1)
Способен управлять своим поведением, знает, что
можно и чего нельзя, не драчлив, не агрессивен.
2)
Способен
сосредоточенно без суеты и отвлечений
выполнять задание в течении 10-15
минут.
3)
Активно
воспринимает любую информацию, задает вопросы.
4)
Имеет
элементарный запас сведений о себе и окружающих. Умеет им пользоваться.
5)
Способен
«заниматься, учиться», а не только играть, может работать самостоятельно, а не
только в присутствии взрослого
Когда говорят о "готовности к
школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а
их определенный
набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Психолог Л. Венгер говорил, что этот набор похож на
набор необходимых продуктов, без которых нельзя приготовить определенного блюда,
хотя пропорции его составляющих могут быть разные, они могут дополнять друг
друга, и недостаток одного может компенсироваться большим количеством другого,
но совсем без них обойтись нельзя.
Традиционно выделяются три
аспекта школьной зрелости:
интеллектуальный, мотивационный и
волевой.
Интеллектуальная
готовность: развитие памяти, внимания, сформированные
мыслительные операции, обобщение, умение устанавливать связь между явлениями и
событиями.
К 6-7 годам
ребенок должен знать:
•
Свой адрес и название
города, в котором он живет;
•
Название страны и ее
столица;
•
Имена и отчества своих
родителей, информацию о местах их
работы;
•
Времена года, их
последовательность и основные признаки;
•
Название месяцев, дней
недели;
•
Основные виды деревьев и
цветов;
•
Уметь различать диких и
домашних животных.
Иными
словами он должен ориентироваться во времени,
пространстве и своем ближайшем окружении.
Мотивационная
готовность (наличие у ребенка желания учиться) подразумевает
наличие у ребенка желания принять новую социальную роль - роль ученика.
Очень
важно, чтобы школа была привлекательна для него своей главной деятельностью -
учебной. Следует давать детям только позитивную (положительную) информацию о
школе. Помните, что ваши оценки и суждения
с легкостью заимствуются детьми. Родители должны дать понять ребенку,
что учеба - это обязанность каждого современного человека.
Волевая
готовность
(умение длительное время выполнять не очень привлекательную работу)
(умение длительное время выполнять не очень привлекательную работу)
предполагает наличие у ребенка умения ставить перед
собой цель, принять решение
о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив
определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения
длительное время выполнять не очень привлекательную работу. Развитию волевой
деятельности способствует изобразительная деятельность и конструирование.
Коммуникативная
готовность проявляется в умении
ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения,
установленным в классе. Она предполагает
способность включаться в детское сообщество, действовать совместно с другими
ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту,
подчиняться или руководить. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с
друзьями, родными, соседями играет большую роль в формировании этого вида
готовности к школе.
Физическое
развитие и здоровье
. Основные цели: сохранение и укрепление физического и психического здоровья
детей, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни, интереса к
физической культуре. В сфере физического развития дошкольника взрослые
способствуют формированию у детей ценностного отношения к здоровому образу
жизни: бережное отношение к своему организму, представление о том, что полезно
и что вредно для здоровья, овладение необходимыми гигиеническими навыками
необходимо создавать условия для совершенствования двигательной активности
ребенка, развития представлений о своем теле и своих физических возможностях,
поддерживать интерес к подвижным играм, занятиям на спортивных снарядах. Важно,
чтобы дошкольники упражнялись в беге, прыжках, лазании, метании и т. д. Физическая
готовность определяется общим физическим развитием ребенка (нормальный рост,
вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров), моторикой
(особенно развитием мелких движений кистей рук и пальцев),
зрительно-двигательной координацией; состоянием зрения и слуха, состоянием
нервной системы ребенка (степенью ее возбудимости и уравновешенности). Общее
состояние здоровья — один из основных показателей физической готовности ребенка
к обучению в школе. Познавательно-речевое
развитие Основные цели: формирование целостной картины мира, познавательных
интересов, сенсорных эталонов и элементарных математических представлений,
расширение кругозора ребенка, комплексное развитие устной речи, подготовка к
освоению детьми письменной формы речи (письмо и чтение), содействие
интеллектуальному развитию ребенка , познания: его любознательности,
инициативности, самостоятельности в поиске новых впечатлений, ответов на
возникающие у него вопросы, опробовании разных способов действия, разрешении
проблемных ситуаций. Формируются общие представления ребенка об окружающем его
мире и природе, о себе, семье, обществе, государстве, религии. На протяжении
дошкольного воспитания совершенствуется и обогащается речь ребенка, становясь
одним из основных условий познания. Образование, направленное на познавательное
развитие ребенка в дошкольный период, предполагает:— опору на природную детскую
любознательность;— поощрение познавательной инициативы ребенка: детских
вопросов, рассуждений, самостоятельных умозаключений;— опору на такие виды
познавательной активности, как наблюдение, экспериментирование, познавательное
общение, игровая деятельность;— организацию образовательной среды, стимулирующей
познавательную активность ребенка;— опору на совместную деятельность детей и
взрослых. Информация для познавательно-речевого развития предоставляется детям
в интегрированном виде из разных областей культуры: речевой и языковой, из мира
искусства, общественной жизни человека, его здоровья и экологии, математики и
естественных наук, ОБЖ и гигиены, и пр. Познавательно-речевое развитие ребенка
предполагает наличие у него интеллектуальной и речевой готовности. Интеллектуальная готовность — это
прежде всего общий кругозор ребенка и развитие познавательных процессов:
воображения, творчества, мышления (в основном мышление дошкольника остается
образным, опирающимся на реальные действия с предметами или и их заместителями),
а также достаточный уровень сформированности
познавательных интересов, их
ориентированность на зону ближайшего развития. Под речевой готовностью
понимается сформированность грамматического строя речи, представлений о
правильном звукопроизношении, достаточный для общения активный и пассивный
словарный запас, владение основами монологической речи; способность к восприятию
на слух разговорной речи, к пониманию и использованию символов. Познавательно-речевая
готовность предполагает наличие у ребенка начальных умений учиться
самостоятельно: умение выделять учебную задачу и превращать ее в цель деятельности.
Указанные направления соответствуют действующим концептуальным и
нормативно-правовым документам, регулирующим деятельность современной системы
дошкольного образования. Задачи
психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и
личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех
образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой
образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. Социально-личностное
развитие Основные цели: содействие появлению у детей ценностных ориентаций,
социальной и познавательной мотивации учения, формирование способности
произвольного регулирования деятельности, основ безопасности собственной жизнедеятельности,
основ экологического сознания, ответственного отношения к решению поставленной
задачи. В этой области образования
происходит развитие коммуникативной и социальной компетентности детей,
формирование положи тельного отношения к себе, другим людям, окружающему миру. Образование,
направленное на социально личностное развитие ребенка в дошкольный период,
предполагает: — создание условий для появления нравственных основ
патриотических чувств (первоначальные представления о России — стране, в которой
он живет, о столице России — Москве,о малой родине, о родной природе и др.);—
воспитание доброжелательного отношения к окружающим, воспитание уважения прав сверстников,
умения сотрудничать с ними;— формирование положительного отношения к себе
(уверенность в своих возможностях, осознание своих прав и свобод не в ущерб
окружающим сверстникам, осознание
ценности сотрудничества с другими людьми);
— формирование культуры поведения
(правила поведения в общественном месте, прави
ла вежливости, правила приличия);–
формирование у ребенка внутренней позиции будущего школьника;
— формирование умений работать по правилу,
по образцу, точно выполнять инструкции,
контролировать процесс и результат
деятельности.
Социально-личностная готовность ребенка к
школе включает в себя сформированность
нравственных и коммуникативных
способностей ребенка.
Личностная
готовность ребенка к школе характеризуется, прежде всего, готовностью ребенка
(сформированностью внутренней позиции) к принятию новой социальной
роли — роли ШКОЛЬНИКА, имеющего круг прав
и обязанностей.
В социально-личностной готовности ребенка
к школе главную роль играет произвольность поведения, учебно-познавательная
мотивация и формирование самооценки. Наличие у ребенка мотивов учения —одно из
важнейших условий его обучения в начальной школе. Предпосылками для
возникновения этих мотивов являются, с одной стороны, формирующееся к концу
дошкольного возраста желание поступить в школу, с другой — развитие
любознательности и умственной активности.
Социальная
готовность определяется развитием мотивов и элементарных навыков
общения со взрослыми и сверстниками. Формирование
произвольного поведения
связано с развитием регулятивных
универсальных учебных действий.
Применительно к моменту поступления ребенка
в школу можно выделить следующие
показатели сформированности регулятивных
универсальных учебных действий:
— умение осуществлять действие по
образцу и заданному правилу;
— умение сохранять заданную цель;
— умение видеть указанную ошибку и исправлять
ее по указанию взрослого;
— умение контролировать свою
деятельность по результату;
— умение адекватно понимать оценку взрослого
и сверстника.
таким образом, целесообразно оценивать готовность
ребенка к поступлению в школу
не столько на основе умений чтения,
письма, счета, сколько на уровне сформированности внутренней позиции школьника,
произвольного поведения и элементарных навыков общения со взрослыми и
сверстниками.
Художественно-эстетическое
развитие
Основные цели: формирование интереса к эстетической
стороне окружающей действи-
тельности, содействие
художественно-эстетическому развитию детей, удовлетворение потребности детей в
творческом самовыражении. В дошкольном возрасте возникают инте
рес к эстетической стороне
действительности, потребность в творческом самовыраже-
нии, инициативность и самостоятельность в
воплощении художественного замысла.
Ребенок знакомится с разными видами и жанрами
искусства, в том числе народным
творчеством. Образование, направленное
на художественно-эстетическое развитие ребенка в дошкольный период,
предполагает создание следующих условий:
— обогащение сенсорного и чувственного опыта
ребенка во всех видах творческой дея-
тельности;
— организация образовательной среды, стимулирующей
изобразительные виды дея-
тельности (рисование, раскраска, лепка,
художественное конструирование и пр.);
— предоставление ребенку возможности выбора
деятельности, сюжетов, материалов и
средств воплощения художественного
замысла;
— поддержка детской инициативы,
поощрение, стимулирование творческих замыслов
ребенка;
— формирование первоначальных
представлений об изобразительном искусстве.
Художественно-эстетическое развитие
определяет готовность ребенка к различным
видам художественно-эстетической
деятельности (рисунок, лепка, аппликация, конструи-
рование), вызывает интерес
(сопереживание) к содержанию высокохудожественных произведений, переданному
средствами изобразительного искусства, формирует потребность совместной
творческой деятельности. Указанные направления соответствуют действующим
концептуальным и нормативно-правовым документам, регулирующим деятельность
современной системы дошкольного образования.
Задачи психолого-педагогической работы
по формированию физических, ин-
теллектуальных и личностных качеств детей
решаются интегрированно в ходе
освоения всех образовательных областей
наряду с задачами, отражающими специфику
каждой образовательной области, с
обязательным психологическим сопровождением
Комментариев нет:
Отправить комментарий