Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений
|
Традиционная
деятельность учителя
|
Деятельность учителя,
работающего по ФГОС
|
Подготовка к уроку
|
Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока
|
Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим
ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения
|
|
При подготовке к уроку учитель использует учебник и
методические рекомендации
|
При подготовке к уроку учитель использует учебник и
методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается
конспектами с коллегами
|
Основные этапы урока
|
Объяснение и закрепление учебного материала. Большое
количество времени занимает речь учителя
|
Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины
времени урока)
|
Главная цель учителя на уроке
|
Успеть выполнить все, что запланировано
|
Организовать деятельность детей:
• по поиску и обработке информации;
• обобщению способов действия;
• постановке учебной задачи и т. д.
|
Формулирование заданий для обучающихся (определение
деятельности детей)
|
Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите,
выполните и т. д.
|
Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните),
сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите
(сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените,
измените, придумайте и т. д.
|
Форма урока
|
Преимущественно фронтальная
|
Преимущественно групповая и/или индивидуальная
|
Нестандартное ведение уроков
|
–
|
Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два
педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок
проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся
|
Взаимодействие с родителями обучающихся
|
Происходит в виде лекций, родители не включены в
образовательный процесс
|
Информированность родителей обучающихся. Они имеют
возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с
родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета
|
Образовательная среда
|
Создается учителем. Выставки работ обучающихся
|
Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал,
проводят презентации). Зонирование классов, холлов
|
Результаты обучения
|
Предметные результаты
|
Не только предметные результаты, но и личностные,
метапредметные
|
|
Нет портфолио обучающегося
|
Создание портфолио
|
|
Основная оценка – оценка учителя
|
Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной
самооценки
|
|
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных
работ
|
Учет динамики результатов обучения детей относительно самих
себя. Оценка промежуточных результатов обучения
|
Предмет изменений
|
Особенности работы с
родителями до введения ФГОС
|
Особенности работы с
родителями после введения ФГОС
|
Технология проведения родительского собрания
|
Родительские собрания проводятся в традиционной форме
(тематическая часть и анализ успеваемости)
|
Родительские собрания проводятся с использованием передовых
педагогических технологий, например, проектной, исследовательской и игровой
|
Адаптационный период
|
Родители не участвуют в организации адаптационного периода
|
Родители выступают в роли тьюторов:
• присутствуют на уроках с целью оказания помощи детям;
• активно участвуют в организации подвижных игр на переменах;
• помогают детям в осуществлении самообслуживания и т. п.
|
Организация внеурочной деятельности совместно с родителями
обучающихся
|
Отсутствует
|
Родители осуществляют выбор курса вместе с детьми. Школа
согласует расписание внеурочной деятельности (дни и время) с родителями
|
Участие родителей в проведении уроков
|
Родители присутствуют на уроках по просьбе учителя (обычно
родители детей, требующих повышенного педагогического внимания)
|
Родители присутствуют на уроках по собственному желанию.
Организовано совместное проведение уроков педагогами и родителями обучающихся
|
Совместная проектная деятельность
|
Отсутствует
|
Осуществляется партнерство "учитель – родитель –
ребенок"
|
Участие в праздниках
|
Родители выступают в роли зрителей
|
Родители принимают участие в организации праздников, в ходе
праздника
|
Информационное взаимодействие "родитель – учитель –
ребенок"
|
Общение по телефону, в ходе родительского собрания, при
личной встрече
|
Общение по телефону, в ходе родительского собрания, при
личной встрече.
Взаимодействие в информационном пространстве Интернета (сайт
школы, электронная почта).
Работа ресурсного центра для родителей и детей:
предоставление литературы, видеоматериалов, мультимедийных презентаций,
картотеки ссылок на информационные ресурсы
|
Характеристика изменений в деятельности первоклассника, обучающегося в
соответствии с ФГОС
Предмет изменений
|
Деятельность
первоклассника до введения ФГОС
|
Деятельность
первоклассника после введения ФГОС
|
Вид деятельности
|
Пассивное слушание
|
Активные действия
|
|
Выполнение заданий по указанию учителя
|
Самостоятельный поиск решения поставленной задачи
|
|
Работа с источниками информации по рекомендации учителя
|
Самостоятельный выбор необходимых информационных ресурсов
|
|
Использование литературы (справочники, словари).
Использование интернет-ресурсов (только с помощью родителей)
|
Использование интернет-ресурсов самостоятельно
|
|
Переспрашивание заданного вопроса
|
Уточнение вопроса (ученики задают вопросы с целью уточнить,
пояснить детали задания)
|
|
Фронтальная работа
|
Групповая работа (коммуникативная компетенция детей
значительно развита, они свободно взаимодействуют в группах). Умеют применять
правила работы в группе
|
|
Ведущие средства обучения – учебник и тетрадь
|
Значительно расширен ассортимент учебных материалов
(лего-конструктор, средства ИКТ и т. д.)
|
|
Самостоятельная деятельность детей на уроке возможна только с
целью контроля учителем уровня знаний и умений
|
Самостоятельная деятельность детей на уроке осуществляется, в
основном, для достижения поставленной цели
|
|
Учителем организована деятельность детей по выполнению
заданий из учебника
|
Учителем организована деятельность детей:
• по поиску, обработке информации;
• обобщению способов действия;
• постановке учебной задачи и т. д.
|
Взаимодействие ученика и учителя
|
Пассивное принятие информации обучающимися; субъект-объектные
отношения
|
Активное включение обучающихся в образовательный процесс;
постепенное выстраивание субъект-субъектных отношений
|
|
От ребенка требуется четкое выполнение задания и – часто –
краткий ответ на поставленный вопрос учителя
|
Детям предоставлена возможность вариативного выполнения
задания; учащиеся свободно выражают мысли, доказывают свою точку зрения, не
боятся высказывать мнения, противоположные мнению учителя
|
Адаптация к школьному обучению
|
Уровень тревожности обучающихся в адаптационный период
повышен
|
Наблюдается снижение уровня тревожности обучающихся в
адаптационный период
|
|
Средний срок адаптации обучающихся – 2 месяца
|
Средние сроки адаптации обучающихся – 3–5 недель
|
|
Вид ведущей деятельности детей в период адаптации – учебная
|
Виды ведущей деятельности детей в период адаптации – игровая
и проектная
|
Результаты обучения
|
Знания, умения и навыки приобретаются из учебников. Дети
справляются в основном со стандартными заданиями
|
Дети могут самостоятельно приобретать знания, умения и навыки,
умеют применять знания на практике, способны действовать в нестандартных
ситуациях
|
Оценка деятельности обучающихся
|
Осуществляется учителем
|
Учителем формируется адекватная самооценка детей; учащиеся
знакомы с критериями оценивания
(на начальной стадии), у них есть опыт самоконтроля
и самооценки
|
Приложение составлено по материалам ГОУ “СОШ с углубленным
изучением иностранного (английского) языка № 1297” г. Москвы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий