Я ведь не только колумнист "Российской газеты", я еще ее и читатель. И вот на прошлой неделе читаю интервью с новым министром образования и науки РФ Ольгой Васильевой. Пока министр только приступила к своим обязанностям, и оценивать мы можем не столько деятельность, сколь намерения. И еще - открытость. Мне кажется, очень важно, что министр образования открыто говорит о тех проблемах, которые стоят перед школой. Проблем много.
Во всех своих книжках и лекциях я, когда говорю о проблемах воспитания, всегда обращаюсь к родителям. В первую очередь потому, что убежден: именно родители в первую очередь отвечают за то, чтобы ребенок рос образованным, умным, счастливым, наконец. История про то, что мы отдадим своего ребенка в школу, и она его воспитает - не работает по разным причинам. Поэтому, как только в обществе опять вырастает интерес к школе, мне тут же хочется привлечь к разговору пап и мам.
Многие родители вздыхают: "Ну, нет у нас на детей времени". Честно скажу, не понимаю этих вздохов. Почему многим родителям искренно кажется, что даже для того, чтобы вырастить на даче помидор или картошку, нужно время, а ребенок вроде как сам по себе вырастет?
Некоторым папам я советую: впишите в свой органайзер такое ежедневное дело: общение с сыном (или дочкой). Некоторым кажется, что вот, мол, сделаю все свои дела, тогда и до ребенка руки дойдут. Не доходят... А так - может лучше организуетесь? Что хотите делайте, но найдите его. Сами по себе, без внимания, вырастают только сорняки. Вы отдаете себе отчет в том, что когда вы не тратите на свое чадо ни времени, ни сил, он вырастает сорняком?
Чего более всего не хватает современному школьнику? Человеческого отношения
Чего более всего не хватает современному школьнику? На мой взгляд, человеческого отношения. Обратите внимание: практически все изменения в школе происходят без учета мнения школьников. Парадоксальная ситуация, не так ли? Взрослые решают за детей, как им будет лучше.
Не только в России, но и во многих странах мира укрепилась философия, что ребенок - это не человек, а некое существо, которое позже станет человеком. Между тем дети - это люди. Они не готовятся к жизни, но уже живут. Здесь и сейчас страдают, радуются, негодуют, мучаются...
Когда родители ругают человека за двойку, он страдает ничуть не меньше, чем, скажем, его папа, которого ругает начальник. Но почему-то детские переживания нам кажутся несерьезными. Хотя подчас именно они оказывают решающее влияние на всю человеческую жизнь.
Родители должны видеть в своем чаде не объект для воспитания, а живого мятущегося человека. Такой взгляд - это главная защита ребенка.
Ко мне на консультацию приходят родители, у которых потерян контакт с собственными детьми. Очень часто я спрашиваю их: "А вы знакомы с собственным ребенком? Вы знаете, какие проблемы его мучают? Вам известно, о чем он думает, чем тревожится? С кем дружит? Чем интересуется?" Увы, нередко у родителей нет ответа на эти вопросы.
Неприятная тенденция последнего времени: все чаще родители задают вопрос: "Я не знаю, о чем говорить со своим сыном или дочкой". Представляете? Как такое может быть? Запросто, если в сыне или дочке не видеть человека, не видеть личности. С объектом для воспитания общаться невозможно, а с личностью, наоборот, невозможно не общаться.
Нашим детям категорически не хватает общения. И не стоит кивать на Интернет - мол, им там интереснее. Им там интереснее, когда ни в школе, ни дома их не замечают. Куда ж им еще деваться?
С объектом для воспитания общаться невозможно. С личностью наоборот - невозможно не общаться
Например, родители боятся говорить детям о своих проблемах. Но откуда же ребенок будет знать, что надо делиться с близкими своими вопросами, если близкие этого не делают?
Сегодня снова заговорили о необходимости профориентации в школе. Очень правильно. Но в той ситуации, которая существует сейчас, именно родители должны помочь найти ребенку свое призвание.
Что такое призвание? Это желание, невероятное стремление делать что-то. Вот главный критерий. Не деньги, которые потенциально будут зарабатываться, а именно - желание. И именно родители должны помочь ребенку его разглядеть.
Великий педагог прошлого Иоганн Генрих Песталоцци придумал свой метод воспитания и обучения, который назвал "метод природосоответствия". Он считал, что ребенка надо учить не тому, что представляется важным нам, взрослым. А тому, к чему у него самого лежит душа. Задача разглядеть это и развить. И тогда наступает - не побоюсь этого слова - счастье.
Ребенок, который обрел призвание, принципиально отличается от того, у кого не получилось это сделать. Например, перед ним не стоит пресловутая проблема оторваться от компьютера - у него просто нет времени, он занят любимым делом. Он уважает себя потому, что при деле. Ему интересно жить.
К слову сказать, Песталоцци считал, что человек должен обрести призвание - внимание! - в пять-семь лет. Ну, хорошо. В десять. В двенадцать. Но не в шестнадцать, когда школьник вместе с родителями выбирает не призвание, а вуз. Родители отдают себе отчет в том, что если ребенок, оканчивая школу, не знает, чем ему заняться, - он вырастает в несчастного человека? И разве тот факт, что вокруг немало таких людей, оправдывает тот факт, что наше конкретное чадо не будет счастливо?
Задайте себе простой вопрос: часто ли вы сосредотачиваетесь на собственном чаде? Думаете о нем? Тратите свое время на него? Нет никого, кто мог бы проверить ваш ответ. Кроме самого ребенка. То, каким он вырастет, и будет ответом на эти важнейшие вопросы.
Источник: https://rg.ru/2016/11/27/chego-bolshe-vsego-ne-hvataet-sovremennomu-shkolniku.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий