Школьная готовность – понятие
более широкое, чем развитие познавательных способностей и формирование
предпосылок учебной деятельности. Психологическая готовность к школе
предполагает развитие многих личностных качеств ребенка, позволяющих ему
адаптироваться к функционированию в роли ученика. В этом показателе нашли отражение такие
особенности ребенка, которые принято относить к личностной зрелости (например, наличие школьной мотивации и желание занять позицию
ученика), социальной зрелости (например,
особенности поведения, коммуникативность) и эмоциональной зрелости (умение
управлять своими эмоциональными реакциями), а также те, которые способствуют
или препятствуют адаптации (например, активный или пассивный тип
реагирования на ситуацию и др.) и эмоциональное состояние ребенка (восприятие им значимости ситуаций школьной жизни (хорошо это или плохо)).
Личностная зрелость проявляется, прежде всего, в наличие школьной мотивации, желании занять позицию ученика. Чтобы ребенок
успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к
“серьезным” занятиям, “ответственным” поручениям. На появление такого желания
влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной
деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение
других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах
младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое
социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции.
Наличие положительной мотивации – один из важнейших
факторов будущей школьной успешности. Педагогам начальной школы стоит приложить
максимальные усилия для сохранения имеющейся положительной мотивации. Не менее
важной задачей является повышение мотивации у тех детей, которые пошли в школу
без особого желания. Проведенное исследование показало, что в конце первого
месяца обучения в 1 классе таких детей оказывается около 20%.
Низкая учебная мотивация затрудняет
адаптацию к школьному обучению. В основе сниженной мотивации могут лежать
различные причины: сниженная потребность познавательных мотивов; мотивация
избегания неудач, неуспеха («и не буду делать, у меня не получится, я не умею»),
завышенные ожидания семьи к
успехам ребенка, недифференцированная похвала (при попытке повысить
мотивацию и уверенность ребенка).
Потеря мотивации, уход от активности, также
происходит, когда ребенок не понимает, что именно он делает не так. В таком
случае у ребенка может сформироваться ощущение, что он просто не нравится
учителю, что он неудачник. Поэтому оценивание деятельности ребенка должно быть
очень конкретным, не задевающим его лично, но содержащим понятные для ребенка советы,
как улучшить результат.
В любом случае низкая мотивация проявится в сниженной
активности на уроке и в целом в учебной деятельности.
Поступление в школу сопряжено с необходимостью освоения «школьного поведения» –
ребенку необходимо соблюдать нормы и правила школьной жизни.
По данным исследования плохо управляют своим
поведением более 40% первоклассников. Даже при хорошей мотивации ребенок с
такими проблемами в ситуации новизны, большого количества действующих
раздражителей может перевозбуждаться и испытывать трудности с управлением своим
поведением. В этом случае замечания, раздражение взрослых способны лишь
усиливать негативные проявления. Это относится к гиперактивным детям, для
которых характерно импульсивное поведение. При попытке резкого торможения
такого ребенка у него усиливается стрессовое состояние, и усиливаются
индивидуальные особенности реагирования на стресс, а это выражается в усилении
импульсивности и «плохого поведения». Ребенок не делает это «назло», такое
поведение связано с состоянием его нервной системы.
Если ребенок встречает понимание взрослых, поддержку в школе и
дома, то постепенно адаптируется к школе, возбуждение в школе постепенно
уменьшается, поведение упорядочивается. Если помощи нет, то проблемы с
поведением могут только увеличиваться.
Первоклассникам необходима помощь в формировании «школьного»
поведения. Правил должно быть не много, но их необходимо четко сформулировать.
Учителю следует поощрять (отмечать, хвалить) правильное поведение. Часто и в
школе, и дома взрослые только отмечают нежелательное поведение, невольно
закрепляя его своим вниманием, формируют у ребенка самосознание, восприятие
себя как нарушителя дисциплины. Это также способствует закреплению негативного
поведения. Важно показать ученику, что он может вести себя в соответствии с
требованиями. Можно попросить ребенка проговорить вслух, как он будет вести
себя в следующий раз и за правильную схему похвалить.
А самое главное необходимо вести профилактику неправильного
поведения школьников. Предупреждать переутомление, скуку на уроке, давая
задания разного уровня сложности, вовлекая в совместную деятельность, давая
соответствующие рекомендации родителям.
Особого внимания и поддержки требуют дети, которые отличаются большой
тревожностью. По данным исследования 2010 года 36% родителей отметили, что
их дети часто тревожатся, 44% – боятся сделать ошибку. Около 10% детей, по
результатам опроса учителей, часто плачут в школе.
Повышение тревожности – нормальная реакция, которая
обеспечивает готовность к внезапным изменениям, дает возможность чутко
реагировать на ситуацию и поведение других людей. Однако, избыточная
тревожность приводит к постоянному беспокойству, которое утомляет ребенка,
мешает эффективно работать в классе, строить отношения с другими детьми и взрослыми. Высокая
тревожность может выражать страх быть неуспешным. Но и полное отсутствие
тревоги должно привлекать внимание и дополнительно анализироваться. Если
ребенок вовсе не тревожится, это может свидетельствовать о низкой эмоциональной
дифференцированности ребенка и непонимании важности учебы.
Учителю важно владеть приемами, позволяющими снижать эмоциональное
напряжение детей. Например, в начале школьного обучения полезно проговаривать с
детьми, как будет протекать завтрашний школьный день, что они будут делать, и
какие интересные дела их ждут.
В некоторых случаях необходима работа с семьей, формирование у
родителей понимания своей роли в формировании стиля эмоционального реагирования
детей. Тревожное внимание родителей к школьным успехам ребенка вызывает
неоправданно высокую тревожность ребенка в отношении всех школьных дел. Высокая
тревожность может выражать страх быть неуспешным, эти дети особенно сильно
расстраиваются, если задание не выходит, так как ребенок считает, что родители
его любят за достижения.
Начало школьного обучения у всех детей связано с адаптационным синдромом – целостной
реакцией, возникающей в ответ на резкие изменения жизненных стереотипов,
протекающей как на уровне всех систем: как на организменно-физиологическом
уровне, так и на социально-психологическом, личностном уровнях. Меняется
социальная роль ребенка, он становится учеником, к нему предъявляются другие
требования, полностью меняется окружающая обстановка и характер взаимодействия
с людьми. К этим изменениям в его жизни ему необходимо адаптироваться, что
требует больших психологических и физиологических затрат. У каждого ребенка
есть свои сильные стороны и свои «зоны уязвимости», поэтому у каждого есть как
ресурсы приспособления, адаптации, так и риски возникновения проблем при
соприкосновении с конкретной ситуацией.
Проведенное обследование позволило оценить особенности
процесса адаптации к школьному обучению с трех сторон:
-
через анализ
собственной продуктивной деятельности ребенка и результатов его
психологического тестирования;
-
через восприятие
учителя (который взаимодействует с ребенком в школе);
-
через восприятие
родителя (который видит проявление реакций адаптации ребенка в домашней
обстановке).
Почти у трети детей
практически не фиксируются изменения в поведении при поступлении в школу. У
половины детей отмечаются некоторые проявления адаптационного синдрома, например,
изменился аппетит, нуждается в длительном отдыхе после школы, перевозбужден и с
трудом засыпает. Около 15% очень существенно реагируют на начало обучения в
школе. Очень важно обратить особое внимание на последнюю группу детей, так как
для них школьная жизнь может быть очень «затратна» и возможны негативные
последствия, например, в виде нарушения здоровья. Эта группа детей должна быть
под постоянным наблюдением учителей и родителей для оказания своевременной и
соответствующей потребностям ребенка и ситуации помощи ребенку.
Перед
педагогами и родителями стоит сложная задача – при вхождении в школьную жизнь
сохранить имеющийся запас здоровья детей. Большинство обследуемых
первоклассников находится в состоянии функционального равновесия, в то же время
особого запаса здоровья у них нет, и значительная часть детей уже имеют
достаточно выраженные проблемы со здоровьем. Результаты проведенного
исследования показали, что большинство первоклассников (около 70%) относятся ко
второй группе здоровья и более 10% первоклассников имеют вспомогательную физкультурную
группу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий