Происходящие в стране
политические, социально-культурные, духовные и экономические перемены приводят
к тому, что общество постепенно начинает признавать индивидуальные проявления
личности как значимые. Педагогическая наука и практика также переходят от
модели унифицированного общественно-ориентированного образования к моделям
вариативного и личностно-ориентированного. Разрушается миф об
"одинаковости" всех детей. В связи с этим проблема дифференциации
обучения находится в центре внимания педагогических коллективов, с ее решением
связываются обновление и дальнейшее развитие школы, преодоление устаревших
методов обучения и воспитания, развитие индивидуальности детей на началах
гуманизации и демократизации.
Дифференциация в переводе с латинского "difference"
означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Дифференцированное
обучение - это: 1) форма организации
учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся,
составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса
общих качеств (гомогенная группа); 2) часть общей дидактической системы,
которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп
обучаемых.
Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) — это: 1)
создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с
целью учета особенностей их контингента; 2) комплекс методических,
психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий,
обеспечивающих осуществление процесса обучения в гомогенных группах.
Дифференцированное обучение
осуществляется в различных организационных формах, с помощью различных учебных
средств и на различных уровнях (частно-методическом, технологическом,
общепедагогическом, социальном). В современной образовательной практике
используется следующая классификация видов и форм дифференциации.
По характерным индивидуально-психологическим
особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп,
различают дифференциацию:
— по возрастному составу
(школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);
— по полу (мужские, женские,
смешанные классы, команды, школы);
— по области интересов
(гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы,
направления, отделения, школы);
— по уровню умственного развития
(уровню достижений);
— по личностно-психологическим
типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту, социотипу и
др.);
— по уровню здоровья
(физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).
По организационному уровню
гомогенных групп выделяют дифференциацию:
— региональную по типу школ
(спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы);
— внутришкольную (уровни,
профили, отделения, углубления, уклоны, потоки);
— в параллели (группы и
классы различных уровней: гимназические, классы компенсирующего обучения и
т.д.);
— межклассную
(факультативные, сводные, разновозрастные группы);
— внутриклассную, или
внутрипредметную (группы в составе класса).
Внутриклассную дифференциацию
называют еще "внутренней", в отличие от всех других видов
"внешней" дифференциации.
К внутренней дифференциации иногда
относят и деление класса на любые, даже разнородные группы, для которых
применяется интегративная модель дифференцированного обучения. Примерами
может служить разделение учащихся при групповых способах обучения,
использование игровых методик, бригадно-лабораторного метода, метода проектов и
т.п.
В особую дифференциальную группу
может быть выделена любая группа, обучение в которой отличается какими-либо условиями
или компонентами учебно-воспитательного процесса. По этим признакам
отмечают следующие виды дифференцированных групп:
— по целям обучения: группы
компенсирующего обучения (выравнивания, коррекции, педагогической поддержки),
творческие, работы с одаренными, предвузовской подготовки, овладения
специальностью и др.;
— по содержанию обучения: спецклассы
(группы, школы) профильные, по направлениям, с углублением, с уклоном, раннего
изучения предмета, специальных программ, группы профессионализации и
специализации, дополнительных образовательных услуг и др.;
— по методам и технологиям:
группы развивающего обучения, коллективного способа обучения, работающие по
авторским методикам Шаталова, Волкова или других авторов; компьютерной
технологии, социоигровой, вальдорфской педагогики, монтес сори — методики,
повышенного индивидуального внимания, компенсирующего обучения и др.;
— по уровню обучения: группы
базового образовательного стандарта, продвинутого уровня (группы углубленного
изучения предмета, факультативные, гимназические, лицейские), компенсирующего,
адаптирующего уровня (выравнивания, коррекции, педагогической поддержки),
специальные и др.;
— по темпу (времени) обучения:
классы (группы) опережающего, ускоренного и замедленного обучения (трех-,
четырех-и пятилетняя начальная школа, экстернат).
Главными целями, результатами
и критериями эффективности дифференциации и индивидуализации обучения
являются:
1) повышение
эффективности школьного образования, создание наиболее выгодной и целесообразной
для страны системы образования молодого поколения, обеспечивающей каждому максимальное
развитие своих возможностей, способностей;
2) демократизация
учебно-воспитательного процесса, ликвидация единообразия школы, предоставление
учащимся свободы выбора элементов учебно-воспитательного процесса;
3) создание условий для
обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям и оптимальных
для разностороннего общего развития детей — умственного, физического,
нравственного, эстетического, трудового;
4) формирование и
развитие индивидуальности, самостоятельности и творческого потенциала
личности, максимальное развитие одаренных детей, обеспечение обоснованного
выбора профессии с учетом способностей и результатов образования;
5) защита детей,
нуждающихся в социально-педагогической помощи, адаптация и включение в
полноценный учебный процесс детей с аномалиями развития и асоциальным
поведением.
Рекомендации. При построении системы дифференцированного обучения
следует, прежде всего, выбирать такие его виды, которые:
— реальны в рамках
имеющихся дидактических возможностей (диагностический инструментарий,
учебно-методическая база);
— диктуются насущной
необходимостью ситуации (результатами диагностики, требованиями родителей,
социальным заказом);
— обещают наибольшую
эффективность и результативность обучения;
— не приводят к
отрицательным последствиям, упущениям, недоработкам в формировании личности
ребенка;
— обеспечены кадрами
соответствующей квалификации (учителя-специалисты, педагоги-реабилитаторы,
психологи, корректоры, медики).
Комментариев нет:
Отправить комментарий