воскресенье, 27 декабря 2015 г.

О ВОЗРАСТНЫХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЯХ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА


(родителям первоклассников)
Первый год учёбы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребёнок в дальнейшем. Первый класс – серьёзное испытание как для ребёнка, так и для родителей.
Наиболее сложный период – начало школы. Приспособление к школе длиться 1,5 месяца. Обучение в школе неизбежно влечёт за собой резкое изменение всего образа жизни ребёнка и предъявляет серьёзные требования к его физическому и психическому здоровью. Поэтому родители должны знать и учитывать психофизиологические особенности младших школьников для сохранения благоприятной динамики работоспособности ребёнка. Иногда родители предъявляют повышенные требования к детям, стремятся к их взрослению, не учитывая возрастных, индивидуальных особенностей детей.

Младший школьный возраст – период от 7 до 10 лет. Это переходный период, когда ребёнок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника. Эти качества уживаются в его поведении в противоречивых сочетаниях. Как любое переходное состояние, данный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать.
У детей младшего школьного возраста скорость роста в длину резко падает по сравнению с предыдущим периодом. Если во время полоростового  скачка ребёнок вырастал в среднем на 5 см в год, то в возрасте 7 – 10 лет – лишь на 2 – 3 см. Обменные процессы достаточно стабильны. За сутки организм ребёнка расходует от 1000 до 3000 кКал/сут. На индивидуальных обменных процессах базируются рациональные нормы питания. Именно в этом возрасте начинает отчётливо проявляться избыточный вес, связанный с тем, что излишек потребляемой с пищей энергии не используется в обменных процессах, а откладывается в виде жира. Избыточное количество жира создаёт дополнительные трудности организму, особенно при движении, что отражается на состоянии сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата: увеличивается вероятность нарушения осанки и появления плоскостопия, а также раннего диабета. Следует знать, что на возраст 8 – 9 лет приходятся важные преобразования пищеварительной системы. Нарушение режима питания, несоблюдение основных правил при выборе пищевых продуктов, их приготовлении приводят к хроническим заболеваниям желудочно-кишечного тракта.
В 6 – 7 лет идёт интенсивное развитие опорно-двигательной системы. Идёт формирование всех изгибов позвоночника (шейного, грудного, поясничного). Но окостенение скелета ещё не закончено, отсюда большая гибкость скелета. А это большие возможности для занятий физкультурой и спортом.
Но эта особенность таит и отрицательные последствия при отсутствии нормальных условий для физического развития. Вот почему необходимо следить за соразмерностью мебели, за которой сидит школьник, за правильной посадкой за столом и партой – это важнейшие условия нормального физического развития ребёнка, его осанки, условии всей его дальнейшей работоспособности.
Если представит, какую нагрузку испытывает опорно-двигательный аппарат, когда детям необходимо удерживать «сидячую позу», то можно понять, почему наши дети непоседы. На возраст 7 – 9 лет приходится максимум игровой двигательной активности детей. Поэтому на переменах дети стремятся компенсировать вынужденную неподвижность на уроке, что обусловлено их физиологическими потребностями.
Сами дети предпочитают игры, развивающие ловкость и скоростно-силовые качества. У детей младшего школьного возраста не закончено формирование костей грудной клетки. Если ребёнок не следит за положением своего тела (сидит, тяжело облокотившись на край стола, парты при рисовании, письме), то это может привести к нарушению осанки. Позвоночник очень чувствителен ко всем деформирующим воздействиям.
Следите:
·        за соразмерностью мебели
·        за весом ранца
·        за осанкой детей
·        за двигательной активностью
У младших школьников энергично крепнут мышцы и связки. Но крупные мышцы развиваются раньше, чем мелкие. Поэтому дети способны к более сильным размашистым движениям (бег, прыжки, катание на коньках и т. д.), но трудно справляются с мелкими, требующим точности.
Окостенение фаланг кисти руки заканчивается к 9 – 11 годам, а запястья – к 10 – 12 годам. Отсюда понятно, почему младший школьник с большим трудом справляется с письменными заданиями. У него быстро утомляется кисть руки, он не может писать очень быстро и чрезмерно длительно.
При выполнении графических заданий важно следить:
·        за правильным положением тетради
·        за положением ручки
·        важна не быстрота выполнения заданий и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения
·        за продолжительностью работы (работа 3 – 5 минут, затем отдых, переключение)
Необходимо помнить:
  • не следует перегружать ребёнка письменными заданиями
  • желание переписать плохо выполненное задание не улучшает результата, рука быстро утомляется, теряет работоспособность
  • следует уделять внимание общему развитию движений руки (лепка, вязание, мозаика, работа с ножницами, раскрашивание, штрихование)

У младшего школьника интенсивно растёт и хорошо снабжается кровью сердечная мышца, поэтому оно сравнительно выносливо. Благодаря большому диаметру сонных артерий головной мозг получает достаточное количество крови, что является важным условием его работоспособности.
Вес головного мозга заметно увеличивается после 7 лет. Особенно увеличиваются лобные доли мозга, играющие большую роль в формировании высших и сложных функций психической деятельности человека. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения.
Торможение (основа самоконтроля) становится более заметным, чем у дошкольников. Однако склонность к возбуждению очень велика – отсюда непоседливость младших школьников. Сознательная и разумная дисциплина, систематичность требований взрослых являются необходимыми внешними условиями формирования у детей нормального взаимоотношения процессов возбуждения и торможения. Вместе с тем к 7 годам их общий баланс соответствует новым школьным требованиям к дисциплине, усидчивости, выдержке.
Часто родители жалуются, что занятия – сплошное мучение, что дети очень невнимательны, не могут работать и не отвлекаться. Так что несовершенство внимания – естественная возрастная особенность младшего школьника.
У первоклассников – незрелость внимания, невелик его объём. Ребёнок может или слушать, или приостановить работу, или наоборот. К 3-му классу механизмы внимания достигают зрелости, возрастает объём внимания, его устойчивость, прогрессирует распределение внимания, а развивается оно в процессе учебной деятельности.
У младших школьников развито непроизвольное внимание. Дети обращают внимание лишь на то, что им интересно, что привлекает яркостью и необычностью. Способность поддерживать внимание к абстрактным, отвлечённым вещам формируется  9 – 10 годам. Это должны помнить родители. Если хотите чему-либо научить ребёнка, создайте ситуацию, в которой цель научения эмоционально значима для ребёнка. Простейший вариант – похвала за старание выполнить задание взрослого или удивление, что всё выполнено замечательно. Можно ввести элемент игры, соревновательность.
Часто родители замечают, что через 10 минут серьёзного занятия ребёнок приходит к двигательному беспокойству. Одними окриками и замечаниями отвлекаемость детей не одолеть. Запомните важную мысль: внимание поддерживается интересом.
Формирование механизмов произвольного внимания сказывается на возможностях запоминания материала. В 9 – 10 лет увеличивается объём памяти. На этом этапе обучения нужно приучить ребёнка к самостоятельному творческому действию, соответствующему познавательным потребностям. 9 – 10 летние дети могут многое воспринять, многому научиться, овладеть навыками и знаниями, что предотвращает трудности дальнейшей учёбы.
Подготовка к школе и успех взаимосвязаны. Чем больше родители уделяют внимания детям, тем выше родительский уровень притязаний: тем больше надежд, желания успеха, только успеха. Но к сожалению, желания родителей не столь часто совпадают с возможностями детей. Очень горьким бывает разочарование, огорчение, растерянность, когда на малыша возлагали столько надежд, а он их не оправдал, и неудачи идут одна за другой. А причины этих неудач могут быть не в уровне интеллектуального развития, а в возрастных особенностях, в резервах его организма, в состоянии здоровья.
Поэтому первые неудачи ребёнка, помноженные не непонимание и нетерпение взрослых, могут отбить у малыша желание учиться. Поэтому столь важны в адаптационный период поддержка и терпение родителей. Не должно быть места раздражению, окрикам, выяснению отношений, наказанию, ведь это дополнительные стрессовые ситуации, это ребячья боль от непонимания и обиды.
Советы:
  • если вы хотите развить у ребёнка те или иные качества, старайтесь относиться к нему так, словно они у него есть
  • пусть у вас никогда не опускаются руки, вы должны верить в своего ребёнка
  • помните, что все дети при освоении новой деятельности проходят следующие стадии:
o   не понимают, чего от них хотят
o   понимают, но не получается
o   кое-что получается

o   получается всё лучше и лучше

Комментариев нет:

Отправить комментарий