понедельник, 15 июня 2015 г.

Исследовательская деятельность младших школьников в нашей школе

Актуально сегодня говорить  о необходимости осуществления компетентностного подхода в образовании.
       В современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности. Материалы по организации исследовательской деятельности младших школьников, публикуемые в педагогической и методической литературе, опыт работы отдельных учителей начальной классов помогли нам создать свою систему работы в данном направлении. При организации исследовательской деятельности младших школьников учитываем следующие условия:

– целенаправленность;
– систематичность;
– мотивированность;
– психологический климат (благоприятный для напряженной исследовательской деятельности);
– создание творческой атмосферы;
– учет возрастных особенностей детей.
        Организуя исследовательскую деятельность учащихся, мы придерживаемся того, что работа по развитию исследовательских умений детей может проходить как на уроках, так и во внеурочное время. В этом нам помогает наша УМС « Школа России». С целью формирования исследовательских умений детей чаще используем материал уроков окружающего мира, литературного чтения, трудового обучения. Также постоянно используем исследовательские методы в преподавании отдельных тем в рамках уроков русского языка и математики.
        Проблемное обучение, которое организуется на уроках, способствует, но не может в полной мере помочь детям стать настоящими исследователями. Рамки традиционного урока, как правило, ограничивают детей в возможности использовать различные источники при работе с информацией. Значительно расширить поле исследовательской деятельности для детей позволяют дополнительные занятия с учащимися начальных классов во внеурочное время.
      Работу во внеурочное время по организации исследовательской деятельности учащихся строим по трем направлениям.
       Первое направление – индивидуальная работа. Она предусматривает работу в двух аспектах:
– индивидуальные задания отдельным учащимся по подготовке разовых докладов, устных сообщений, по проведению простейших опытов, экспериментов, наблюдений, в подборе литературы, помощи другим детям в подготовке сообщений, в изготовлении наглядных пособий для изучения новой темы и др.;
– работа с учащимися по отдельной программе: помощь в подборе темы исследования, определении круга проблем, подборе необходимой литературы, в планировании работы, которую будет проводить ребенок и т.д.
        Второе направление – групповая работа. Она включает в себя работу над организацией исследований, совместных исследовательских проектов, где целесообразнее подключить к работе сразу несколько детей.
       Третье направление – массовая работа с детьми. В рамках данного направления организуются встречи с интересными людьми, проводятся общешкольные фестивали проектов  учащихся начальной школы. С 2012 года они проходят ежегодно, и нынче фестиваль был организован в школе  в четвертый раз.

Учебный год
Дата проведения
Количество проектов
Количество руководителей
% от уч. нач .школы
Количество  детей
Выступления на город
+ ОРКиСЭ
2011-2012
09.04.12
8
6 педагогов
54,5%
32
4
1
2012-2013
03.04.13
10
7 педагогов
63,6%
28
4
1
2013-2014
04.04.14
16
8 педагогов + 1 родитель
72,7%
36
4
1
2014-2015
03.04.15
12
7 педагогов
63,6%
22
3
-
Таблица 1. Результаты в ходе общешкольного фестиваля проектов в начальной школе
       Исследовательская практика ребенка в нашей  школе интенсивно развивается и в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.
      Второй год в школе ведется  курс «Учусь создавать проекты», /авторы Р.И.Сизова, Р.Ф.Селимова/. Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения.
        Курс  « Учусь писать проект»  сопровождается рабочей тетрадью и методическими рекомендациями для учителя.  Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ  исследовательской деятельности. Для  занятий  подобран материал визуального ряда, интегрирован подход в организации занятий, который способствует развитию умственных способностей и личностных качеств
       Основные задачи курса:
1.Развивать исследовательские способности.
2.Повышать степень самостоятельности в деятельности.
3.Повышать степень самооценки ребёнка, максимальное развитие его индивидуальных возможностей.
4.Развивать мотивацию для дальнейшего творческого роста ребёнка.
5.Формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
6. Формировать навыки применения полученных знаний в практической деятельности.
       В ходе реализации данного этапа деятельности, обучающиеся должны овладеть
специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:
 -видеть проблемы;
-ставить вопросы;
-выдвигать гипотезы;
-давать определение понятиям;
-классифицировать;
-наблюдать;
-проводить эксперименты;
-делать умозаключения и выводы;
 -структурировать материал;
-готовить тексты собственных докладов;
-объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
        В качестве самооценки своей деятельности обучающимися используется карта «Мои достижения».  В ней ребёнку предлагается оценить свой проект с помощью определенных критериев.

Учебный год
Классы
Педагоги
Количество детей
2013-2014
1-а,1-б
Тупицына С.Н.
Смирнова Ю.В.
50 ( 25,3%)
2014-2015
1-а,1-б, 1-в, 2-а, 2-б
Тупицына С.Н.
Смирнова Ю.В
Мельцова С.В.
Белоногова Г.Ю.
Юрьева Е.В.
118 ( 52,2%).
Таблица 2.  Реализация курса «Учусь создавать проекты»
Всего  изучает этот курс  118 детей ( 52,2%).
         Мы считаем, что исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.


Комментариев нет:

Отправить комментарий