Л.Н.Ракитина, учитель начальных классов МАОУ СОШ №2, с. Абатское, Тюменская область
На первый взгляд кажется, что выразительно читать стихотворения это очень просто. С детского сада дети слышат: «Читай стихотворение. Так, хорошо! А теперь прочти выразительно. Громко! Тихо! Выговаривая каждое слово! Выделяя голосом главные слова!»
Хорошо, если ребёнок интуитивно чувствует, как нужно прочитать то или иное стихотворение. А если интуиция молчит? Неужели ребёнок никогда не научится читать выразительно?
Для того чтобы читать выразительно выясним, к какому жанру принадлежит произведение. Каждый жанр требует особого прочтения.
Выберем для работы над выразительностью стихотворение. Стихотворение – небольшое произведение, отражающее переживания, чувства человека, вызванные каким – либо событием, и имеющее стихотворную форму, ритм и рифму, то есть деление на строки.
Во-первых, учитель должен научить работать детей над выразительностью стихотворения в определённой последовательности.
Этому может помочь памятка.
Памятка
Как подготовиться к выразительному чтению
- Перечитай внимательно текст. Вспомни содержание, мысли, чувства героев, автора.
- Определи своё отношение к героям, событиям.
- Мысленно представь себе их.
- Подумай, что будешь говорить при чтении слушателям, что хочет сообщить автор.
- Реши, как ты будешь использовать интонационные средства: тон, темп чтения, логические паузы, логические ударения.
- Потренируйся дома, читая текст вслух для себя. Представь, что ты произносишь текст перед слушателями и общаешься с ними.
- Прочитай текст выразительно.
Во-вторых, детей нужно научить выделять паузы и ставить логическое ударение, т. е. выделять голосом особо значимое слово в строке.
Работа над выразительным чтением стихотворения
1. Пауза
Для работы над выразительным чтением стихотворения очень важно делать паузы в нужном месте. Паузы бывают разной длительности. Самая большая пауза – после объявления названия стихотворения. Объявив название, надо сосчитать про себя до пяти. Иногда названием стихотворения является первая строка стихотворения. Если в тексте есть красная строка, то про себя надо считать до четырёх. Необходимы паузы при знаках препинания:
- там, где запятая, пауза на счёт РАЗ;
- Точка, тире, двоеточие – на счёт РАЗ, ДВА;
- Вопросительные и восклицательные знаки требуют паузы
на счёт РАЗ, ДВА, ТРИ.
Это графически обозначено на таблице, которая вывешивается на доске.
Таблица 1
1. Паузы
| |||
№
п/п
|
Знаки препинания
|
Счёт
|
Обозначение
|
1
|
,
|
Раз
|
I
|
2
|
. - :
|
Раз, два
|
II
|
3
|
? !
|
Раз, два, три
|
III
|
4
|
Красная строка
|
Раз, два, три, четыре
|
IIII
|
5
|
После прочтения
заглавия
|
Раз, два, три, четыре, пять
|
IIIII
|
- Логическое ударение
При чтении голосом выделяют наиболее значимое слово. Познакомимся с таблицей 2.
Таблица 2
2.Логическое ударение
| |
обозначение
| |
Слова, на которые падает логическое ударение
Соединение строчек, интонационный перенос
Повышение тона
Понижение тона
|
_______________
+
|
Эти таблицы должны быть перед глазами учащихся на первых этапах обучения выразительному чтению.
3. Графическая работа
На текст стихотворения накладывается калька и проставляются условные знаки (см. таблицы 1, 2).
4. Чтение стихотворения учащихся в соответствии с расставленными знаками.
5. Наблюдение над аллитерацией
Аллитерация – это повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность.
6. Настроение стихотворение
- Какие слова в этом стихотворении самые важные, определяющие его настроение? Такие слова мы называем ключевыми.
- Какой знак стоит в конце предложения? Как следует прочитать это стихотворение?
- Как будем читать стихотворение – быстро или медленно, неторопливо?
7. Повторное чтение стихотворения учащимися
Работа над выразительным чтением стихотворения И. А. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги»
- Всё ли стихотворение мы будем читать в одном темпе?
-Какие строки читаются медленнее, а какие – быстрее?
- С какой интонацией читать последнюю строфу? Почему?
- Расставьте паузы в стихотворении и подчеркните значимые слова.
( На текст стихотворения накладывается калька и проставляются условные знаки (см. таблицы 1, 2).)
Выразительное чтение стихотворения с расставленными паузами.
* * *
Густой зелёный ельник у дороги, I
Глубокие пушистые снега. II
В них шёл олень, I могучий, I тонконогий, I
К спине откинув тяжкие рога. II
Вот след его. II Здесь натоптал тропинок, I
Здесь ёлку гнул и белым зубом скрёб – II
И много хвойных крестиков, I остинок +
Осыпалось с макушки на сугроб. II
Вот снова след, I размеренный и редкий, I
И вдруг – II прыжок! III И далеко в лугу +
Теряется собачий гон – II и ветки, I
Обитые рогами на бегу… III
О, I как легко он уходил долиной! III
Как бешено, I в избытке свежих сил, I
В стремительности радостно-звериной +
Он красоту от смерти уносил! III
Если в начальной школе дети научатся читать выразительно, то это искусство они пронесут через всю свою жизнь и смогут передать другим. А заслуга учителя в этом будет очень велика.
Использованная литература
- Полная энциклопедия начальной школы. Чтение – М.:ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 768с. – (Домашний репетитор).
- Шестипалова К. П. Изучение поэтического произведения в начальных классах: Поурочные разработки. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с. – (Б – ка учителя начальной школы).
- Айгишева А. В. Банк заданий к урокам чтения. Журнал «Начальная школа» 2004. № 12. 80 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий