среда, 21 апреля 2021 г.

«Исторические места моего города»

 

«История  Ирбитского  завода спецтехники» (390 –летию Ирбита, посвящается)

 

Ирбит -  старинный уральский  город с богатой историей, с  большим ансамблем старинных зданий.  Я живу и учусь в самом сердце яр­марочных переливов прошлого, на тер­ритории архитектурного комплекса, бывшего гостиного двора.

   Жизнь моей семьи неразрывна связана с Ирбитским заводом спецтехники, на котором много лет проработали мои родные.

    В этом году г. Ирбит отмечает 390 лет со дня основания. И мне захотелось узнать историю завода, на котором работает мой папа.

  Оказывается,  своему появлению завод обязан Уральскому машиностроительному заводу и за своё существование, а это 91 год, несколько раз менял своё название, выпускаемую продукцию,  неизменно оставалось только одно, это его территория.

 


   

Школа-завод

     В 1928 году на Урале началось строительство будущего гиганта страны –

Уральского машиностроительного завода. Ирбит стал кузницей кадров для этого завода. Именно на территории бывшего гостиного двора разместилась ирбитская  школа-завод.  06 августа 1930 года она открыла двери для рабочей молодёжи.
   В период с 1930 по 1932 годы школа-завод подготовила более 3000 квалифицированных специалистов.

 

 Ирбитский  торфмашзавод

  В 1932 году школа-завод была передана в состав треста «Союзторфмаш» и с 1 января 1933 года завод стал пер­вым в стране предприятием по произ­водству торфодобывающих машин, которые  раннее закупались за границей.       

       6 сентября 1933 года на Ирбитском торфмашзаводе изгото­вили первую отечественную торфодо­бывающую машину «Багер», качество  маши­ны соответствовало мировым стандартам. Так же в это время завод выпускает и другую продукцию для нужд молодой страны.

 

 Ирбитский подшипниковый завод.
   
 05 марта 1937 года завод торфянного машиностроения передали в ведение «Союзшартрест», и он стал готовиться к выпуску необходимых стране подшипников. В 1937 году завод начал выпуск подшипников и был переименован в Ирбитский подшипниковый завод.

 Ирбитский автоприцепный завод
Страна развивалась. Для перевоз­ки народнохозяйственных грузов по­явилась необходимость в автотрактор­ных прицепах. 19 ноября 1939 года Ирбитский подшипниковый завод был передан «Глававтоприцепу». Перед заво­дом была поставлена новая задача -организовать производство автотрактор­ных прицепов грузоподъ­емностью 3 тонны.

    Сегодня можно только гордиться теми людьми, которые создали завод. В 1939-40 годах было выпущено 4735 прицепов. Завод специализировался на выпуске автомобильных прицепов и на тот период времени был ведущим предприятием го­рода. Сила духа, желание трудиться, со­здавать своими руками будущее и верить в процветание страны - такими были наши прадеды, деды, прабабушки и бабушки.

С началом Великой Отечественной войны  в 1941 году завод начал перестройку всего производственного процесса. Продукция завода была востребована на фронте.   В период с 1941 по 1945 годы было изготовлено 28339 прицепов, 9149 походных кухонь, сотни тысяч боеприпасов.

Из 1065 тружеников завода ушедших на фронт 315 погибли на полях сражений. В честь 30-летия Победы советского народа над фашисткой Германией  работники завода воздвигли обелиск боевой и трудовой славы,  на котором увековечили имена погибших заводчан.

В послевоенные годы коллектив завода стремился удовлетворить непрерывно растущие потребности народного хозяйства в автомобильной технике. Качество  выпускаемой продукции, было на высоком уровне, что позволило экспортировать продукцию в 19 стран мира.

 Меняются условия жизни,  и к сожалению,  на сегодняшний день спрос на продукцию завода падает, поэтому в среднем  за месяц завод  изготавливает 13 прицепов, 40 полевых кухонь. Это зависит от заказа.

   Можно сделать вывод,  что   «Ирбитский завод спецтехники» являлся одним из градообразующих предприятий  города Ирбита  и  он  связан  с историческими событиями города и страны. Работая над проектом я узнал, что Автоприцепный завод в 80-е годы  оказывал шефскую помощь нашей школе.

   Я убедился,  насколько интересна история нашего города. Что жители города чтут её и берегут наследие наших предков.  Сколько ещё исторических объектов можно изучить.

  Любите и изучайте историю нашего города!

Артём Лавелин, ученик 4б класса.

Классный руководитель : Ю.В. Смирнова

 

                     



Полевая кухня изготовленная мной из подручных материалов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий