родители
этой группы оказывают положительное влияние на ребенка своими душевными
качествами.
Ш - родители не понимают
или не хотят понимать требований школы. Они отрицательно
относятся к школе, к учителям. Только одни свое отношение проявляют открыто,
другие тщательно скрывают.
Особого внимания
заслуживают семьи, где ученик - единственный ребенок. Таким семьям надо
уберечься от воспитания в ребенке эгоизма, себялюбия, черствости, зазнайства.
Правильно сложившиеся
отношения учителя с семьей будут налогом успехов в обучении и воспитании
ученика.
В последние годы в России возросла численность подростков, для которых
цель жизни сводится к достижению материального благополучия любой ценой, к наживе
любыми способами. Труд и учёба утратили общественную ценность и значимость,
стали носить прагматический характер – больше получать благ, привилегий и
меньше работать и учиться. Такая позиция подростков приобретает всё более
открытые и воинствующие формы, порождая новую волну потребительства, часто
провоцирующие поведенческие девиации.
Девиантное (от англ. — отклонение) поведение — это общее название для
различных нарушений правил поведения. Девиантным обычно называют поведение
школьников, вызванное неспецифическими (т. е. не врожденными) факторами. Сюда
относятся нарушения дисциплины, хулиганские поступки. Они чаше всего
обусловлены ситуацией, детской готовностью их совершить или психическими
расстройствами.
Девиантное поведение опасно не нарушениями дисциплины. Даже самые
значительные нарушения порядка можно пережить. Дело в последствиях.
Отклоняющееся поведение очень существенно влияет на формирование характера,
который определяет всю будущую жизнь человека. Если такое поведение вовремя не
остановить и не подправить, то общество получит неуравновешенного, морально
незрелого, подверженного различным влияниям, без жизненных принципов и
нравственного стержня, слабого, неврастенического человека. Вот почему
коррекция поведения не благое пожелание, а жизненная необходимость, к которой
нужно подходить со всей серьезностью и ответственностью.
Появление всех нездоровых наклонностей следует замечать и предупреждать
в детском возрасте. Если время упущено, сензитивный период прошел, то результат
исправления будет незначительный. Опасно, безнравственно и бесчеловечно
закрывать глаза на то, что в будущем может испортить жизнь человеку. Ребенок не
виноват в том, каким его вырастили. Нужны спокойствие, выдержка, твердость,
терпение, настойчивость, обязательно спокойный тон, доброжелательность,
аргументированность, если мы взяли ответственность за будущее человека. Уходить
от трудностей, бросать ребенка на произвол судьбы безнравственно и преступно.
Без помощи взрослых ребенок не поймет, что калечит свою будущую жизнь, уродует
судьбу.
Общество предъявляет к ребенку как будущему своему члену вполне
определенные нормы и требования. Их нужно научиться соблюдать. А к этому пока
есть только два пути: или устроить так, чтобы ребенок сам захотел выполнить ту
или иную норму поведения, или заставить его. Первый путь предпочтительнее, но и
труднее. Второй легче, но опаснее: действие по принуждению исчезает вместе с
действием самого принуждения. Будет ли ребенок соблюдать нормы без этого —
неизвестно. Третий путь тоже открыт. Он быстрый и эффективный. Но требует
большого педагогического мастерства, любви к детям, интереса к их жизни. Можем
назвать его просто — реалистическим воспитанием, а можем и профессионально —
сочетанием самостоятельности, инициативы ребенка с требовательностью и помощью
ему. Он рассчитан на то, чтобы сделать выполнение социальных норм более
привлекательным для ребенка, чем стремление действовать по непосредственному
побуждению. В этих случаях нежелательная потребность будет не просто подавляться,
а побеждаться изнутри другим, более сильным положительным мотивом. В качестве
такого мотива может выступать стремление школьника к одобрению взрослого,
желание сделать приятное другому человеку.
Главным направлением педагогической деятельности по профилактике
девиантного поведения на всех возрастных уровнях следует считать укрепление и
закаливание нервной системы ребенка, спокойный, без раздражительности тон в
обращении с ним, тактичное внушение, стимулирование развития творческих сил и
инициативы. Коррекция состоит в разумных ограничениях, правильной организации
жизни, деятельности, создании здоровой атмосферы, спокойной требовательности,
устранении избыточного внимания, включении в коллектив, приучении ребенка
ограничивать свои желания, считаться с мнением и интересами других людей.
Средняя школа
5-й класс (10—11 лет)
Психофизиологическая адаптация к школе:
Развитие учебной деятельности как
самостоятельной в рамках многопредметного обучения. Развиваются вне учебная
деятельность.
Развивается сфера общения по интересам и происходит дифференциация
класса на малые группы.
·
Завершается
этап «латентного» либидо, или этап полоролевого развития личности формируется
вторичная самооценка.
В течение 5-го класса должны быть решены следующие задачи возрастного развития:
(Приведем краткий перечень типичных кризисов развития детей в 5-м классе, развитие которых необходимо предупредить первичной профилактикой)
Кризисы психофизиологической адаптации к школе
В течение 5-го класса должны быть решены следующие задачи возрастного развития:
(Приведем краткий перечень типичных кризисов развития детей в 5-м классе, развитие которых необходимо предупредить первичной профилактикой)
Кризисы психофизиологической адаптации к школе
·
Кризис,
неготовности ребенка к переходу на многопредметное обучение
·
Кризисы
фрустрации потребности в самореализации
·
Кризисы
отношений дружбы, общения, «личность —группа»
·
Психологический
инфантилизм и психологически зависимое поведение
·
Кризисы
формирования самооценки
Объекты вторичной профилактики в 5 классе:
1. Дети не готовые к переходу на многопредметное обучение.
2. Дети с синдромом раннего детского воровства
6 класс (11-12 лет)
Начинаются предподростковые процессы группирования в 5 классе . У девочек и
у половины мальчиков начинается платоническая (романтическая) фаза
психосексуального развития.
Вторичная профилактика в 6-м классе:
1. Дети с прогрессирующей (начиная с 5-го класса) педагогической запущенностью
и с признаками ее перехода в социальную запущенностью.
2. Дети с эмоциональными расстройствами и
стойкими нарушениями самооценки (неврозами, депрессиями).
3. Дети с
патохарактерологическими нарушениями (формирующимися психопатиями) и
агрессивным поведением.
4. Дети с
синдромом «детей отцов-алкоголиков».
5. Дети с
инфантилизмом и психологически зависимым поведением от группы,
лидеров-сверстников и взрослых.
7-й класс (12—13 лет)
В данном
возрасте развивается кризис тринадцати лет.
Представим основные типы детей «группы риска»:
1 Дети с
невротическим или патохарактерологическим развитием личности.
2Дети с
синдромом уходов (уходы из школы, уходы и побеги из дома).
3. Дети с
агрессивным подростковым девиантным поведением — хулиганством, воровством (и
вымогательством), в том числе в составе антисоциальной группы
4. Дети с
эмоциональными расстройствами в связи с предразводным состоянием в семье и
после развода родителей.
4. Дети с
зависимостью от поп-культуры.
8-9 класс (13-15 лет).
К типичным особенностям развития детей «группы риска» в 8-9 классе
относится: невротическое развития личности, патохарактелогические реакции,
социально – психологический инфантилизм и неготовность к выбору профессии и
дальнейшей учебе, ранняя зависимость от ПАВ или азартных игр, раннее начало
сексуальной жизни.
Вспомним слова Васи́лия Порфи́рьевича
Ва́хтерова, известного российского педагога:
«Чтобы заразить детей добротой, мы сами должны чувствовать тепло в своей
душе. Чтобы учить детей светлым, бодрым настроением, мы должны сами чувствовать
себя бодрыми. Чтобы внушить детям хорошие стремления, мы сами должны их
чувствовать в себе. Чтобы воспитать человека, надо самому чувствовать себя
человеком в лучшем смысле этого слова».
Комментариев нет:
Отправить комментарий