Существует
несколько основных подходов в классификации памяти. В настоящее время в
качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти принято
рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по
запоминанию и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти вычленяются в
соответствии с тремя основными критериями:
1) по характеру психической активности,
память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;
2) по характеру целей деятельности — на
непроизвольную и произвольную;
3) по продолжительности закрепления и
сохранения материала— на кратковременную, долговременную и оперативную.
Классификация видов памяти по характеру психической активности была
впервые предложена П. П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памяти не
существуют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном
взаимодействии, Блонскому удалось определить различия между отдельными видами
памяти [1,с.264]. в зависимости от особенностей материала запоминания и воспроизведения:
* двигательная память - это память на
различные движения и их системы, позволяющая формировать практические и
трудовые навыки;
* эмоциональная (аффективная) память
- это память на чувства;
* образная память - это память на
образы (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые);
* словесно-логическая (вербальная)
память - память на мысли и речь.
Существует, однако, и такое деление
памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой выполняемой
деятельности. Так, в зависимости от целей
деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. По М.М. Иванову, запоминание
и воспоминание, не сопровождаемые целенаправленным волевым актом, при которых
отсутствует специальная цель запомнить или вспомнить, называется непроизвольной
памятью. Если работа памяти сопровождается целенаправленным
действием воли, мы говорим о произвольной памяти.
Она характеризуется заранее
поставленной целью и специальными (мнемическими) приемами запоминания.
По способу запоминания
выделяют:
* механическую память, не опирающуюся
на понимание,
* смысловую память, основанную на
обобщенных и систематизированных ассоциациях, отражающих наиболее важные и
существенные стороны и отношения предметов (А.А. Смирнов).
Существует
также деление памяти на кратковременную, сверхкратковременную и долговременную. М.М. Иванов указывает нам,
что сверхкратковременная
(оперативная) память обслуживает
производимые человеком действия во время их осуществления. При этом мы удерживаем
"в уме" промежуточные результаты, необходимые для завершения всего
действия. То же самое происходит при чтении, письме, слушании и т.д. Кратковременная память характеризуется
очень кратким сохранением информации после однократного непродолжительного восприятия.
Значит, эта информация побывала лишь в кратковременной памяти и не проникла в
долговременную. Долговременная память
характеризуется длительным сохранением информации, после неоднократного ее
повторения и воспоминания.
Рассмотрим
основные процессы памяти (Рис.2.):
Рис.2. Основные процессы памяти
По
определению, данному в «Большом энциклопедическом словаре», "запоминание -
главный процесс памяти, посредством
которого осуществляется ввод информации"[10,с.298].
В
зависимости от способа и характера осуществления процессов памяти принято
различать произвольное и непроизвольное; механическое и смысловое, а также опосредствованное и непосредственное запоминание.
Л.Д. Столяренко рассматривает сохранение как процесс активной переработки, систематизации,
обобщения материала, овладения им. То, что человек запомнил, мозг хранит более
или менее длительное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои
закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется
в оперативной памяти и изменяется мало, а статическое - в долговременной памяти
обязательно подвергается реконструкции, переработке. О сохранении информации и
ее видоизменении можно судить только по следующим двум процессам памяти -
узнаванию и воспроизведению.
Процессы узнавания и
воспроизведения можно рассмотреть по Е.И. Рогову. Прежде всего, это процессы восстановления ранее
воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место
при повторной встрече с объектом и его восприятии, воспроизведение же
происходит в отсутствие объекта.
Различают воспроизведение непосредственное и опосредованное.
Непосредственное воспроизведение протекает без промежуточных ассоциаций. При
опосредованном воспроизведении человек опирается на промежуточные ассоциации -
слова, образы, чувства, действия, с которыми связан объект воспроизведения. Память включена во все многообразие
жизни и деятельности человека, поэтому ее виды и типы многообразны.
Различают
наглядно-образный,
словесно-абстрактный и промежуточный типы памяти. Среди всех типов памяти, в первую очередь, в практической жизни (в
учебе, работе, быту), нам необходимы зрительный, слуховой и двигательный типы,
которые можно рассмотреть по М.М.
Иванову. Зрительная память - память на представления, зрительные образы. Слуховая
память направлена на восприятие звуков. Важную информацию мы
воспринимаем на слух - лекцию, беседу, телефонный разговор. Здесь слуховая
память работает вместе со словесно-логической. Часто приходится рассчитывать только на слуховую память. При
овладении различными моторными навыками ведущую роль играет двигательная
память. Основным движениям мы научились в детстве, но в течение
жизни продолжаем обучаться некоторым двигательным навыкам (печатанию на
машинке, вождению автомобиля) [15,с.179]. паять
школьник обучение слуховая
в зависимости оттого, что запоминается
или воспроизводится. Воспроизведение может относиться к движениям и действиям,
выражаясь в образовании привычек и навыков, к наглядным содержаниям сознания
(образам-представлениям предметов или слов), к мыслям и чувствам. В
соответствии с этим различают следующие виды памяти: моторную память,
выражающуюся в навыках и привычках, образную память (зрительную, слуховую,
осязательную и т.д.), память на мысли (логическую) и память на чувства
(аффективную).
Виды памяти дифференцируются также и в зависимости от того, как совершается запоминание. В зависимости от характера деятельности, в ходе которой совершается запоминание, различаются непроизвольное и произвольное запоминание. В зависимости от способа запоминания в этом плане различаются механическое и смысловое запоминание.
Виды памяти дифференцируются также и в зависимости от того, как совершается запоминание. В зависимости от характера деятельности, в ходе которой совершается запоминание, различаются непроизвольное и произвольное запоминание. В зависимости от способа запоминания в этом плане различаются механическое и смысловое запоминание.
Двигательная память - запоминание, сохранение и воспроизведение различных
движений и их систем. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз
учиться сначала осуществлять соответствующие движения. Огромное значение этого
вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных
практических и трудовых навыков, равно как навыков ходьбы, письма и т. д.
Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость
человека, сноровка в труде, “золотые руки”.
Эмоциональная память - память на чувства. Если человек способен бледнеть и
краснеть при одном воспоминании об испытанном, боится думать о давно пережитом несчастье - это
память на чувствования или - эмоциональная. Особенно она
проявляется в человеческих отношениях. Она участвует в работе всех видов
памяти. То, что у человека вызывает сильные эмоциональные переживания,
запоминается им прочнее и на более длительный срок.
Образная память
- память на представления, картины природы и жизни, а
также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, вкусовой.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением образов; она чрезвычайно важна
для людей всех профессий, особенно художников и конструкторов. Этот вид памяти
предполагает развитую у человека способность к воображению.
Слуховая память
- это хорошее запоминание и точное воспроизведение
разнообразных звуков. Она необходима музыкантам, филологам, людям, изучающим
иностранные языки.
Осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать
профессиональными видами памяти - они интенсивно развиваются в связи
со специфическими видами деятельности. Поразительно высокого уровня они могут
достигать в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти,
например, у слепых, глухих и т. д.
Словесно-логическая память характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и
точно запоминает смысл событий, логику какого-либо доказательства, смысл
читаемого текста и т. п. Этот смысл он может точно передать своими словами,
зачастую совершенно не помня деталей исходного материала. Данным типом памяти
обладают научные работники, преподаватели учебных заведений, юристы - люди,
занимающиеся интеллектуальным трудом.
По характеру целей деятельности память бывает непроизвольная и произвольная.
Непроизвольная
- когда запоминание происходит автоматически, без
особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой задачи запомнить.
Произвольная - когда процесс запоминания или
воспроизведения требует от человека волевых усилий.
По продолжительности
закрепления и сохранения материала различают память кратковременную, долговременную и оперативную.
Кратковременная память - это память, в которой сохранение
материала ограничено определенным, как правило, небольшим периодом времени.
Кратковременная память - это тот пропускник, минуя который
ничто не может проникнуть в долговременную память. С кратковременной памяти
начинаются все ее процессы.
Долговременная память рассчитана на длительный срок хранения информация, заранее не
определенный.
Оперативной называют память, занимающую промежуточное положение между
кратковременной и долговременной. Когда мы выполняем какое-либо сложное
действие, например, арифметическое, мы удерживаем “в уме” некоторые
промежуточные результаты - три пишем, два в уме - так вот
“два в уме” - это и есть в данный момент содержание оперативной
памяти. Все виды памяти необходимы и взаимосвязаны. Чтобы развить память, ее
надо развивать. Только тренируя, нагружая и используя память, все время
запоминая, воспроизводя запомненное ранее и вновь запоминая, можно свою память
совершенствовать.
Повторение - одно из наиболее существенных
условий прочного запоминания. Но не всякое повторение ведет к положительным
результатам: оно должно быть осмысленным и целенаправленным. При повторении
материал надо рассматривать каждый раз как бы с другой точки зрения, увязывая
уже известные факты с новыми, иначе он быстро надоедает и к нему пропадает интерес.
Механическое повторение малопродуктивно. Скорее запоминается то, что объединено
какой-либо одной мыслью в тематическое целое, что человек использует в своей деятельности постоянно.
Все
упомянутые виды памяти не
существуют изолированно друг от друга. Они неотделимы один от другого. Но тот
или иной вид памяти может преобладать над другими, определяя их тип памяти
Память во всех ее формах очень важна для любой стадии
развития, однако особо значимую роль играет она в начале жизни ребенка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий