понедельник, 13 апреля 2015 г.

Методические рекомендации для учителей по преодолению неуспеваемости младших школьников

                                  Эффективность       обучения  определяется     в     конечном     итоге характером отношения учащихся к учению, характером их  учебной  работы.  Это отношение во многом зависит от того, осознают  ли  учащиеся    личностную  и общественную  значимость   учебной   работы,   понимают   ли   они   крайнюю необходимость   и   важность  для самого ученика и  для  общества  активной, творческой, систематической и упорной работы.  Поэтому организация учебного  процесса  должна  быть  такой,  чтобы  каждому
 ученику  была  ясна  личностная  и  общественная  значимость  его  активной, творческой и упорной учебной работы и основным показателем  была  бы  оценка именно такой учебной работы ученика.
2 Для  того  чтобы  интенсифицировать  учебную  работу  каждого   ученика, недостаточно прямого  воздействия  учителя  на  ученика.  Более  эффективным средством является воздействие на него через ученический  коллектив.  А  для этого  нужно,  чтобы  ученическая   группа   была   подлинным   коллективом
- При организации учебной работы в классе и дома использовать формы коллективно-распределительной деятельности учащихся, организуя для этого различные временные микроколлективы.
  - Практиковать при этом дифференциацию форм и видов заданий и коллективную ответственность учащихся за их выполнение. Поэтому   учебный   процесс должен   проводиться  в   органическом  единстве коллективных,  фронтальных  и  индивидуальных  форм  учебных   занятий   при определяющем характере общей коллективной деятельности учащихся.

3. Основу обучения должна составлять учебная деятельность самих учащихся. Поэтому главной задачей учителя считать организацию и руководство этой деятельностью и не подменять деятельность учащихся своей собственной.

4. Для того чтобы своевременно выявлять любое отставание  в  учении  каждого ученика  и  тут  же  его   восполнять,   текущий   контроль   должен   иметь всеохватывающий характер. Это значит, что  контроль  должен  проводиться  по каждому элементу содержания  учебной  программы  и  охватывать  одновременно всех без исключения учащихся. Для этого,  очевидно,  необходимо  привлечение самих учащихся к проведению текущего контроля и оценки  в  форме  взаимо -  и самоконтроля, взаимо- и самооценки под руководством учителя.
5. Оценивание   деятельности учащихся должно быть главным образом качественным в форме развернутой характеристики успехов и неудач учащихся и лишь затем - в форме отметки.
6. Обращено внимание и на особые условия опроса для неуспевающих учеников. Рекомендуется давать им больше времени для обдумывания ответа у доски, помогать излагать содержание урока, используя план, схемы, плакаты. Опрос слабоуспевающих учеников рекомендуется сочетать с самостоятельной работой других учащихся с тем, чтобы с отвечающим учеником можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его затруднения, помочь наводящими вопросами. Отмечается, что в ходе самостоятельной работы на уроке задания для слабоуспевающих учеников полезно разбивать на этапы, дозы, более подробно, чем других учеников, инструктировать их.
7.   Важнейшим   фактором   повышения   эффективности   обучения    является субъективный и осознанный характер деятельности ученика в учебном  процессе. Ученик должен быть не только объектом педагогических  воздействий  учителей, но и активным субъектом учебно-воспитательного  процесса.  Важным  средством для этого является ролевое участие школьников  в  организации  и  проведении всего учебного процесса. Это означает,  что  в  каждом  классе  организуется ученическое самоуправление, которое организует не только общественную  жизнь класса, но и значительную часть учебной работы (текущий контроль,  оценку  и учет  учебной  работы  учащихся,  взаимопомощь  в  восполнение пробелов   у отдельных учащихся, подготовку к урокам и т.д.)
8. Эффективность  учебной  работы  учащихся  зависит  от   развития   у   них способности к обучению, способности разумно и правильно учиться.  Для  этого они должны овладеть общеучебными умениями  и  навыками.  Поэтому  овладение общеучебными умениями и навыками должно быть включено в  учебные  программы учителей по каждому учебному предмету.
9. Приступая к изучению какого-либо вопроса, понятия, создать проблемную ситуацию, показывающую необходимость и раскрывающую сущность предстоящего изучения. Дальнейшее изучение следует проводить как последовательное разрешение этой проблемной ситуации.
10.Эффективность
учебной  работы  учащихся  в  конечном  итоге  определяется характером их  личностной  воспитанности,  их  нравственными  и  социальными качествами. Поэтому  обучение  должно  проводиться   так,   чтобы   оно   в максимальной  степени  способствовало   воспитанию   каждого   ученика   как высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личности.
11. Эффективность обучения,  характер  отношения  ученика  к  учебной  работе зависят и от того, какова жизнь ученика в школе и классе,  удовлетворяет  ли эта жизнь его потребности и особенно потребность в эмоциональном  насыщении, с какими чувствами он идет в школу, какие эмоции и чувства вызывает  у  него учебно-воспитательный процесс.
12. Организация заседаний учителей по вопросам:
 - как обобщить свой опыт работы;
 - как спланировать работу по самообразованию;
 - как оценить эффективность своей работы;
 - как внедрить опыт работы лучших учителей в свою деятельность.
          Жизнь учащихся в школе, учебный процесс, уроки и внеклассные  и  внешкольные занятия и мероприятия должны быть так организованы,  чтобы  в  них  могли  и хотели принимать  активное  участие  все  школьники,  чтобы  они  вызывали, формировали и развивали  у  каждого  школьника  его  личностные  интересы  и склонности. Взаимоотношения  между  учителями и учащимися  должны  быть основаны  на  оптимистическом  отношении  учителя   к   каждому     ученику: учитель   должен верить в возможности и силы  ученика.  Он  должен  выявлять лучшие и сильные стороны каждого  ученика  и,  опираясь  на  них,  вместе  с учеником бороться с его  слабыми  качествами. Для  того  чтобы  бороться  с недостатками  того  или  иного   ученика,   учитель    должен   искать   его достоинства и создавать условия, чтобы каждый ученик добился успеха в какой-либо области. Вышеперечисленные рекомендации направлены на разрешение этих вопросов как в индивидуальной работе с учащимися, так и в работе со всем классом. 



Комментариев нет:

Отправить комментарий