Психологические
причины неуспеваемости
младших школьников
|
Почему
неуспевающие дети — это вечная проблема школы? Педагоги-ученые основную
причину неуспеваемости видят прежде всего в несовершенстве методов преподавания.
С этим нельзя не согласиться. Опыт работы педагогов-новаторов В.Н. Шаталова,
С.Н. Лысенковой и других подтверждает верность такой точки зрения.
Неуспеваемость,
по мнению Ю.З. Гильбуха, можно подразделить на общую и специфическую. Под
общей неуспеваемостью он подразумевает стойкое, относительно длительное
отставание ученика по обоим основным предметам школьной программы: языку и
математике. Специфическое же отставание затрагивает лишь один из этих предметов
при удовлетворительной или даже хорошей успеваемости по остальным предметам
школьного курса. При общем и специфическом отставании определяется круг
причинных факторов, которые являются предметом анализа в процессе
определения причин трудностей. Нередко наблюдаются и разного рода отклонения
от индивидуального оптимума учебной деятельности. Способности этих детей постоянно
не находят полной реализации, их умственное развитие совершенствуется
медленнее, чем это могло бы быть в условиях поклассной дифференциации.
Под
трудностями учебной деятельности младшего школьника С.Н. Костромина понимает:
· пропуски
букв в письменных работах;
· орфографические
ошибки при хорошем знании правил;
· невнимательность
и рассеянность;
· трудности
при решении математических задач;
· трудности
в пересказе текста;
· неусидчивость;
· трудности
в усвоении новых знаний;
· постоянная
грязь в тетради;
· плохое
знание таблицы сложения (умножения);
· трудности
в выполнении заданий для самостоятельной работы.
В большей
степени указанные трудности относятся к детям с отклонениями от
индивидуального оптимума учебной деятельности.
Психологические
причины, лежащие в основе неуспеваемости, И.В. Дубровина и другие психологи
объединили в две группы, к первой из которых отнесли недостатки познавательной
деятельности в широком смысле слова, а ко второй — недостатки в развитии
мотивационной сферы детей.
И.В.
Дубровина рассматривает особенности неуспевающих школьников, отличающихся
несформированностью правильных приемов учебной деятельности. Об этих учащихся,
по мнению психолога, можно сказать, что они не умеют по-настоящему учиться.
Многие
трудности в учебе образуют своего рода «порочный круг», в котором каждый
нежелательный фактор вначале вызывается внешними обстоятельствами, а затем
порождает другие нежелательные факторы, последовательно усиливающие друг
друга. Поэтому чаще всего школьному психологу нужно искать не одну, а
несколько причин неуспеваемости каждого конкретного ученика и стремиться
устранить каждую из них. Нужно помнить, что нормальному, здоровому ребенку
всегда можно помочь, его можно и нужно научить учиться. В том, что ребенок отстает
в учебе, чаще всего виноваты взрослые (школа и родители).
Неуспеваемость,
связанная с неадекватными способами учебной работы, может носить ярко
выраженный избирательный характер и проявляться только по отношению к
отдельным учебным предметам или даже разделам школьной программы. Но она
может иметь и более общий характер и проявляться в пробелах и недостатках
усвоения многих или всех учебных дисциплин.
Леворукость
ребенка в школе является одной из причин неуспеваемости.
Левшами
являются около 10% людей, причем, по оценкам зарубежных и отечественных
специалистов, доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. Практически в
каждом классе начальной школы можно встретить 1—2 (а иногда и более) детей,
активно предпочитающих при письме, рисовании и выполнении других видов
деятельности левую руку правой. Леворукость — это не патология и не
недостаток развития. И тем более не каприз или упрямство ребенка, просто не
желающего работать «как все» правой рукой, как иногда считают некоторые
родители и «опытные» учителя. Леворукость — очень важная индивидуальная
особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и
воспитания.
Психологи
А.Ф. Ануфриев и СП. Костромина выделили ряд трудностей в обучении младшего
школьника и возможные психологические причины данных трудностей:
Примерно 20%
детей из всего класса могут пропускать буквы в письменных работах. Это
явление имеет несколько причин — низкий уровень развития фонематического
слуха, слабая концентрация внимания, несформированность приемов самоконтроля,
индивидуально-типологические особенности личности.
19% ребят
постоянно допускают орфографические ошибки, хотя при этом могут наизусть
ответить любое правило, — это случай так называемой «неразвитости
орфографической зоркости». Возможные причины таковы: низкий уровень развития
произвольности, несформированность приемов учебной деятельности, низкий
уровень объема и распределения внимания, низкий уровень развития
кратковременной памяти, слабое развитие фонематического слуха.
Около 17%
класса страдают невнимательностью и рассеянностью. Причины были выделены
следующие: низкий уровень развития произвольности, низкий уровень объема
внимания, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.
14,8% детей
испытывают трудности при решении математических задач — плохо развито
логическое мышление, слабое понимание грамматических конструкций, несформированность
умения ориентироваться на систему признаков, низкий уровень развития
образного мышления.
Примерно
13,5% ребят испытывают затруднения при пересказывании текста. Причины:
несформированность умения планировать свои действия, слабое развитие логического
запоминания, низкий уровень речевого развития и образного мышления,
заниженная самооценка.
13,1% детей
неусидчивы. Чаще всего это вызвано низким уровнем развития произвольности,
индивидуально типологическими особенностями личности, низким уровнем развития
волевой сферы.
12,7% детей
испытывают трудности в понимании объяснения учителя с первого раза.
Психологами А.Ф. Ануфриевым и С.Н. Костроминой были выделены следующие причины:
слабая концентрация внимания, несформированность приема учебной деятельности,
низкая степень восприятия и произвольности.
У 11,5% детей
постоянная грязь в тетради. Причина может находиться в слабом развитии мелкой
моторики пальцев рук и в недостаточном объеме внимания.
10,2% ребят
плохо знают таблицу сложения (умножения). Это связано с низким уровнем
развития механической памяти и долговременной памяти, со слабой концентрацией
внимания и с несформированностью приемов учебной деятельности.
9,6% детей
часто не справляются с заданиями для самостоятельной работы. Причины —
несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень развития
произвольности.
9,5% детей
постоянно забывают дома учебные предметы. Причины — низкий уровень развития
произвольности, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания и
основная причина — высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность.
Ребенок плохо
списывает с доски — 8,7% — не научился работать по образцу. 8,5% детей
домашнюю работу выполняют отлично, а с работой в классе справляются плохо.
Причины различны — низкая скорость протекания психических процессов,
несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень развития
произвольности.
6,9% — любое
задание приходится повторять несколько раз, прежде чем ученик начнет его
выполнять. Вероятнее всего, виноват низкий уровень развития произвольности
и несформированность навыка выполнять задания по устной инструкции взрослого.
6,4% детей
постоянно переспрашивают. Это может говорить о низком уровне объема
внимания, о слабой концентрации и устойчивости внимания, о низком уровне
развития переключения внимания и развитии кратковременной памяти, о
несформированности умения принять учебную задачу. 5,5% ребят плохо
ориентируются в тетради. Причины — низкий уровень восприятия и ориентировки в
пространстве и слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук.
4,9% — часто
поднимают руку, а при ответе молчат. Не воспринимают себя как школьника, или
же у них заниженная самооценка, но возможны трудности в семье, внутреннее
стрессовое состояние, индивидуально-типологические особенности.
0,97% —
комментируют оценки и поведение учителя своими замечаниями. Причины —
трудности в семье, перенесение функции матери на учителя.
0,7% детей
долгое время не могут найти свою парту. Причины скрыты в слабом развитии
ориентировки в пространстве, в низком уровне развития образного мышления и
самоконтроля.
Психолого-педагогическая
типология общего отставания в учении у младших школьников (В.П. Талонов, Ю.З.
Гильбух) включает три поведенческих типа:
А: дети с
низкой интенсивностью учебной деятельности.
Б: дети с
низкой эффективностью учебной деятельности.
В: дети с
сочетанием признаков низкой интенсивности и низкой эффективности учебной
деятельности.
А:
Доминирующим мотивом поведения у детей данной группы является проблемность в
самоутверждении в активной, практически осязаемой деятельности, в признании
со стороны авторитетных сверстников. Как правило, эти потребности не находят
удовлетворения в учебной деятельности, и ребенок поэтому стремится утвердить
себя в различных видах внешкольных занятий.
Б: Причинами
недостаточного развития познавательных способностей обычно служат либо
бедность чувственного и речевого опыта ребенка, обусловленные низким культурным
уровнем родителей, недостатком родительской любви и заботы в дошкольный
период и во время обучения в школе, либо микропоражения в коре головного
мозга, либо и то, и другое вместе.
В: Обычно эти
два признака (дети с сочетанием низкой интенсивности и низкой эффективности
учебной деятельности) неуспеваемости ребенка объединены определенными причинно-следственными
связями, возможно также одновременное их проявление. В соответствии с этими
вариантами учащиеся данного типа могут быть разделены на три группы.
Отличительным
признаком первой группы является обусловленность низкой интенсивности
учебной деятельности предшествовавшей ей низкой эффективностью. Другие специфические
признаки: низкий уровень развития познавательных способностей (в первую
очередь — мышления и речи) как результат недостаточного внимания к ребенку со
стороны родителей; в начале обучения — в первом классе наблюдаются
старательность, переживание неудач в учении, в дальнейшем, однако, такое
отношение сменяется равнодушием, тупой пассивностью; отношения с учителями,
родителями и сверстниками, как правило, спокойные.
Отличительной
чертой второй группы детей является обусловленность низкой эффективности
учебной деятельности ее низкой интенсивностью на начальном этапе обучения.
Источник последней — это либо несформированность мотивов учения на начальном
его этапе, либо легкие нарушения функций эмоционально-волевой сферы.
Особенностями
учащихся третьей группы являются одновременные независимые проявления низкой
интенсивности, и низкой эффективности с первых дней обучения в школе.
Специфические признаки: тотальная психологическая неготовность к школьному
учению, ярко выраженная психическая инфантильность, охватывающая не только
эмоционально-волевую, но другие сферы личности.
Чтобы ребенок
хорошо учился, необходимы, по меньшей мере, четыре важных условия:
1) отсутствие
существенных недостатков умственного развития;
2)
достаточный культурный уровень семьи или хотя бы стремление к достижению
такого уровня;
3)
материальные возможности удовлетворения важнейших духовных потребностей
человека;
4) мастерство учителей, работающих с ребенком в
школе.http://www.psihologu.info/content/section/1/2/
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий