Наверное, вряд ли найдется родитель, перед которым так или иначе не
вставал бы этот вопрос. Действительно, что же делать?
Во-первых, следует подумать об
этом без лишних эмоций. Наилучшим образом возникшие сложности решаются в
спокойном и уравновешенном состоянии. Вы хотите видеть своего ребенка
спокойным и уверенным? Здесь все взаимно — ребенку нужен спокойный и
уверенный родитель. В первую очередь, родитель, уверенный в успехе своего
ребенка.
Во-вторых, необходимо задать
себе вопрос: почему не хочет?
Обратите внимание на следующие два
момента:
1) не было ли ссоры одноклассниками;
2) не возникало ли конфликта с кем-либо из педагогов.
Хотя не исключено,
что причина резкого снижения интереса к учебе лежит вне школы – это тоже
необходимо прояснить. Однако здесь важно быть тактичным и деликатным. Прямые
вопросы типа: «С кем ты поссорился? Ну-ка расскажи!» нежелательны – любая
ссора и без того болезненна для ребенка, и рассказать о ней непросто. Здесь
лучше выждать момент, когда подросток больше «расположен» к такому рассказу.
В беседе не оценивайте его действий и не давайте советов. Просто посочувствуйте ему:
- А он мне как
врежет! Ни за что! Просто так!
- Ты растерялся - не понял за что так с тобой. «Просто так» - тебе казалось…
- Да! Именно! Ну я, конечно, тоже …сдачи дал … и обозвал…
- Ты пытался себя защитить…
В-третьих, снижение учебной
мотивации наверняка распространяется не на все учебные предметы.
Какой предмет вызывает особенно
неприятные чувства? Почему? Из-за учителя? Какой предмет нравится? Почему?
Не исключено, что этот предмет когда-то нравился (а возможно, и
продолжает нравиться) вам. Попробуйте изучать вместе, причем для начала лучше
использовать игровую мотивацию — вместе рисуйте, запоминайте (кто больше?),
придумывайте – используйте любую игру. Чем больше смеха и удовольствия
(особенно для вас) – тем лучше для ребенка. Возможно, через какое-то время
вы, к своему удивлению, увлечетесь… Ваша увлеченность и желание – залог
успеха. Кстати, ничто не делает семью такой дружной, как совместные занятия,
приносящие удовольствие.
А что делать, если учебный материал
сильно запущен, и эта пресловутая учебная мотивация отсутствует уже давно?
Эта ситуация сложнее – восстанавливать всегда труднее, чем строить с
нуля. Горы учебного материала, который предстоит заново освоить, слишком
велики, а репетиторы дороги. Делайте ставку на вновь изучаемые (биология,
химия, история) и «легкие» (технология, МХК) предметы. И помните – необходимо
ваше живое участие. Без вас ребенок с запущенным учебным материалом вряд ли
начнет учиться сам.
Сходите в школу, поговорите с преподавателем. Толковый педагог, возможно,
не только увидит у ребенка способности (например, в биологии), но, скорее
всего, охотно его поддержит – даст задание подготовить интересный доклад,
поддержит, похвалит. А это отличный стимул развить интерес к предмету и не
только. Также — почувствовать себя знающим, оцененным, нужным, умным,
компетентным, т.е. повысить самооценку. Ребенок с таким ощущением,
безусловно, хочет чаще бывать там, где оно, это ощущение, возникает, в данном
случае таким местом является школа.
Кстати, тестирование показывает, что довольно часто подросток с
запущенным учебным материалом оценивает себя по позиции «ум» (в его понимании
сумма знаний) гораздо ниже своих одноклассников, однако по позиции
«способности» — выше. Такая самооценка является ресурсной – ваш ребенок
правильно видит, что он способный и талантливый. Сложность в том, что ему
хочется сразу, без усилий, в мгновение ока стать таким же «умным», т.е.
знающим, как и его сверстники. В этой ситуации родитель должен а) вместе с
ребенком составить пошаговый план действий (задача – что делаю – какой
получаю результат); б) подтягивать только один выбранный ребенком предмет; в)
оказывать помощь и контролировать выполнение; г) поощрять каждый, пусть даже
незначительный, успех ребенка. Здесь родителю потребуется все его мужество,
силы, терпение – конечно, продвижение может быть медленным, также могут быть
срывы, неудачи.
Главное, не опускайте руки. В вашей жизни бывали и более сложные
ситуации, с которыми вы успешно справились (Как вам это удалось? Какие методы
вам тогда помогли? Сколько времени вы на это затратили?). Не стоит его, времени,
жалеть, и все, что вы вкладываете в детскую душу, воздастся сторицей …
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий