суббота, 16 ноября 2013 г.

Для родителей и учителей

Переходный возраст. Кризис середины детства

В психологии считается, что трудный подростковый возраст начинается лет в 11-12. Однако одинаковых людей нет, поэтому у кого-то признаки переходного возраста могут начаться и в 10 лет, а у кого-то процесс отложится до 14. В этот период своей жизни подросток начинает меняться внешне и внутренне. И тогда возникают проблемы в семье и школе, связанные с нежеланием или неготовностью взрослых принимать эти изменения и относиться к ним терпеливо. Подросток, видя такую реакцию взрослых людей, замыкается в себе, боясь, что такого нового его не примут и перестанут любить. Как же помочь подростку пережить переходный возраст?
Первый совет, который
можно дать родителям подростка, заключается в следующем: не следует пытаться давить на него своим авторитетом. Хотя ребёнок в переходном возрасте привязан к родителям так же, как и прежде, однако авторитарное давление на него может вызвать совершенно не тот эффект, которого Вы ожидаете. Может однажды у Вас и получится силой подавить «восстание», однако в следующий раз тинейджер может оказать более твёрдое и продуманное сопротивление. С другой стороны, идти на поводу у подростка тоже нельзя, чтобы не получить в его лице домашнего тирана. Действовать здесь следует по-иному.
В переходном возрасте подросток довольно часто сам не понимает собственных эмоций и поступков, что ведёт к проявлениям подросткового эгоцентризма. В этой ситуации можно подарить ребёнку диктофон или блокнот на замочке. Тогда он сможет проговаривать или записывать то, что его волнует на данный момент, будучи уверенным в том, что никто не услышит или не прочитает его мыслей. Можно в один из ящиков письменного стола врезать замок. Там Ваш повзрослевший сын или дочь могут хранить дневник со своими мыслями и рассуждениями или какие-то значимые для них безделушки. Ни в коем случае не пытайтесь прочесть написанное или вторгнуться в личностное пространство Вашего ребёнка.
Нередко именно в переходном возрасте возникает первая любовь. Так же нередко случается, что эта любовь безответная. Конечно же, Вам хочется помочь родному чаду, поддержать, объяснить, что жизнь на этом не заканчивается. И даже если Вы привыкли, что раньше ребёнок рассказывал Вам абсолютно обо всём, доверяя самое сокровенное, не надейтесь, что в переходном возрасте подросток будет столь же открыт. Потребуется максимум времени, сил и терпения, чтобы вызвать его на откровенный разговор.
В переходном возрасте немалую роль в жизни подростка начинают играть друзья и приятели, такие же «заложники» трудного возраста. В этот период подростки начинают бросаться из крайности в крайность, экспериментируя со своей внешностью и стилем. Иногда нам начинает казаться, что сын или дочь попадают под дурное влияние приятеля или одноклассника. Нет смысла с этим бороться открыто. Будет правильнее разрешить подростку экспериментировать с собственным имиджем, став его благодарным зрителем, который не станет критиковать, а лишь выскажет в мягкой форме своё мнение. Лучше попытаться найти позитивные и положительные моменты в том, что делает Ваш ребёнок – так Вы быстрее сможете завоевать его доверие.
Самое главное, помните, что переходный возраст пройдёт. А Ваш подросток сейчас как никогда нуждается в любви, ласке и понимании. Поверьте, ему на данном этапе ничуть не легче, чем Вам, поэтому в любых ситуациях старайтесь сохранять хладнокровие и спокойствие. И пусть Ваши дети знают, что их любят любыми.
Подростковый кризис - В 12-14 лет в психологическом развитии многих детей наступает переломный момент, известный под названием <подросткового кризиса>. Внешне это проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т. д. 
Подростковый кризис является пиком переходного периода от детства к взрослости. Следует оговорить, что бывают случаи бескризисного развития ребенка. Чаще всего это происходит тогда, когда взрослые чутко относятся к потребностям детей и при первых признаках изменения этих потребностей перестраивают свои отношения с детьми таким образом, чтобы последние могли удовлетворить свои новые потребности. Иногда же бескризисное развитие является лишь кажущимся, поскольку кризис может проходить в сглаженной форме, а также в силу тех или иных причин может смещаться во времени. Кризисный характер перехода от одного периода к другому периоду его развития показывает, что у ребенка появились новые потребности, удовлетворение которых серьезно затруднено.
Подростковый кризис отличается от всех других кризисов (кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 7 лет) большей продолжительностью. Л. И. Божович полагает, что это связано с быстрым темпом физического и умственного развития подростков, приводящего к образованию таких потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста, в то же время возникшие потребности очень сильные, напряженные. На образование подросткового кризиса влияют как внешние, так и внутренние факторы. Внешние факторы состоят в постоянном контроле со стороны взрослых, в зависимости и опеке, от которых подросток всеми силами стремится освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельно решения и действовать по своему усмотрению. Внутренние факторы состоят в привычках и чертах характера, мешающих подростку осуществить задуманное (внутренние запреты, привычка подчиняться взрослым и др.).
Подростковый кризис, по мнению Л. И. Божович, связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (проявлению себя в тех качествах, которые он считает наиболее ценными) и самовоспитанию. Механизмом развития самосознания является рефлексия. Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми. Переживания эти особо возрастают в силу замечаний учителей об отрицательных чертах их характера. Это приводит к аффективным вспышкам и конфликтам.
Подростки, чаще всего, претендуют на роль взрослого человека. Их не устраивает отношение к себе как к детям, они хотят полного равноправия со взрослыми, подлинного уважения. Иные отношения их унижают и оскорбляют.

Комментариев нет:

Отправить комментарий