Простым языком для родителей о детской привязанности
Вот самая обычная ситуация: вы ждете гостей. Ваш ребенок тоже рад
предстоящему празднику, он помогает вам накрывать на стол, старательно
моет овощи, раскладывает салфетки, расцветает от похвалы. Это поведение
привязанности, он хочет быть с вами, хочет вам нравится, делать общее
дело.
Вот гости на пороге – и ребенок вдруг смущается, прячется за вас, вам
стоит труда уговорить его выйти и поздороваться. Это поведение
привязанности, он осторожен с чужими, не «своими», взрослыми и ищет
защиты у родителя.
Вы сидите за столом, увлечены интересным разговором, а ребенок словно с
цепи сорвался: шумит, бегает, дергает вас. Это поведение привязанности:
он испытывает тревогу, видя, что вашим вниманием завладел чужой человек и
хочет вашего внимания как подтверждения, что с вашими отношениями все в
порядке.
Вы теряете терпение, сердитесь на него и выставляете из комнаты. Он
громко плачет, бьется об дверь, начинается истерика. Это поведение
привязанности: вы дали ему понять, что можете оборвать связь с ним,
более того – символически прервали ее, закрыв дверь, он протестует изо
всех сил, стараясь восстановить связь..
Вам становится его жалко, вы идет к нему, обнимаете, ведете умыться. Он
еще какое-то время всхлипывает, потом обещает, что будет вести себя
хорошо и вы разрешаете ему остаться. Вскоре он затихает, свернувшись
калачиком у вас на коленях и правда больше не шалит. Это поведение
привязанности – связь восстановлена, напряжение спало, страх отпустил,
ребенок обессилен, а восстанавливать силы лучше всего рядом с родителем.
Возможно, вы никогда не думали об этом в таком ключе. Возможно, вам
казалось, или вам говорили окружающие, что это все происходит потому,
что ребенок избалованный, или невоспитанный, или вредничает, или
перевозбудился. На самом деле все проще и все серьезней. Ему просто
жизненно нужна связь с вами. Вот и все. Если это понимать и уметь видеть
то, как состояние ваших отношений влияет на состояние и поведение
ребенка, очень многие случаи «плохого» поведения предстанут своем в
другом свете.
Мы помним, что отношения ребенка с родителем для него еще более значимы,
чем для нас отношения с партнером, он еще больше зависит о того, чтобы
любовь родителя к нему была незыблема, как скала, чтобы эта связь не
могла быть прервана ни ошибкой, ни глупостью, ни несовершенством
характера, внешности, способностей.
Попытка установить ребенку «планку ожиданий» ввергает его в глубочайший
стресс, вызывает сильный протест. И вместо ожидаемого «педагогического
эффекта» своих нотаций и вразумлений мы получаем явный или скрытый
саботаж, а порой и парадоксальную реакцию: ребенок усиливает как раз то
поведение или качество, которым мы часто бываем недовольны. Как это
работает?
Представьте себе, что вы гуляете по тропе над пропастью (а это в
некотором смысле вообще метафора нашей жизни), и страхует вас прочная
веревка, которую держит с той стороны человек, которому вы абсолютно
доверяете, больше, чем себе. Именно так воспринимает ребенок свою
привязанность к родителю и родителя к нему. И вдруг вам кажется, что
веревка ослабла, провисла как-то. Что случилось? Отпустил? забыл?
бросил? Ушел? Спросить вы не можете, пойти разузнать тоже – страшно же
шаг ступить, без страховки-то. Что вы будете делать?
Правильно, дергать за веревку, в надежде, что она просто немного
провисла и сейчас снова натянется и станет прочной и надежной, как
раньше. Дергать с замиранием сердца – а вдруг дернешь, и окажется, что
на том конце ее выпустили? Но если не дернуть, то как узнать?
Вот именно это и делает ребенок, когда у него есть сомнение в прочности
привязанности. Дергает за веревку. Снова пробует то именно поведение,
которое, по опыту, ставит отношение к нему родителя под угрозу. «Ты
по-прежнему мой взрослый? – словно спрашивает он. – Даже если я вот так
делаю? Даже если я плохой? Я не могу жить в такой тревоге, ответь
скорее, чтобы я знал точно».
Если у родителя получается дать ребенку понять, что мол, ты, дорогой,
конечно, наломал дров, но не волнуйся, я тебя по-прежнему люблю, я с
тобой, можешь на меня рассчитывать, веревка прочна, – ребенок
успокаивается и может изменить поведение. Если взрослый в ответ тоже
заводится, сам попадает под власть тревоги «он теперь всегда будет так
делать, я плохой родитель, я не справляюсь, он меня не слушается, это он
назло, нужно быть пожестче с ним, чтоб неповадно было впредь» и все в
таком роде, – вопрос ребенка не снимается, а только становится острее.
А значит, следует ждать чего? Ага, повторения и того самого,
непереносимого для родителя поведения.
Людмила Петрановская, фрагмент из книги «Если с ребенком трудно»https://ok.ru/superfudyv/topic/70795070895533
Комментариев нет:
Отправить комментарий