четверг, 12 мая 2016 г.

Портфолио школьника

Портфолио
   — новая форма контроля и оценки достижений учащихся, его характеристика, доказательство прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности, включая самооценку.
   (Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Технология портфолио в системе педагогической диагностики. - Самара, 2004. С. 5)
Синонимы:

"Портфолио" в словарях:
  • портфолио — сущ., кол-во синонимов: 2 – собрание, фотопортрет (Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 ).
  • Портфолио — англ. portfolio портфель, папка для важных дел или документов собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах фирмы или специалиста (обычно художника, архитектора, фотографа, фотомодели и …   (Словарь бизнес-терминов).
  • Портфолио — В Викисловаре есть статья «портфолио» Портфолио (итал. portfolio  портфель, папка для документов → англ. )  собрание образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых услугах организации (фирмы) или специалиста… …   (Википедия).
  • портфолио — портфолио, нескл., муж. и ср …   Русский орфографический словарь
  • Портфолио — (от англ. portfolio – портфель, папка, «дело») – 1. Архив выполненных работ, подготовленный для показа потенциальному покупателю у дизайнеров, фотографов и видеооператоров. 2. Собрание документов, содержащих информацию о личностных достижениях и… …   (Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшенз).
  • Портфолио - анализ — анализ распределения деятельности предприятия по отдельным стратегиям относительно продуктов и рынков. Академик.ру. 2001 …   (Словарь бизнес-терминов).
  • Международное портфолио ревю — Портфолио ревю сложившаяся в 1970‑1990‑е годы успешно действующая модель развития образования и строительства фотографического сообщества. Портфолио ревю дает молодым фотографам возможность показать свои работы ведущим деятелям мирового… …   (Энциклопедия ньюсмейкеров).
  • Веб-портфолио — У этого термина существуют и другие значения, см. Портфолио. Веб портфолио (веб портфель, web portfolio)  это веб базированный ресурс, который отражает рост учебных или профессиональных достижений владельца. Веб портфолио школьника и… …   (Википедия).

Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений
Показатель динамики образовательных достижений — один из основных показателей в оценке образовательных достижений. На основе выявления характера динамики образовательных достижений обучающихся можно оценивать эффективность учебной деятельности, работы учителя или  образовательной организации, системы образования в целом. При этом наиболее часто реализуется подход, основанный на сравнении количественных показателей, характеризующих результаты оценки, полученные в двух точках образовательной траектории обучающихся.
Оценка динамики образовательных достижений, как правило, имеет две составляющие: педагогическую, понимаемую как оценку динамики степени и уровня овладения действиями с предметным содержанием, и психологическую, связанную с оценкой индивидуального прогресса в развитии ребёнка.
Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфель достижений обучающегося. Как показывает опыт его использования, портфель достижений может быть отнесён к разряду аутентичных индивидуальных оценок, ориентированных на демонстрацию динамики образовательных достижений в широком образовательном контексте (в том числе в сфере освоения таких средств самоорганизации собственной учебной деятельности, как самоконтроль, самооценка, рефлексия и т. д.).
Портфель достижений — это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
–                    поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся;
–                    поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
–                    развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности обучающихся;
–                    формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Портфель достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в различных областях. Портфель достижений является оптимальным способом организации текущей системы оценки. При этом материалы портфеля достижений должны допускать независимую оценку, например при проведении аттестации педагогов.
В состав портфеля достижений могут включаться результаты, достигнутые обучающимся не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно­оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.
В портфель достижений учеников начальной школы, который используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы.
1. Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися занятий, реализуемых в рамках образовательной программы  образовательной организации.
Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированныхработ по отдельным предметам.
Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть:
–                    по русскому, родному языку и литературному чтению, литературному чтению на родном языке, иностранному языку — диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т. п.;
–                    по математике — математические диктанты, оформленные результаты мини‑исследований, записи решения учебно­познавательных и учебно­практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счёта, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
–                    по окружающему миру — дневники наблюдений, оформленные результаты мини­исследований и мини­проектов,интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
–                    по предметам эстетического цикла — аудиозаписи, фото­ и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям,иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний­описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
–                    по технологии — фото­ и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний­описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
–                    по физкультуре — видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.
2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.)за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя­предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя­предметники, школьный психолог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательных отношений.
3. Материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеурочнойидосуговой деятельности, например результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, поделки и др. Основное требование, предъявляемое к этим материалам, — отражение в них степени достижения планируемых результатов освоения примерной образовательной программы начального общего образования.
Анализ, интерпретация и оценкаотдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего образования, закреплённых в ФГОС НОО.
Оценка как отдельных составляющих, так и портфеля достижений в целом ведётся на критериальной основе, поэтому портфели достижений должны сопровождаться специальными документами, в которых описаны состав портфеля достижений; критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы, и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника. Критерии оценки отдельных составляющих портфеля достижений могут полностью соответствовать рекомендуемым или быть адаптированы учителем применительно к особенностям образовательной программы и контингента детей.
При адаптации критериев целесообразно соотносить их с критериями и нормами, представленными в примерах инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов, естественно, спроецировав их предварительно на данный этап обучения.
По результатам оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, делаются выводы:
1) о сформированности у обучающегося универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования в основной школе;
2) о сформированности основ умения учиться, понимаемой как способность к самоорганизации с целью постановки и решения учебно­познавательных и учебно­практических задач;
3) об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно­смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.

2 Пример портфолио 1


Как сделать портфолио для школьника?
С 2011 года практически во всех общеобразовательных учреждениях оформление портфолио ученика является обязательным. Составлять его необходимо уже в начальной школе. Понятно, что для первоклассника это будет трудным заданием, поэтому в основном приготовление этого документа ложиться на плечи родителей. И вполне естественно, что у многих из них возникнет вопрос, как оформить портфолио школьника.
Как выглядит портфолио школьника?
Портфолио называют собрание документов, фотографий, образцов работ, иллюстрирующих знания, умения, навыки человека в какой-либо деятельности. Детское портфолио для школьника дает информацию о самом ребенке, его окружении, успеваемости в школе, участии в различных школьных и внешкольных мероприятиях. Оно демонстрирует его успехи в творчестве, спорте, увлечении. Школа поясняет цель создания портфолио школьника начальных классов тем, что в процессе работы ребенок осмысливает свои первые достижения и возможности, у него появляется стимул дальнейшего развития способностей. Эта работа поможет ему при переходе в другую школу. Кроме того, портфолио одаренного ребенка дает в дальнейшем больше шансов при поступлении в высшее учебное заведение.
Существует 3 вида портфолио школьника:
  • портфолио документов, содержащее материал о достижениях ребенка в виде сертифицированных документов (аттестат, сертификаты, премии, награды);
  • портфолио работ, представляющее собой собрание творческих, учебных или проектных работ школьника;
  • портфолио отзывов, состоящее из характеристик отношения ученика к видам деятельности.
Наиболее информативным и распространенным является комплексное портфолио, включающее все перечисленные виды.
Как составить портфолио школьника?
Выполнить портфолио для школьника своими руками не так уж и трудно, понадобятся фантазия и желание творить, а также сотрудничество ребенка с родителями.
Структура любого портфолио подразумевает титульный лист, разделы и приложения. Вы можете купить готовые бланки в книжном магазине и заполнять их от руки. Как вариант, разработать дизайн самому в программах Photoshop, CorelDraw, или в Word.
  1. На титульном листе для портфолио школьника указывается фамилия и имя ребенка, его возраст, номер и название школы, класс, добавляется фото.
  1. Далее оформляется раздел («Мой мир» или «Мой портрет»), включающий в себя биографию ученика, информацию о его имени, семье, друзьях, увлечениях, родном городе, школе и т.д. Материал подается в виде коротких эссе и сопровождается фотографиями.
  1. Следующим составляется раздел «Моя учеба», в котором отражается успеваемость ребенка, описываются учителя и любимые школьные предметы, с прилагающимися примерами удачных сочинений, решенных задач.
  1. В портфолио школьника начальной школы описывается и участие в различных школьных и внешкольных мероприятиях, конкурсах, спортивных соревнованиях, олимпиадах и интеллектуальных играх с указанием названия, даты проведения, и прикреплением фото. Обязательно прилагаются оригиналы или копии медалей, грамот и дипломов, которыми ребенок был награжден. Этот раздел называется «Мои достижения».
  1. Если ребенок увлекается каким-либо творчеством, это можно отразить в разделе «Мои увлечения» или «Мое творчество» с собственными стихами и рассказами, фотографиями поделок, рисунков и т.д.
  1. Возможно включение раздела «Мои впечатления» с описанием посещения выставок, театра, кинотеатра, экскурсий.
  1. В разделе «Отзывы и пожелания» прилагаются отзывы учителей, организаторов, одноклассников.
  2. И обязательным является в портфолио школьника содержание с указанием номера страницы каждого раздела.
Со временем портфолио ребенка необходимо пополнять новыми демонстрациями успехов и достижений.

Источник: http://womanadvice.ru/kak-sdelat-portfolio-dlya-shkolnika#ixzz3xEzuhW00
Журнал WomanAdvice - советы на все случаи жизни

Комментариев нет:

Отправить комментарий