Актуально
сегодня говорить о необходимости
осуществления компетентностного подхода в образовании.
В современной школе возрастает
значимость подготовки ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности.
Материалы по организации исследовательской деятельности младших школьников,
публикуемые в педагогической и методической литературе, опыт работы отдельных
учителей начальной классов помогли нам создать свою систему работы в данном
направлении. При организации исследовательской деятельности младших школьников
учитываем следующие условия:
–
целенаправленность;
–
систематичность;
–
мотивированность;
–
психологический климат (благоприятный для напряженной исследовательской
деятельности);
–
создание творческой атмосферы;
–
учет возрастных особенностей детей.
Организуя исследовательскую
деятельность учащихся, мы придерживаемся того, что работа по развитию
исследовательских умений детей может проходить как на уроках, так и во
внеурочное время. В этом нам помогает наша УМС « Школа России». С целью
формирования исследовательских умений детей чаще используем материал уроков
окружающего мира, литературного чтения, трудового обучения. Также постоянно
используем исследовательские методы в преподавании отдельных тем в рамках
уроков русского языка и математики.
Проблемное обучение, которое
организуется на уроках, способствует, но не может в полной мере помочь детям
стать настоящими исследователями. Рамки традиционного урока, как правило,
ограничивают детей в возможности использовать различные источники при работе с
информацией. Значительно расширить поле исследовательской деятельности для
детей позволяют дополнительные занятия с учащимися начальных классов во
внеурочное время.
Работу во внеурочное время по организации
исследовательской деятельности учащихся строим по трем направлениям.
Первое направление – индивидуальная
работа. Она предусматривает работу в двух аспектах:
–
индивидуальные задания отдельным учащимся по подготовке разовых докладов,
устных сообщений, по проведению простейших опытов, экспериментов, наблюдений, в
подборе литературы, помощи другим детям в подготовке сообщений, в изготовлении
наглядных пособий для изучения новой темы и др.;
–
работа с учащимися по отдельной программе: помощь в подборе темы исследования,
определении круга проблем, подборе необходимой литературы, в планировании
работы, которую будет проводить ребенок и т.д.
Второе направление – групповая работа.
Она включает в себя работу над организацией исследований, совместных
исследовательских проектов, где целесообразнее подключить к работе сразу
несколько детей.
Третье направление – массовая работа с
детьми. В рамках данного направления организуются встречи с интересными людьми,
проводятся общешкольные фестивали проектов учащихся начальной школы. С 2012 года они
проходят ежегодно, и нынче фестиваль был организован в школе в четвертый раз.
Учебный
год
|
Дата
проведения
|
Количество
проектов
|
Количество
руководителей
|
%
от уч. нач .школы
|
Количество детей
|
Выступления
на город
|
+
ОРКиСЭ
|
2011-2012
|
09.04.12
|
8
|
6
педагогов
|
54,5%
|
32
|
4
|
1
|
2012-2013
|
03.04.13
|
10
|
7
педагогов
|
63,6%
|
28
|
4
|
1
|
2013-2014
|
04.04.14
|
16
|
8
педагогов + 1 родитель
|
72,7%
|
36
|
4
|
1
|
2014-2015
|
03.04.15
|
12
|
7
педагогов
|
63,6%
|
22
|
3
|
-
|
Таблица
1. Результаты в ходе общешкольного фестиваля проектов в начальной школе
Исследовательская практика ребенка в
нашей школе интенсивно развивается и в
сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.
Второй год в школе ведется курс «Учусь создавать проекты», /авторы
Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова/. Программа данного курса представляет систему
интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся начальных классов и
рассчитана на четыре года обучения.
Курс «
Учусь писать проект» сопровождается
рабочей тетрадью и методическими рекомендациями для учителя. Цель программы: создание условий для успешного
освоения учениками основ
исследовательской деятельности. Для занятий подобран материал визуального ряда,
интегрирован подход в организации занятий, который способствует развитию
умственных способностей и личностных качеств
Основные задачи курса:
1.Развивать исследовательские
способности.
2.Повышать степень самостоятельности в
деятельности.
3.Повышать степень самооценки ребёнка,
максимальное развитие его индивидуальных возможностей.
4.Развивать мотивацию для дальнейшего
творческого роста ребёнка.
5.Формировать и развивать
коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе,
работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою
работу и деятельность одноклассников.
6. Формировать навыки применения
полученных знаний в практической деятельности.
В ходе реализации данного этапа
деятельности, обучающиеся должны овладеть
специальными знаниями,
умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:
-видеть проблемы;
-ставить
вопросы;
-выдвигать
гипотезы;
-давать
определение понятиям;
-классифицировать;
-наблюдать;
-проводить
эксперименты;
-делать
умозаключения и выводы;
-структурировать материал;
-готовить
тексты собственных докладов;
-объяснять,
доказывать и защищать свои идеи.
В качестве самооценки своей
деятельности обучающимися используется карта «Мои достижения». В ней ребёнку предлагается оценить свой
проект с помощью определенных критериев.
Учебный год
|
Классы
|
Педагоги
|
Количество детей
|
2013-2014
|
1-а,1-б
|
Тупицына
С.Н.
Смирнова
Ю.В.
|
50
( 25,3%)
|
2014-2015
|
1-а,1-б,
1-в, 2-а, 2-б
|
Тупицына
С.Н.
Смирнова
Ю.В
Мельцова
С.В.
Белоногова
Г.Ю.
Юрьева
Е.В.
|
118
( 52,2%).
|
Таблица
2. Реализация курса «Учусь создавать
проекты»
Всего изучает этот курс 118 детей ( 52,2%).
Мы считаем, что исследовательская
деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников
образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для
работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения,
развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и
удовлетворения своих потребностей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий