По мнению специалистов, школьные трудности, которые не были вовремя выявлены и скомпенсированы, приводят к неуспеваемости. Под неуспеваемостью обычно имеют в виду неудовлетворительные оценки по какому либо предмету ( или по всем предметам сразу) в четверти или в году.
Неуспеваемость связана с индивидуальными особенностями детей, с условиями протекания их развития, с наследственными факторами. Именно поэтому необходима систематизация различных подходов к проблеме возникновения неуспеваемости, к выявлению вызывающих ее причин.
Существуют различные компетенции и теории неуспеваемости. Так представители биологизаторской теории считают, что главная причина возникновения неуспеваемости – врожденные факторы, которые не изменить обучением. Согласно социогенетическому подходу, неуспеваемость является следствием влияния неблагоприятной среды.
В зависимости от причин, которые вызывают неуспеваемость, существует несколько подходов к классификации типов неуспеваемости. Рассмотрим некоторые из них.
Так А. А. Бударный (1965) выделяет два типа неуспеваемости – абсолютную и относительную.
- Абсолютная неуспеваемость, по мнению автора, выражена оценками «2» и «1» и соотносится с минимальными требованиями школьной программы.
- Относительная неуспеваемость, характеризуется недостаточной познавательной нагрузкой тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования, и соотносится с минимальными требованиями школьной программы и возможностями отдельных учащихся.
Для того, чтобы добиться эффективной работы по преодолению школьной неуспеваемости, необходимо прежде всего определить вызывающие ее причины. Среди специалистов, уделяющих внимание этой проблеме, не существует единой точки зрения на причины неуспеваемости, но анализ соответствующей литературы позволил выделить несколько групп факторов, ведущих к неуспеваемости в школе:
- физиологический фактор;
- социальный фактор;
- психологический фактор.
П. П. Блонский (1930, 1965) считал, что причинами неуспеваемости могут стать патологическая наследственность (нервные и сердечные болезни), неблагоприятное утробное детство, плохая успеваемость родителей и др.
Л. С. Славина (1998) среди неуспеваемости называет следующие:
- неправильное отношение к учению;
- трудности усвоения учебного материала;
- отсутствие познавательных учебных интересов;
- отсутствие навыков и способов учебной деятельности или неправильности сформированные навыки и способы учебной деятельности.
П.П.Борисов (1980) предлагает подробную классификацию причин неуспеваемости, объединяя все возможные причины в четыре крупных блока.
- Педагогические причины: недостатки преподавания отдельных предметов, пробелы в знаниях за предыдущие годы, неправильный перевод в следующий класс.
- Социально – бытовые причины: неблагоприятные условия жизни. Недостойное поведение родителей. Материальная обеспеченность семьи, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребёнка.
- Физиологические причины: болезни, общая слабость здоровья, болезни верхних дыхательных путей. Инфекционные болезни, нарушение двигательных функций центральной нервной системы, болезни нервной системы.
- Психологические причины: особенности развития внимания, памяти, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.
Специалисты считают, что на разных этапах онтогенеза и разных этапах обучения ведущие причины школьной неуспеваемости могут быть различными. В критические периоды ( начало обучения в школе, период половой зрелости ) будут преобладать физиологические, психофизиологические причины, в остальные периоды более значимыми могут оказаться социальные причины.
Анализ литературы, посвященной проблеме неуспеваемости, позволил выделить противоречие во взглядах на эту проблему различных субъектов педагогического процесса. Так, О.А. Матвеева приводит интересные факты:
- 80% родителей, обратившихся за консультацией по поводу школьных трудностей, считают, что основные причины неудач ребёнка связаны с учителем (несправедливость учителей- 29%; неумение найти подход к ребёнку- 48%; низкая классификация-23%)
- Педагоги же (88%) связывают свои трудности в работе с детьми неверными установками их родителей (пассивность и невнимание к детям -31%, нежелание или неумение помочь ребёнку-18%)
Проведённые исследования также выявили точки зрения педагогов, родителей, представителей администрации и детей на проблему неуспеваемости.
Анкетирование 43 учителей определило, что педагоги главными причинами неуспеваемости считают:
- Здоровье (60%)
- Семейные проблемы (32%)
- Низкую самооценку учащихся (16%)
- Тревожность (18%)
- Педагогическую запущенность детей (24%)
- Сложность программы (16,5%)
Родители (опрошено 53 человека) склонны считать, что главные причины неуспеваемости их детей – это:
- Неинтересное преподавание предмета – 36%,
- Лень ребёнка -32%,
- Недостаток внимания детей – 28%,
- Отсутствие индивидуального подхода – 24%,
- Большие учебные нагрузки- 24%.
Анкетирование 24 психологов показало, что они считают неуспеваемость следствием:
- Амбиции родителей – 30%;
- Незрелостью психических функций детей -28%;
- Недостаточный учёт индивидуальных особенностей учащихся – 28%;
- Проблемами здоровья детей -20%.
Приведённые выше цифры показали: чтобы оптимизировать процесс обучения в школе, необходимо использовать комплексный подход, учитывать точки зрения родителей, педагогов, врачей и др. И нельзя забывать, что наши поиски причин неуспеваемости, способов решения проблемы должны исходить прежде всего из интересов самих детей. А посему хотелось бы, чтобы при решении проблемы мы хотя бы иногда спрашивали мнение детей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий