суббота, 17 мая 2014 г.

Домашние задания: новый подход к организации и содержанию

Хорошо бы в домашних заданиях всегда были значимые и очевидные для детей смыслы; чтобы дети дома учились, а не исполняли повинность. Но как это сделать?

Мы беседуем с доцентом кафедры управления и экономики  в образовании Ленинградского института развития образования, кандидатом педагогических наук
Татьяной РОГОЗИНОЙ
Татьяна Валерьевна, в стан­дартах ничего не говорится о до­машних заданиях, стало быть, это несущественно?
– Если помните, 5 сентября 2013 года на встрече Владимира Путина с учителями Москвы президента про­сили сократить время, которое стар­шеклассники тратят на выполнение домашней работы. Президент пере­адресовал вопрос министерству, и замминистра Наталья Третьяк от­ветила: вопросы, связанные с регла­ментацией домашних заданий, – это компетенция школы.

Ситуация говорит сама за себя: педагоги не знают своих прав в об­ласти регламентации образователь­ного процесса внутри школы. Учи­теля видят, что большие по объему домашние задания только расхола­живают, ребята не относятся к ним серьезно. Домашние задания часто не выполняются, либо выполняют­ся частично, либо списываются, и подобное отношение стало типич­ным явлением. Почему? Сегодняш­ние школьники независимы от ав­торитета взрослого в суждениях и поведении, они раньше своих учи­телей узнают о существовании сер­висов, которые позволяют упростить задания, с которыми дети сталки­ваются в процессе школьного об­учения. Например, есть сайты, где можно списать готовые решения до­машних заданий. Или можно разме­стить творческое задание в соцсе­тях, и тебе со всех уголков страны начнут поступать готовые работы. Это реальность, которая игнориру­ется в обычно подходе к домашней работе. А если посмотреть на сло­жившуюся практику с точки зрения тех задач, которые поставлены в но­вых стандартах? Скажем, требуется развитие учебной самостоятельно­сти. Однако сегодня, как и 10–20–30 лет назад, большинство учителей за­дают на дом задания, направленные на повторение и закрепление прой­денного материала.
Здесь важно понять, чем мы, учи­теля, можем управлять. А для этого,
на мой взгляд, надо четко разделить два понятия: домашнее задание и до­машняя работа. Домашняя работа – это то, что ученик делает без непо­средственной помощи учителя. Он может выполнять домашнюю рабо­ту дома, в метрополитене, в группе продленного дня, на занятии с ре­петитором. А домашнее задание – это учебное задание, которое дает­ся учителем для организации само­стоятельной домашней работы. По факту же – учителя недовольны от­ношением учеников к домашней ра­боте, и это отношение обусловлено тем, какого рода домашние задания получают дети. Значит, учитель дол­жен научиться управлять домашни­ми заданиями.
– Как можно управлять домаш­ними заданиями, если нет це­лостного, концептуального пред­ставления об их назначении в современном образовательном процессе?
– Вот тут мы и подходим к главно­му: пересмотр роли и места домаш­них заданий в образовательном про­цессе – это работа, которую можно и нужно проделать самому педаго­гу и педагогическому коллективу. Именно школа решает, каким обра­зом домашние задания будут связа­ны с достижением личностных, мета­предметных и предметных результа­тов. Общее видение этих вопросов может быть выработано, например, во время разработки или корректи­ровки образовательной программы школы. При этом в разных школах могут быть избраны различные стра­тегии, в том числе и сокращение ко­личества заданий или отказ от них в определенные периоды образо­вательного процесса. Важно, чтобы стратегии определялись педагогами вместе с учениками и родителями.
Скажем, главное назначение до­машних заданий может быть опреде­лено как развитие навыков самосто­ятельной деятельности. Это предпо­лагает, что на разных ступенях шко­лы в «форматах» домашних заданий будут происходить изменения, от­ражающие прогресс в этом разви­тии. Например, педагоги могут ре­шить, что в начальной школе боль­шинство домашних занятий идет «за уроком», то есть работает на закре­пление достигнутых на уроке резуль­татов. В основной же школе домаш­ние задания идут не только «за», но и «рядом с уроком», то есть появля­ется все больше заданий, которые непосредственно не связаны с те­мой урока, а связаны с проблема­тикой других учебных занятий или нацелены на развитие конкретных учебных действий. А в старшей шко­ле основная часть домашних зада­ний может идти «перед уроком». К примеру, детям предлагается изу­чать новый материал самостоятель­но с тем, чтобы на следующем уро­ке провести проблемное обсужде­ние прочитанного.
Альтернативная стратегия осно­вывается на ином определении глав­ной функции домашней работы. До­пустим, это развитие способностей к самоопределению, создание усло­вий для самообразования и само­реализации. Одним из инструмен­тов реализации этой стратегии мо­гут стать так называемые инициа­тивные домашние задания. Иници­ативное – придуманное и заданное себе самим учеником. Но для зарож­дения подобных инициатив детям должны подаваться определенные «сигналы». К примеру, таким сигна­лом может стать возможность пу­блично представить результат ини­циированной учеником работы при помощи технологии «Портфолио». Предполагается, что классный ру­ководитель и другие учителя обсуж­дают с детьми подобные возможно­сти, например, в разговоре о необ­ходимости продвижения ученика в том или ином предмете или учебном разделе, теме, освоении конкретного универсального учебного действия. Инициативные задания, связанные с формированием и развитием уни­версальных учебных действий, могут выполняться в ходе деятельности, которой ребята любят заниматься в свободное от школы время.
Стратегий может быть много, но что надо непременно учесть при раз­работке и реализации стратегии – это индивидуальные образователь­ные интересы и цели детей. А для этого надо предоставить детям пра­во выбора там, где это возможно, вы­бора в степени сложности задания, например, на базовом и профильном уровнях, количестве заданий, фор­ме домашней работы, времени вы­полнения и так далее. Это особен­но актуально в средней школе, ког­да ученики определили свои даль­нейшие планы.
– И все-таки: что стоит изме­нить в практике задавания до­машних заданий?
– Заметим: несерьезное отноше­ние к делу проявляется тогда, ког­да человек не видит в нем значи­мого для себя смысла. Необходи­мо работать с мотивацией, обсуж­дать с детьми смысл предстоящей работы. Например, в процессе со­вместного обсуждения того, достиг­нуты ли на уроке все цели, которые были поставлены, выясняется и то, каким может быть домашнее зада­ние. Тут надо сказать еще об одной проблеме: ученики, которые относят­ся к домашним заданиям серьезно, тратят на них до 6–8 часов в день. Но где, в каких документах сказано, что домашнее задание обязательно? Практика задавания на дом на каж­дом занятии – некий ритуал: прошел урок – надо дать домашнее задание. Этот ритуал поддерживается двумя вещами. Первое. В классном журна­ле есть колонка «задание на дом», и якобы это означает обязательную запись. Но ведь напротив фамилии каждого ученика в журнале есть клетка, куда можно поставить оценку, однако оценки во всех клетках не ставятся.
И второе: ссылаются на требование СанПиНов, мол, это проверяют. Но в документах – что в старых, что в новых, 2010 года, – нормы домашних заданий определены не так,как их обычно понимают. Скажем, в старых СанПиНах сказано, что «домашние задания даются... в следующих пределах», а дальше идет определение пределов, скажем, «первый класс, вторая половина года – до 1 часа»... «девятый–одиннадцатый –до 4 часов»... Что такое «до одного часа»? 30 минут – это до одного часа? Да. А 5 минут? Тоже. То есть нижняя граница не определена. Мы же, учителя, эту норму понимаем буквально: час. полтора... четыре...А что случилось в 2010 году, когда были приняты новые правила? Во-первых, они уменьшили в половине классов норму на полчаса. Многие учителя об этом до сих пор не знают и, когда я провожу семинары, начинают списывать со слайда эти нормы. Но самое главное - принцип определения норм остался тем же: объем домашних заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение «не превышали», то есть меньше можно, а больше – нельзя. Добавим: речь идет об объеме домашнего задания по всем предметам! Почему сделано это уточнение? Потому что многие учителя считают, что нормативы объема домашнего задания даны для того, чтобы педагог мог приложить конкретную норму к своей учебной дисциплине. Это не так. Норма определяет предельное время на домашнюю работу школьников по всем предметам. И значит, в школе должен быть выстроен механизм распределения этого времени по предметам.
Вы можете рассказать об этом механизме?
– Это может быть самый простой механизм, когда время на выполнение домашних заданий определяется пропорционально количеству часов в учебном плане (1 урок – 15–
20 минут на д/з). Может быть и другой подход. В «ПС» № 6 за этот год мы с вами говорили о методических объединениях по параллелям. Учителя, работающие в классах одной параллели, могут собираться, к примеру, раз в четверть или раз в два месяца  обсуждать наиболее существенные вопросы, связанные с обучением школьников конкретной параллели или класса, в том числе с домашними заданиями. Начиная с того, в чем особенность данного учебного периода. Какие образовательные задачи актуальны в нашей параллели (классе) сейчас? Каких результатов мы хотим достичь? Какие большие события (выезды, праздники, предметные погружения) нам
предстоит прожить вместе с ребятами? Какие крупные задания (сочинения, творческие работы, проекты, исследования) у нас запланированы? При этом учителя могут договориться, например, о том ,что во время увеличения нагрузки по какому-то предмету по другим дисциплинам будут даваться задания меньшего объема или не задаваться совсем. Очень важно отметить, что отказ от домашних заданий на ряде уроков с обсуждением, почему сегодня не задано, может помочь де-
тям понять смысл заданий на других уроках!
– По каким признакам педагоги могут судить о том, что желанные изменения в подходе к домашним заданиям происходят?
– Думаю, внутри школы могут проводиться исследования, подобные тем, что проводили мы, когда просили ребят назвать домашние задания, которые им нужно было сделать к сегодняшнему дню. Тогда было полной неожиданностью: многие ребята не могут ответить. Точно смогли ответить только 54% шестиклассников, 24% восьмиклассников и 36% десятиклассников. А если дети не знают, что было задано, значит, задания не значимы для них. Значимость д/з помогают понять инструменты формирующего оценивания. Например, в конце урока учитель спрашивает ребят, что они изучали во время сегодняшнего занятия, чему научились на уроке, чему будут учиться дома, выполняя домашнее задание. Это серьезные вопросы. Я до сих пор продолжаю размышлять над ответом одного пятиклассника, который после урока русского языка написал: «Я ничему не
буду учиться дома. Я буду выполнять домашнее задание». Эта фраза точно отражает существующую практику, но она дает и направление изменениям. Мы должны ясно представлять,
чему будут учиться дети, когда они станут работать над домашним заданием. И так выстраивать образовательный процесс, чтобы у детей было понимание, чему они будут учиться дома и зачем. Тем более что временной ресурс домашней учебной работы за 11 лет школьной жизни по Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам составляет около 5200 часов, то есть более четырех учебных лет. Пришло время определить, на достижение каких результатов будет потрачен этот колоссальный ресурс!
Беседовал Анатолий ВИТКОВСКИЙ


Комментариев нет:

Отправить комментарий