Эффективность обучения определяется в конечном итоге
характером отношения учащихся к учению, характером их учебной работы. Это
отношение во многом зависит от того, осознают ли учащиеся личностную и
общественную значимость учебной работы, понимают ли они крайнюю
необходимость и важность для
самого ученика и для общества активной,
творческой, систематической и упорной работы. Поэтому организация учебного процесса должна быть такой, чтобы каждому
ученику была ясна личностная и общественная значимость его активной,
творческой и упорной учебной работы и основным показателем была бы оценка
именно такой учебной работы ученика.2. Для того чтобы интенсифицировать учебную работу каждого ученика, недостаточно прямого воздействия учителя на ученика. Более эффективным средством является воздействие на него через ученический коллектив. А для этого нужно, чтобы ученическая группа была подлинным коллективом
- При организации учебной работы в классе и дома использовать формы коллективно-распределительной деятельности учащихся, организуя для этого различные временные микроколлективы.
- Практиковать при этом дифференциацию форм и видов заданий и коллективную ответственность учащихся за их выполнение. Поэтому учебный процесс должен проводиться в органическом единстве коллективных, фронтальных и индивидуальных форм учебных занятий при определяющем характере общей коллективной деятельности учащихся.
3. Основу обучения должна составлять учебная деятельность самих учащихся. Поэтому главной задачей учителя считать организацию и руководство этой деятельностью и не подменять деятельность учащихся своей собственной.
4. Для того чтобы
своевременно выявлять любое отставание в учении каждого
ученика и тут же его восполнять, текущий контроль должен иметь
всеохватывающий характер. Это значит, что контроль должен проводиться по
каждому элементу содержания учебной программы и охватывать одновременно
всех без исключения учащихся. Для этого, очевидно, необходимо привлечение
самих учащихся к проведению текущего контроля и оценки в форме взаимо
- и
самоконтроля, взаимо- и самооценки под руководством учителя.
5.
Оценивание деятельности учащихся должно быть главным образом
качественным в форме развернутой характеристики успехов и неудач учащихся и
лишь затем - в форме отметки.
6. Обращено внимание
и на особые условия опроса для неуспевающих учеников. Рекомендуется давать им
больше времени для обдумывания ответа у доски, помогать излагать содержание
урока, используя план, схемы, плакаты. Опрос слабоуспевающих учеников
рекомендуется сочетать с самостоятельной работой других учащихся с тем, чтобы с
отвечающим учеником можно было провести индивидуальную беседу, выяснить его
затруднения, помочь наводящими вопросами. Отмечается, что в ходе
самостоятельной работы на уроке задания для слабоуспевающих учеников полезно
разбивать на этапы, дозы, более подробно, чем других учеников, инструктировать
их.
7. Важнейшим фактором повышения эффективности обучения является
субъективный и осознанный характер деятельности ученика в учебном процессе.
Ученик должен быть не только объектом педагогических воздействий учителей,
но и активным субъектом учебно-воспитательного процесса. Важным средством
для этого является ролевое участие школьников в организации и проведении
всего учебного процесса. Это означает, что в каждом классе организуется
ученическое самоуправление, которое организует не только общественную жизнь
класса, но и значительную часть учебной работы (текущий контроль, оценку и
учет учебной работы учащихся, взаимопомощь в восполнение пробелов у
отдельных учащихся, подготовку к урокам и т.д.)
8. Эффективность учебной работы учащихся зависит от развития у них способности к обучению, способности разумно и правильно учиться. Для этого они должны овладеть общеучебными умениями и навыками. Поэтому овладение общеучебными умениями и навыками должно быть включено в учебные программы учителей по каждому учебному предмету.
8. Эффективность учебной работы учащихся зависит от развития у них способности к обучению, способности разумно и правильно учиться. Для этого они должны овладеть общеучебными умениями и навыками. Поэтому овладение общеучебными умениями и навыками должно быть включено в учебные программы учителей по каждому учебному предмету.
9. Приступая к
изучению какого-либо вопроса, понятия, создать проблемную ситуацию,
показывающую необходимость и раскрывающую сущность предстоящего изучения.
Дальнейшее изучение следует проводить как последовательное разрешение этой
проблемной ситуации.
10.Эффективность
учебной работы учащихся в конечном итоге определяется
характером их личностной воспитанности, их нравственными и социальными
качествами. Поэтому обучение должно проводиться так, чтобы оно в
максимальной степени способствовало воспитанию каждого ученика как
высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личности.
11. Эффективность
обучения, характер отношения ученика к учебной работе
зависят и от того, какова жизнь ученика в школе и классе, удовлетворяет ли
эта жизнь его потребности и особенно потребность в эмоциональном насыщении,
с какими чувствами он идет в школу, какие эмоции и чувства вызывает у него
учебно-воспитательный процесс.
12. Организация
заседаний учителей по вопросам:
- как обобщить свой опыт работы;
- как спланировать работу по самообразованию;
- как оценить эффективность своей работы;
- как внедрить опыт работы лучших учителей в свою деятельность.
- как обобщить свой опыт работы;
- как спланировать работу по самообразованию;
- как оценить эффективность своей работы;
- как внедрить опыт работы лучших учителей в свою деятельность.
Жизнь
учащихся в школе, учебный процесс, уроки и внеклассные и внешкольные
занятия и мероприятия должны быть так организованы, чтобы в них могли и хотели принимать активное участие все школьники, чтобы они вызывали,
формировали и развивали у каждого школьника его личностные интересы и
склонности. Взаимоотношения между учителями и учащимися должны быть основаны на оптимистическом отношении учителя к каждому ученику:
учитель должен
верить в возможности и силы ученика. Он должен выявлять
лучшие и сильные стороны каждого ученика и, опираясь на них, вместе с
учеником бороться с его слабыми качествами. Для того чтобы бороться с
недостатками того или иного ученика, учитель должен искать его
достоинства и создавать условия, чтобы каждый ученик добился успеха в
какой-либо области. Вышеперечисленные рекомендации направлены на разрешение
этих вопросов как в индивидуальной работе с учащимися, так и в работе со всем
классом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий