четверг, 19 октября 2017 г.

Статья «Выразительное чтение стихотворений»


Л.Н.Ракитина, учитель начальных классов МАОУ СОШ №2, с. Абатское, Тюменская область

 На первый взгляд кажется, что выразительно читать стихотворения это очень просто. С детского сада дети слышат: «Читай стихотворение. Так, хорошо! А теперь прочти выразительно. Громко! Тихо! Выговаривая каждое слово! Выделяя голосом главные слова!»
Хорошо, если ребёнок интуитивно чувствует, как нужно прочитать то или иное стихотворение. А если интуиция молчит? Неужели ребёнок никогда не научится читать выразительно?
        Для того чтобы читать выразительно выясним, к какому жанру принадлежит произведение. Каждый жанр требует особого прочтения.
Выберем для работы над выразительностью стихотворение. Стихотворение – небольшое произведение,  отражающее переживания, чувства человека, вызванные каким – либо событием, и имеющее стихотворную форму, ритм и рифму, то есть деление на строки.
Во-первых, учитель должен  научить работать детей  над выразительностью стихотворения в определённой последовательности.
Этому может помочь памятка.


Памятка
Как подготовиться к выразительному чтению
  1. Перечитай внимательно текст. Вспомни содержание, мысли, чувства героев, автора.
  2. Определи своё отношение к героям, событиям.
  3. Мысленно представь себе их.
  4. Подумай, что будешь говорить при чтении слушателям, что хочет сообщить автор.
  5. Реши, как ты будешь использовать интонационные средства: тон, темп чтения, логические паузы, логические ударения.
  6. Потренируйся дома, читая текст вслух для себя. Представь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.
  7. Прочитай текст выразительно.
Во-вторых, детей нужно научить  выделять паузы  и ставить  логическое ударение, т. е. выделять голосом  особо значимое слово в строке.
Работа над выразительным чтением стихотворения
1. Пауза
        Для работы над выразительным чтением стихотворения очень важно делать паузы в нужном месте. Паузы бывают разной длительности. Самая большая пауза – после объявления названия стихотворения. Объявив название, надо сосчитать про себя до пяти. Иногда названием стихотворения является первая строка стихотворения. Если в тексте есть красная строка, то про себя надо считать до четырёх. Необходимы паузы при знаках препинания:
  • там, где запятая, пауза на счёт РАЗ;
  • Точка, тире, двоеточие – на счёт РАЗ, ДВА;
  • Вопросительные и восклицательные знаки требуют паузы
        на счёт РАЗ, ДВА, ТРИ.
        Это графически обозначено на таблице, которая вывешивается на доске.
                                                                        Таблица 1

                                                    1. Паузы
п/п
    Знаки препинания
               Счёт
      Обозначение
1
               ,
Раз
I
2
           .  -  :
Раз, два
II
3
             ?  !
Раз, два, три
III
4
Красная строка
Раз, два, три, четыре
IIII
5
После прочтения
     заглавия
Раз, два, три, четыре, пять
IIIII
  1. Логическое ударение
        При чтении голосом выделяют наиболее значимое слово. Познакомимся с таблицей 2.
                                                                           Таблица 2

                                    2.Логическое ударение
          обозначение              
Слова, на которые падает логическое ударение
Соединение строчек, интонационный перенос
Повышение тона
Понижение тона
      _______________
                    +
                            
        
        Эти таблицы должны быть перед глазами учащихся на первых этапах обучения выразительному чтению.
3. Графическая работа
        На текст стихотворения накладывается калька и проставляются условные знаки (см. таблицы 1, 2).
4. Чтение стихотворения учащихся в соответствии с расставленными знаками.
5. Наблюдение над аллитерацией
        Аллитерация – это повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность.
6. Настроение стихотворение
        - Какие слова в этом стихотворении самые важные, определяющие его настроение? Такие слова мы называем ключевыми.
        - Какой знак стоит в конце предложения? Как следует прочитать это стихотворение?
        - Как будем читать стихотворение – быстро или медленно, неторопливо?
7. Повторное чтение стихотворения учащимися
Работа над выразительным чтением стихотворения И. А. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги»
- Всё ли стихотворение мы будем читать в одном темпе?
-Какие строки читаются медленнее, а какие – быстрее?
     - С какой интонацией  читать последнюю строфу? Почему?
     - Расставьте паузы в стихотворении и подчеркните значимые слова.
( На текст стихотворения накладывается калька и проставляются условные знаки (см. таблицы 1, 2).)
Выразительное чтение стихотворения с расставленными паузами.
                                        * * *
                Густой зелёный ельник у дороги, I
                Глубокие пушистые снега. II
                В них шёл олень, I могучий, I тонконогий, I
                К спине откинув тяжкие рога. II
                Вот след его. II Здесь натоптал тропинок, I
                Здесь ёлку гнул и белым зубом скрёб – II
                И много хвойных крестиков,  I остинок +
                Осыпалось с макушки на сугроб. II
                Вот снова след, I  размеренный и редкий, I
                И вдруг – II  прыжок! III И далеко в лугу +
                Теряется собачий гон –  II и ветки, I
                Обитые рогами на бегу… III
                О, I как легко он уходил долиной! III
                Как бешено, I в избытке свежих сил, I
                В стремительности радостно-звериной +
                Он красоту от смерти уносил! III
        Если в начальной школе дети научатся читать выразительно, то это искусство они  пронесут через всю свою жизнь и смогут передать  другим. А заслуга учителя в этом будет очень велика.
Использованная литература
  1. Полная энциклопедия начальной школы.  Чтение – М.:ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 768с. – (Домашний репетитор).
  2. Шестипалова К. П. Изучение поэтического произведения в начальных классах: Поурочные разработки. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,  2003. – 208 с. – (Б – ка учителя начальной школы).
  3.  Айгишева А. В. Банк заданий к урокам чтения. Журнал «Начальная школа» 2004. № 12. 80 с.

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/12/15/statya-vyrazitelnoe-chtenie-stikhotvoreniy

Комментариев нет:

Отправить комментарий