Причиной плохой успеваемости многих
учащихся является внутренняя личностная позиция — нежелание учиться. В силу разных
причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Школу
они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной
деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Об учениках этой
группы можно сказать так: будет мотивация — будет продуктивность учения.
Существует прямая зависимость
интеллектуальных процессов от мотивации деятельности. Как увлечь ребят
познанием нового?
Задача
педагога в этом случае:
Ø помочь учащимся осознать
необходимость получения новых знаний;
Ø развивать ответственность;
Ø поддерживать уверенность учащихся в
собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.
Мотивационными процессами можно
управлять, создавая условия для развития внутренних мотивов личности, а также
умело стимулируя учащихся.
Желательно продумать каждый урок согласно
интересам учащихся, использовать все возможности учебного материала для
развития их любознательности. Для того чтобы повысить познавательный интерес,
применяются активные формы обучения. Это:
Ø решение проблемных ситуаций;
Ø использование исследовательского
подхода при изучении учебного материала;
Ø связь учебной информации с жизненным
опытом учащихся;
Ø организация сотрудничества,
использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на
соревновании с периодической сменой состава групп;
Ø позитивное эмоциональное
подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами.
Помеха развитию мотивации — тревожность
и страх на уроках. Угрожая, запугивая, унижая, ограничивая, педагог окрашивает
негативными эмоциями ситуацию учебной деятельности. Это приводит к тому, что
учащийся, испытавший сильную тревогу, сосредоточивается на личных переживаниях,
которые вытесняют желание усвоить учебный материал. Для повышения мотивации к
учению можно выполнять приведенное ниже упражнение.
«Пиктограмма, или Пляшущие человечки»
Учащимся предлагается для запоминания
перечень слов и словосочетаний. После показа слова или словосочетания учащийся
рисует на бумаге любое изображение, которое поможет ему воспроизвести
предъявляемый материал. Каждое изображение обозначается номером,
соответствующим порядку предъявления слов и словосочетаний. Написание отдельных
букв и слов не допускается. Слова зачитываются с интервалом не более 30 с.
Выбор изображения для запоминания ограничивается по времени.
Пример набора
слов и словосочетаний:
Веселый
праздник
Тяжелая
работа
Развитие
Вкусный ужин
Смелый
поступок
Болезнь
Счастье
Разлука
Дружба
Темная ночь
Печаль.
Воспроизведение учащимися словесного
материала осуществляется спустя 30-40 мин. Учащемуся предъявляются его рисунки
с просьбой вспомнить соответствующие слова и словосочетания.
При оценке результатов подсчитывается
количество правильно воспроизведенных слов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий