понедельник, 21 октября 2013 г.

Советую почитать

Психологические причины неуспеваемости
 младших школьников

Почему неуспевающие дети — это вечная проблема шко­лы? Педагоги-ученые основную причину неуспеваемости видят прежде всего в несовершенстве методов преподава­ния. С этим нельзя не согласиться. Опыт работы педаго­гов-новаторов В.Н. Шаталова, С.Н. Лысенковой и других подтверждает верность такой точки зрения.
Неуспеваемость, по мнению Ю.З. Гильбуха, можно под­разделить на общую и специфическую. Под общей неуспе­ваемостью он подразумевает стойкое, относительно длитель­ное отставание ученика по обоим основным предметам школьной программы: языку и математике. Специфичес­кое же отставание затрагивает лишь один из этих предме­тов при удовлетворительной или даже хорошей успеваемо­сти по остальным предметам школьного курса. При общем и специфическом отставании определяется круг причин­ных факторов, которые являются предметом анализа в процессе определения причин трудностей. Нередко наблю­даются и разного рода отклонения от индивидуального оп­тимума учебной деятельности. Способности этих детей по­стоянно не находят полной реализации, их умственное раз­витие совершенствуется медленнее, чем это могло бы быть в условиях поклассной дифференциации.
Под трудностями учебной деятельности младшего школьника С.Н. Костромина понимает:
·        пропуски букв в письменных работах;

·        орфографические ошибки при хорошем знании пра­вил;
·        невнимательность и рассеянность;
·        трудности при решении математических задач;
·        трудности в пересказе текста;
·        неусидчивость;
·        трудности в усвоении новых знаний;
·        постоянная грязь в тетради;
·        плохое знание таблицы сложения (умножения);
·        трудности в выполнении заданий для самостоятель­ной работы.
В большей степени указанные трудности относятся к детям с отклонениями от индивидуального оптимума учеб­ной деятельности.
Психологические причины, лежащие в основе неуспева­емости, И.В. Дубровина и другие психологи объединили в две группы, к первой из которых отнесли недостатки позна­вательной деятельности в широком смысле слова, а ко вто­рой — недостатки в развитии мотивационной сферы детей.
И.В. Дубровина рассматривает особенности неуспеваю­щих школьников, отличающихся несформированностью правильных приемов учебной деятельности. Об этих уча­щихся, по мнению психолога, можно сказать, что они не умеют по-настоящему учиться.
Многие трудности в учебе образуют своего рода «пороч­ный круг», в котором каждый нежелательный фактор вна­чале вызывается внешними обстоятельствами, а затем по­рождает другие нежелательные факторы, последовательно усиливающие друг друга. Поэтому чаще всего школьному психологу нужно искать не одну, а несколько причин не­успеваемости каждого конкретного ученика и стремиться устранить каждую из них. Нужно помнить, что нормаль­ному, здоровому ребенку всегда можно помочь, его можно и нужно научить учиться. В том, что ребенок отстает в учебе, чаще всего виноваты взрослые (школа и родители).
Неуспеваемость, связанная с неадекватными способа­ми учебной работы, может носить ярко выраженный изби­рательный характер и проявляться только по отношению к отдельным учебным предметам или даже разделам школь­ной программы. Но она может иметь и более общий харак­тер и проявляться в пробелах и недостатках усвоения мно­гих или всех учебных дисциплин.
Леворукость ребенка в школе является одной из при­чин неуспеваемости.
Левшами являются около 10% людей, причем, по оцен­кам зарубежных и отечественных специалистов, доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. Практически в каждом классе начальной школы можно встретить 1—2 (а иногда и более) детей, активно предпочитающих при пись­ме, рисовании и выполнении других видов деятельности левую руку правой. Леворукость — это не патология и не недостаток развития. И тем более не каприз или упрям­ство ребенка, просто не желающего работать «как все» правой рукой, как иногда считают некоторые родители и «опытные» учителя. Леворукость — очень важная индиви­дуальная особенность ребенка, которую необходимо учи­тывать в процессе обучения и воспитания.
Психологи А.Ф. Ануфриев и СП. Костромина выдели­ли ряд трудностей в обучении младшего школьника и воз­можные психологические причины данных трудностей:
Примерно 20% детей из всего класса могут пропускать буквы в письменных работах. Это явление имеет несколь­ко причин — низкий уровень развития фонематического слуха, слабая концентрация внимания, несформированность приемов самоконтроля, индивидуально-типологические особенности личности.
19% ребят постоянно допускают орфографические ошиб­ки, хотя при этом могут наизусть ответить любое правило, — это случай так называемой «неразвитости орфографической зоркости». Возможные причины таковы: низкий уровень раз­вития произвольности, несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень объема и распределения вни­мания, низкий уровень развития кратковременной памяти, слабое развитие фонематического слуха.
Около 17% класса страдают невнимательностью и рас­сеянностью. Причины были выделены следующие: низкий уровень развития произвольности, низкий уровень объема внимания, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.
14,8% детей испытывают трудности при решении ма­тематических задач — плохо развито логическое мышле­ние, слабое понимание грамматических конструкций, не­сформированность умения ориентироваться на систему при­знаков, низкий уровень развития образного мышления.
Примерно 13,5% ребят испытывают затруднения при пересказывании текста. Причины: несформированность умения планировать свои действия, слабое развитие логи­ческого запоминания, низкий уровень речевого развития и образного мышления, заниженная самооценка.
13,1% детей неусидчивы. Чаще всего это вызвано низ­ким уровнем развития произвольности, индивидуально типологическими особенностями личности, низким уровнем развития волевой сферы.
12,7% детей испытывают трудности в понимании объяс­нения учителя с первого раза. Психологами А.Ф. Ануфри­евым и С.Н. Костроминой были выделены следующие при­чины: слабая концентрация внимания, несформированность приема учебной деятельности, низкая степень восприятия и произвольности.
У 11,5% детей постоянная грязь в тетради. Причина может находиться в слабом развитии мелкой моторики пальцев рук и в недостаточном объеме внимания.
10,2% ребят плохо знают таблицу сложения (умножения). Это связано с низким уровнем развития механической памяти и долговременной памяти, со слабой концентрацией внима­ния и с несформированностью приемов учебной деятельности.
9,6% детей часто не справляются с заданиями для са­мостоятельной работы. Причины — несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень развития произвольности.
9,5% детей постоянно забывают дома учебные предме­ты. Причины — низкий уровень развития произвольности, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания и основная причина — высокая эмоциональная нестабиль­ность, повышенная   импульсивность.
Ребенок плохо списывает с доски — 8,7% — не научил­ся работать по образцу. 8,5% детей домашнюю работу вы­полняют отлично, а с работой в классе справляются плохо.   Причины различны — низкая скорость протекания психи­ческих процессов, несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень развития произвольности.
6,9% — любое задание приходится повторять несколь­ко раз, прежде чем ученик начнет его выполнять. Вероят­нее всего, виноват низкий уровень развития произвольнос­ти и несформированность навыка выполнять задания по устной инструкции взрослого.
6,4% детей постоянно переспрашивают. Это может гово­рить о низком уровне объема внимания, о слабой концентрации и устойчивости внимания, о низком уровне развития переключения внимания и развитии кратковременной памя­ти, о несформированности умения принять учебную задачу. 5,5% ребят плохо ориентируются в тетради. Причины — низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве и слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук.
4,9% — часто поднимают руку, а при ответе молчат. Не воспринимают себя как школьника, или же у них зани­женная самооценка, но возможны трудности в семье, внут­реннее стрессовое состояние, индивидуально-типологичес­кие особенности.
0,97% — комментируют оценки и поведение учителя своими замечаниями. Причины — трудности в семье, пе­ренесение функции матери на учителя.
0,7% детей долгое время не могут найти свою парту. Причины скрыты в слабом развитии ориентировки в про­странстве, в низком уровне развития образного мышления и самоконтроля.
Психолого-педагогическая типология общего отставания в учении у младших школьников (В.П. Талонов, Ю.З. Гильбух) включает три поведенческих типа:
А: дети с низкой интенсивностью учебной деятельности.
Б: дети с низкой эффективностью учебной деятельности.
В: дети с сочетанием признаков низкой интенсивности и низкой эффективности учебной деятельности.
А: Доминирующим мотивом поведения у детей данной группы является проблемность в самоутверждении в ак­тивной, практически осязаемой деятельности, в признании со стороны авторитетных сверстников. Как правило, эти потребности не находят удовлетворения в учебной деятель­ности, и ребенок поэтому стремится утвердить себя в раз­личных видах внешкольных занятий.
Б: Причинами недостаточного развития познавательных способностей обычно служат либо бедность чувственного и речевого опыта ребенка, обусловленные низким культур­ным уровнем родителей, недостатком родительской любви и заботы в дошкольный период и во время обучения в шко­ле, либо микропоражения в коре головного мозга, либо и то, и другое вместе.
В: Обычно эти два признака (дети с сочетанием низкой интенсивности и низкой эффективности учебной деятельнос­ти) неуспеваемости ребенка объединены определенными при­чинно-следственными связями, возможно также одновременное их проявление. В соответствии с этими вариантами уча­щиеся данного типа могут быть разделены на три группы.
Отличительным признаком первой группы является обус­ловленность низкой интенсивности учебной деятельности предшествовавшей ей низкой эффективностью. Другие спе­цифические признаки: низкий уровень развития познава­тельных способностей (в первую очередь — мышления и речи) как результат недостаточного внимания к ребенку со стороны родителей; в начале обучения — в первом классе наблюдаются старательность, переживание неудач в учении, в дальнейшем, однако, такое отношение сменяется равноду­шием, тупой пассивностью; отношения с учителями, роди­телями и сверстниками, как правило, спокойные.
Отличительной чертой второй группы детей является обусловленность низкой эффективности учебной деятель­ности ее низкой интенсивностью на начальном этапе обу­чения. Источник последней — это либо несформированность мотивов учения на начальном его этапе, либо легкие нару­шения функций эмоционально-волевой сферы.
Особенностями учащихся третьей группы являются одновременные независимые проявления низкой интенсив­ности, и низкой эффективности с первых дней обучения в школе. Специфические признаки: тотальная психологичес­кая неготовность к школьному учению, ярко выраженная психическая инфантильность, охватывающая не только эмоционально-волевую, но другие сферы личности.
Чтобы ребенок хорошо учился, необходимы, по мень­шей мере, четыре важных условия:
1) отсутствие существенных недостатков умственного развития;
2) достаточный культурный уровень семьи или хотя бы стремление к достижению такого уровня;
3) материальные возможности удовлетворения важней­ших духовных потребностей   человека;
4) мастерство учителей, работающих с ребенком в школе.http://www.psihologu.info/content/section/1/2/



Комментариев нет:

Отправить комментарий