Неуспеваемость - это результат невнимания, безразличия по
отношению к ребенку его семьи, учителей. Ведь возникающие трудности надо
учиться преодолевать не без помощи взрослых, разумеется, что позволит сохранить
школьнику физическое и психическое здоровье.
Проблема школьной неуспеваемости -
одна из центральных в педагогике и педагогической психологии. Школьная
неуспеваемость может быть
следствием причин как непсихологического
характера (семейно-бытовые
условия,
педагогическая запущенность, низкий уровень образования родителей),
так и психологического (недостатки
в познавательной, потребностно-мотивационной сферах, индивидуальные
психологические особенности учащегося).
Ю.К.Бабанским еще в 70-е гг. ХХ века была обоснована основная причина школьной неуспеваемости
– это несоответствие
интеллекта ребенка системе обучения в школе. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической
запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности,
противоречащих требованиям школы, общества.
Неуспеваемость - сложное и многогранное
явление школьной
действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении. [1;234]. К
сожалению, в большинстве педагогических исследований упор сделан на
сформировавшуюся неуспеваемость. Хотя
неуспеваемость школьника – это результат складывающегося непонимания в процессе
изучения темы/раздела, предмета в целом. Так как с этим явлением сталкиваются
все педагоги без исключения, данная тема весьма актуальна и на сегодняшний день.
Школьная
неуспеваемость бывает ранней и поздней. Так называемая ранняя неуспеваемость
возникает с самого начала обучения, еще в 1-м классе. Причины отставания в
учении в это время разнообразны.
Довольно много
детей оказываются неспособными успешно учиться из-за педагогической
запущенности. С ними недостаточно занимались перед поступлением в школу, и они
не приобрели умений, необходимых первокласснику. Они плохо читают и считают, а
иногда совсем не умеют этого делать. Педагогически запущенные дети чаще всего
воспитываются в неблагополучных семьях, где им мало уделяют внимания. Обычный
стиль воспитания в таких случаях — гипоопека. Ребенок, оставленный на попечение
бабушки или кого-то из родителей и лишенный с раннего детства заботы и контроля
не посещающий детский сад, оказывается в самом тяжелом положении: он не только
не умеет читать, считать и писать, но и не знает элементарных вещей. При
поступлении в школу ему трудно ответить на вопросы: где и кем работают его
родители, где он живет (назвать точный адрес и т. п.). Если ребенок посещал
детский сад, ситуация более благоприятна: он смог получить больше знаний и
обладает определенными умениями; уровень его подготовки к школе зависит от
качества детсадовских занятий.
Менее
распространенные причины школьной неуспеваемости — недостаточная подготовка к
школе больных детей. Дошкольники, тяжело или часто болеющие, требуют особого
внимания. Когда они проходят курс лечения, лежат в больнице или просто дома,
они, как правило, не занимаются. Когда они выздоравливают, их нужно включать в
занятия, но очень осторожно, избегая перегрузок. Если ребенка готовят к
школьному обучению в детском саду или специальной группе (в Доме творчества
детей и молодежи, частной подготовительной группе и т. д.), после болезни ему
трудно снова начать работать вместе со всеми, пусть и в игровой форме, — он
отстал от сверстников. Образуются пробелы в знаниях, ликвидировать которые без
умелой помощи родителей очень сложно.
Редко, но
встречаются случаи педагогической запущенности в благополучных семьях, где
ребенка, не абсолютно здорового, но и не особенно больного, боятся перегрузить
занятиями. Избыток заботы, постоянный страх за здоровье ребенка могут привести
и к отсутствию должной подготовки, и к избалованности, лени, нежеланию «напрягаться»
ни при каких обстоятельствах. Последний эффект наблюдается и у совершенно
здоровых детей, воспитывающихся по принципу «кумира семьи».
Педагогическая
неготовность к школе обычно сочетается у первоклассников с психологической
неготовностью, по крайней мере, по каким-то ее параметрам.
Педагогически
запущенные дети имеют нормальное интеллектуальное развитие, иногда даже высокие
потенциальные способности в некоторых областях. Но из-за отсутствия необходимой
базы (знаний, умений, навыков) они не могут проявить свои сильные стороны в
процессе обучения и производят впечатление учеников малоспособных или умственно
ограниченных.
Причиной
школьной неуспеваемости, широко представленной в начальных классах, может быть
низкая обучаемость. Под обучаемостью понимается общая умственная
способность к усвоению знаний. Как показали Н. А. Менчинская и З. И. Калмыкова,
обучаемость — это комплекс интеллектуальных свойств, от которого зависит
продуктивность учебной деятельности: обобщенность, осознанность, гибкость,
устойчивость и самостоятельность мышления, восприимчивость к помощи. Одним из
показателей высокой обучаемости становятся быстрота и легкость усвоения
учебного материала.
Низкая
обучаемость характерна для детей с задержкой психического развития и умственно
отсталых.
Дети
с задержкой психического развития оказываются как бы промежуточным звеном между нормально
развивающимися и умственно отсталыми. Они неплохо воспринимают помощь, но им
необходимо обучение по специальным программам и в более медленном темпе. Со
временем при наличии коррекционной работы они «догоняют» своих благополучных
сверстников.
Кроме
названных детей неуспевающими в 1-м классе могут стать ученики с плохим
зрением, слухом или речью, т. е. с нарушениями анализаторных систем. Даже при
относительной психологической готовности к школе ученики начинают отставать в
учении из-за того, что не видят написанное на доске или не слышат всего, что
говорит учитель. В легких случаях процесс обучения таких детей в классе можно
достаточно успешно организовать, посадив их на первые парты и уделяя им больше
внимания. В более тяжелых случаях, при значительных нарушениях, учеников
переводят в специальные школы — для глухих, слабослышащих, слабовидящих, детей
с нарушениями речи.
Редко,
но встречаются первоклассники, не успевающие из-за недостаточного развития
образного мышления. А. Л. Венгер называет их «вербалистами»: у них прекрасно
развита речь. Высокий уровень речевого развития и хорошая память проявляются
при «вербализме» на фоне недостаточного развития восприятия и мышления. Обычно
дети рано овладевают сложными грамматическими конструкциями, имеют богатый
словарный запас, могут воспроизводить «взрослые» фразы; благодаря этому их
часто считают вундеркиндами. В то же время, предпочитая чисто словесное общение
со взрослыми, они недостаточно включаются в практическую деятельность, деловое
сотрудничество с родителями и игры с другими детьми. «Вербализм» приводит к
односторонности в развитии мышления, неумению работать по образцу, соотносить
свои действия с заданными способами и некоторым другим особенностям, не
позволяющим успешно учиться в школе. Коррекционная работа с этими детьми
довольно быстро дает высокие результаты; она требует возврата к видам
деятельности, характерным для дошкольного возраста, — игре, конструированию,
рисованию и т. д., способствующим прежде всего развитию образного мышления.
Значительные
трудности в учении, а затем и неуспеваемость могут быть вызваны некоторыми
личностными особенностями учеников. Это главным образом тревожность и демонстративность. Демонстративность — черта, связанная с
повышенной потребностью в успехе и внимании окружающих.
Если первоклассник учится не блестяще и не
вызывает восхищения своими школьными успехами, он начинает удовлетворять свою
слишком сильную потребность во внимании другими способами: аффективно, с
театральными эффектами, а иногда и с агрессивностью нарушает принятые в школе
правила поведения. Негативизм распространяется не только на дисциплинарные
нормы, но и на чисто учебные требования учителя. Не принимая учебные задачи,
периодически «выпадая» из процесса обучения, ребенок не может овладеть нужными
знаниями и умениями и успешно учиться. Становясь неуспевающим, он играет в
классе роль хулигана или клоуна.
Источником
демонстративности, ярко проявляющейся уже в дошкольном возрасте, обычно становится
недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье
заброшенными, «недолюбленными». Но бывает, что ребенку оказывается достаточное
внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в
эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не
безнадзорными, а, наоборот, наиболее избалованными детьми.
Дети с такой негативистской
демонстративностью, нарушая правила поведения, добиваются необходимого им
внимания. И пусть это недоброжелательное внимание (раздражение, замечания,
нотации), все равно оно служит подкреплением данной черты. Ребенок, действуя по
принципу «Лучше пусть ругают, чем не замечают», извращенно реагирует на
порицание и продолжает делать то, за что его наказывают.
Таким
детям желательно найти возможность самореализации. Лучшее место для проявления
демонстративности — сцена. Помимо участия в концертах и спектаклях детям
подходят другие виды художественной деятельности, в частности изобразительная.
Но самое главное — снять или хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм
поведения. Задача взрослых, причем очень трудная, — обходиться без нотаций и
назиданий, не обращать внимания на легкие проступки, как можно менее
эмоционально делать замечания и наказывать за крупные.
Поздняя
неуспеваемость появляется в средних классах. В это время усложняется школьная
программа, учиться становится труднее. Вместо одного учителя в класс приходят
разные преподаватели, с разными требованиями, к которым нужно
приспосабливаться. Небольшая часть детей, удовлетворительно или хорошо
учившихся раньше, в этой ситуации резко снижает уровень успеваемости. Это могут
быть дети с высокой обучаемостью, подготовленные к школе лучше многих
одноклассников. Учиться им было
достаточно легко: они достигали успеха без большого труда, приобрели
относительно высокий статус в классе и соответствующую самооценку. Когда
требования возрастают, а умения и желания трудиться нет, ученики перестают
получать привычные поощрения. Учебные неудачи, необходимость снова завоевывать
авторитет приводят к изменению учебной мотивации. Происходит перелом в
отношении к учению, иногда возникает стремление уйти из школы.
Нежелание
учиться приводит к неуспеваемости и бывших троечников. Переход в средние классы
совпадает с началом подросткового возраста, переключением интересов на общение
со сверстниками. Иногда учеба запускается из-за того, что большая часть времени
посвящается делу, которым подросток бурно увлекается.
Если
ученик любого возраста отстает в учении, необходимо прежде всего установить
причину неуспеваемости. Учителя и родители могут оказать ему эффективную помощь,
лишь зная истоки этого явления. Как писала Н. А. Менчинская, «за
неуспеваемостью того или иного ученика стоит сложная индивидуальность с
присущей ей своеобразной историей развития».
Существует
идея Ю.К.Бабанского о предупреждении неуспеваемости. Для этого необходимо
внимательно наблюдать за своими учащимися, чтобы уловить момент, когда она
только-только возникает. Известна замечательная фраза: «Болезнь легче
предупредить, чем лечить». Эта цитата как нельзя лучше подходит к такому
сложному педагогическому явлению, как неуспеваемость.
Итак, неуспеваемость школьников
закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в
которых протекает их развитие. Важнейшим из этих условий педагогика признает
обучение и воспитание детей в школе.
Неуспеваемость
школьника становится очевидной,
когда присутствуют следующие признаки:
·
не стремится получать новые знания,
·
пассивен и/или в панике при возникновении каких-либо трудностей,
·
не стремится расширять свои знания, совершенствовать умения и
навыки,
·
не оценивает свои достижения или оценивает их необъективно.
В большей степени неуспеваемость
связана с психологическими особенностями личности ребенка. Для того, чтобы
работа с отстающими детьми стала эффективной, надо, прежде всего, выявить
конкретные психологические причины, мешающие полному усвоению знаний каждым
учеником.
Один из способов
улучшения учебной деятельности - это стимуляция и поддержка разнообразной
познавательной активности ребенка, положительное эмоциональное подкрепление
различных ее проявлений, создание условий для ее развития.
Одна из главных задач учителя,
столкнувшегося в своей практической деятельности с данной проблемой -
восстановить у ребенка желание учиться. У человека существует врожденная
потребность «извлекать смысл из окружающего нас мира и делать это при
произвольном контроле». [1;347] Но на то, чтобы извлечь смысл из проходимого
школьником учебного материала требуется время, для осознания требуется
определенной время, а при современном темпе обучения в школе это почти
невозможно. Неосознанный, неосмысленный материал превращается в фикцию и
приводит к внутреннему недовольству или же протесту. Следовательно, потребность
у ребенка в познании снижается, ему становится и неинтересно, и не нужно. Или
же наоборот, причиной неуспеваемости может быть насильственное насаждение идей
и знаний, ограничение, жесткий внешний контроль в познавательной деятельности
ребенка, часто усугубляемый негативными оценками его личности и ума при
ошибочных действиях, которые ошибочными являются часто только с точки зрения
взрослого, не умеющего или не желающего вникнуть в ход детского суждения.
Некоторые педагоги говорят о том, что бывает, что человек боится осознать свою
ошибку, уходит от решения проблем, что тоже негативно сказывается на
развивающейся личности школьника и ведет к интеллектуальной пассивности.
На первый план в работе с неуспевающими
школьниками выдвигаются воспитательные
и развивающие педагогические воздействия. Целью работы с неуспевающими
признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но
одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно еще и
потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них
отставать. Допускается временное снижение требований к неуспевающим школьникам,
что позволит им постепенно наверстать упущенное. [2;153] Современная гуманистическая
педагогика говорит о том, что позицию воздействия современный педагог старается
сменить на позицию взаимодействия, педагогической поддержки и сотрудничества. Это позволяет более плодотворно и
успешно вести учебно-воспитательный процесс в школе.
Плодотворными
представляются пути перевоспитания отношений, предложенные в некоторых педагогических и психологических
работах: поставить перед учеником такие доступные для него задачи, чтобы он мог
достигнуть успеха. От успеха, даже самого незначительного, может быть проложен
мост к положительному отношению к учению. [2;154] Так сказать, один из
основополагающих принципов гуманной педагогики в действии: принцип педагогического оптимизма.
Очень важно своевременно выявить
причины неуспеваемости и устранить их. Если в младших классах у ребенка не
выработались навыки учебных действий и желание учиться, то с каждым годом
трудности в обучении будут расти, как снежный ком. Тогда родители обращают
внимание на состояние ребенка и начинают в срочном порядке брать репетиторов.
Но, как правило, бывает поздно. У ребенка уже сформировалось негативное
отношение к процессу обучения, он не понимает большинства предметов и не желает заниматься даже индивидуально с
репетитором. [3;206]
Для того, чтобы
ребенок хорошо учился, необходимы, по меньшей мере, четыре важных условия:
1) отсутствие существенных недостатков умственного
развития;
2) достаточный культурный уровень семьи или хотя бы стремление к достижению такого уровня;
2) достаточный культурный уровень семьи или хотя бы стремление к достижению такого уровня;
3) материальные возможности удовлетворения важнейших
духовных потребностей человека;
4) мастерство учителей, работающих с ребенком в школе.
Существует высказывание ирландского
англоязычного поэта и драматурга Уильяма Батлера Йейтса, который говорил:
«Образование - это не заполнение ведра водой, а зажжение огня» [4].
Следовательно, необходимо, чтобы те люди, которые окружают ребенка, «разожгли в
нем огонек», то самое стремление, интерес, страстное желание жить и познавать
мир, в котором еще столько таинственного и неизведанного.
Комментариев нет:
Отправить комментарий