1. Для чего ученику портфолио?
"У каждого ученика будет "портфолио", то есть индивидуальный
"портфель" образовательных достижений - результаты районных,
областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это
очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда
предметов". (министр образования В.М.Филиппов "Комсомольская
правда" 14.01.2003)
Основная функция данного нововведения - помочь старшеклассникам в
выборе профильного класса, а также возможность предъявлять свои достижения при
поступлении в вузы.
Цель портфолио - выполнять роль индивидуальной накопительной оценки
и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной
школы.
Нам всем придется привыкнуть к формуле:
Порядок исчисления удельного "веса" портфолио в суммарном
образовательном рейтинге ученика предполагает два варианта:
1. Вес портфолио может соответствовать весу одного экзамена - max 5 баллов.
2. Вес портфолио может соответствовать весу двух экзаменов - max 10 баллов.
Другими словами, дополнительная аттестация для поступления в профильные классы
действительно необходима. Ведь существующая система экзаменов в 9 классе не
дает представления ни о способностях, ни об интересах ученика!
2. Философия портфолио.
Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных
достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио позволяет
учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности
(учебной, творческой, социальной коммуникативной и др.) и является важным
элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
В педагогической литературе портфолио характеризуется как:
· Коллекция работ
учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и
усилия, приложенные к их достижению;
· Выставка учебных
достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный
период обучения (четверть, полугодие, год).
Философия учебного портфолио предполагает:
– cмещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он
знает и умеет по данной теме и данному предмету;
– интеграцию количественной и качественной оценок;
– перенос педагогического ударения с оценки на самооценку;
– основной смысл портфолио: "Показать все, на что ты способен".
Концепция портфолио:
Портфолио - перспективная форма представления индивидуальной направленности
учебных достижений конкретного ученика. Портфолио выпускника может служить
дополнением к результатам ЕГЭ или каких-либо иных форм экзаменов при
поступлении в вуз, поскольку наиболее полно покрывает тот дефицит информации об
абитуриенте, который неизбежен при любой экзаменационной процедуре. Портфолио в
качестве накопительной оценки отражает устойчивые и долговременные
образовательные результаты, компенсируя эффект случайного успеха или
неуспеха в ситуации экзамена, тестирования.
3. Для чего все это нужно?
Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения.
Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов
по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и
других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям,
задачам и идеологии практико-ориентированного обучения.
Портфолио помогает решать следующие важные педагогические задачи:
- поддерживать и стимулировать
учебную мотивацию школьников;
- развивать навыки рефлексивной и
оценочной деятельности учащихся;
- формировать
умение учиться -
ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- закладывать дополнительные
предпосылки и возможности для успешной специализации.
4. Как выглядит портфолио?
Как правило, для создания портфолио требуется папка "на кольцах"
(обычная или архивная), которая наполнена файлами с перфорацией. Желательно
приобрести разноформатные файлы для хранения документов или работ формата А4,
А5 и А3. Дополнительно можно вложить разделители, которые помогут
структурировать папку по разделам.
5. С чего начать?
Составление портфолио, действительно, наиболее актуально в средней и основной
школе. И вот вопрос: имеет ли право на существование портфолио в начальной
школе и если да, то в какой форме оно может быть представлено? Разумеется,
многие разделы из Портфолио-9 не подходят. Чем их заменить? Делать
ли портфолио комплексным или ограничиться одной его частью? На все эти вопросы
можно найти ответы, поразмыслив над тем, каковы основные цели и задачи ведения
портфолио в начальных классах.
6. Цели и задачи.
Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе (я надеюсь!)
является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка. А
вот как определяет основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах
учитель из Санкт-Петербурга Ольга Уханова1:
— создание ситуации
успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных
возможностях;
— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к
самостоятельному познанию;
— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой
деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
— приобретение навыков рефлексии2, формирование умения
анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с
имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");
— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к
самосовершенствованию.
Для решения этих задач (по мнению многих специалистов) необходимо сместить
акцент, сделав основной упор не на портфолио документов, а на портфолио
творческих работ. Другими словами, раздел "ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ" должен
стать основным и главным, раздел "Официальные документы" должен отойти
на второй план и использоваться только в качестве приложения!
Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: "Каждодневный
творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".
_______________
1 Опубликовано в газете "Начальная школа".
2 Рефлексия - склонность к анализу своих переживаний, размышлению о
своем внутреннем состоянии. Размышление о самом себе, познание и анализ
собственных психических процессов и состояний. Нарушает жизнь человека и
снижает его адаптацию как при избытке, так и при недостаче самопознания.
7. Главное не победа, главное - участие!
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению
самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого
ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно
усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка
за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия
в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.
Долговременные исследования психологов заставили многих специалистов в области
образования принять точку зрения, согласно которой ведущей
характеристикой творческой личности следует считать не "выдающиеся
способности" (высокий интеллект, креативность и др.), а ее мотивацию3 (жизненные цели). Именно она
рассматривается многими как решающий фактор реализации творческого потенциала
личности.
_______________
3 Мотивация - побуждения, вызывающие активность и определяющие ее
направленность.
8. Как выглядит портфолио ученика начальной
школы?
Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. И
это радует! Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя,
подойти к творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Как
правило, администрация школы дает советы, рекомендации по оформлению.
Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика начальной
школы не назывался "Портфель моих достижений" ("Мои
достижения" и т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел,
документально подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и
сертификаты). Об опасности такого подхода поговорим чуть дальше. А пока
напомню, что для "борьбы" с подобного рода обязаловкой и прочими
"административными перекосами" существует такой орган, как
попечительский совет школы. Отстаивайте интересы своих детей. Действуйте!
9. Возможный вариант составления портфолио ученика начальной школы.
9.1. Примерная структура портфолио
Вариант 1. ЧЕРНО-БЕЛЫЕ ЛИСТЫ
(для самостоятельного раскрашивания)
РАЗДЕЛИТЕЛЬ
|
ВКЛАДЫШ
|
ВКЛАДЫШ
|
ВКЛАДЫШ
|
ВКЛАДЫШ
|
ВКЛАДЫШ
|
|
Титульный
лист |
|
|
|
|
|
|
Мой мир
|
|
|
|
|||
Моя учеба
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Моя общественная
работа |
|
|
|
|
|
|
Моё творчество
|
|
|
|
|
|
|
Мои впечатления
|
|
|
|
|
|
|
Мои достижения
|
|
|
|
|
|
|
Отзывы и
пожелания |
|
|
|
|
|
|
Работы, которыми
я горжусь |
|
|
|
|
|
|
Содержание
|
|
|
|
|
|
|
9.2. Как и чем наполнить портфолио ученика начальной школы
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение,
класс), контактную информацию и фото ученика.
Считаем важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа.
Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему
возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет
представиться другим.
РАЗДЕЛ "МОЙ МИР"
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка.
Возможные заголовки листов:
· "Мое
имя" - информация о том, что
означает имя, можно написать о знаменитых
людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная
фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
· "Моя
семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или
составить небольшой рассказ о своей семье.
· "Мой
город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его
интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему
маршрута от дома до школы Важно чтобы на ней были отмечены
опасные места (пересечения дорог, светофоры).
· "Мои
друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах,
увлечениях.
· "Мои
увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок.
Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной
школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
· "Моя
школа" - рассказ о школе и о педагогах.
· "Мои
любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых
школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому
что...". Также неплох вариант с названием "Школьные предметы".
При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное
и нужное для себя.
РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА"
В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету.
Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами,
интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости
чтения, творческими работами.
РАЗДЕЛ "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА"
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно
отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в
школьном спектакле, или читал стихи на торжественной
линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на
утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с
использованием фотографий и кратких сообщений на тему.
РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО"
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если
выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям
необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!
Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в
конкурсе, также необходимо дать информацию об этом
мероприятии: название, когда, где и кем проводилось.
Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ
или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом,
сделать распечатку тематической странички
РАЗДЕЛ "МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ"
В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных
программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение
экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя
которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность
выразить свои впечатления. Если в школе это не практикуется, родителям имеет
смысл прийти на помощь учителю и разработать и размножить типовой бланк
"Творческого задания". В конце учебного года возможно проведение
презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в
нескольких номинациях.
РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ"
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а
также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует
разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в
спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а,
например, в хронологическом порядке.
РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ"
В портфолио ученика начальной школы этот раздел включают не часто. А жаль!
Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом
его стараний. К сожалению дневники школьников пестрят либо нелицеприятными
замечаниями типа "Не готов к уроку!", либо ничего не отражающей
похвалой типа "Молодец!". А что если вместо того же
"Молодец!" дать небольшой отзыв в портфолио? Например: "Принял
активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию "Цена
Победы". Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно
подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей."
Считаем важным добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя могут
высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.
РАЗДЕЛ "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ"
В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио,
проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс
содержимое всех разделов надо полностью обновить.
Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную
папку), а то, что представляет бОльшую ценность, размещается в специальном
разделе. Его можно озаглавить "РАБОТЫ, КОТОРЫМИ Я ГОРЖУСЬ"
И ПОСЛЕДНИЙ РАЗДЕЛ - "СОДЕРЖАНИЕ"
Не увлекайтесь оформлением этого листа, так как его придется обновлять довольно
часто.
10. Важно помнить.
В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением
портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он
взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала
построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные
усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс
осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным
результатам и осознание своих возможностей.
А вы обратили внимание на то, что постепенно "человек для общества"
уступает место "человеку для себя"? Вот поэтому и главные усилия в
сфере образования теперь предлагается направлять на развитие прежде всего тех
способностей, которые не вытекают из каких-то абстрактных "общественных
потребностей", а требуются самому человеку для успешной самоактуализации и
самореализации, для продвижения к целям, которые человек поставил себе сам.
10.1. Тем, кто будет учиться на первой ступени общеобразовательной школы
(1-4 классы).
Ко всему сказанному в п. 2 хотелось бы добавить, что введение портфолио в
начальной школе, скорее всего, является инициативой учителя (или завуча
начальной ступени). Обязать вас вести портфолио в соответствии с какими-либо
жесткими требованиями администрация не вправе. На общеклассном родительском
собрании (которое по этому поводу обязательно должно быть проведено) необходимо
обсудить вопрос введения портфолио и четко определить:
а) цели и задачи
портфолио;
б) структуру портфолио и
возможность ее изменения по желанию ребенка (родителя);
в) возможность отказа
ребенка (или родителя) от ведения портфолио по тем или иным причинам.
Источник:
Приложение к статье «Портфолио школьника»
на сайте «Солнышко»
Комментариев нет:
Отправить комментарий