пятница, 26 сентября 2014 г.

Дети с ранним детским аутизмом (неконтактные дети)


Ограниченное товарищество ребенка может быть следствие разных причин: боязнь, пугливость, эмоциональные нарушения (депрессии), незначительные потребности в общении.
Характеристика особенностей мало контактных детей:
1)неумение организовать совместную игру и установить дружеские отношения со сверстниками;
2)отсутствие чуткости к людям, равнодушие к проявлениям любви, физического контакта;
3)негативные реакции на приветствия;

4)недостаточность очного контакта и мимического реагирования;
5)повышенный уровень тревоги от контакта с другими людьми;
Ряд особенностей детей с синдромом раннего детского аутизма:
- неподвижный или «несквозной» взгляд;
- не любит физический контакт, избегает объятий;
- неадекватная реакция на новое;
- отсутствие контакта со сверстниками (не общается, попытки убежать);
- любит звуковые игрушки и те, что двигаются;
- агрессия к животным, детям, аутоагрессия;
- задержка навыков жевания, самообслуживания;
- отказ от общения, эхолалии, речь о себе от третьего лица;
Помощь ребенку: занятия с психологом, обеспечение вниманием и любовью, чувство безопасности, привлекать к дотрагиваниям, мимическим реагированиям, самостоятельности, музыке, стихов, складывания пазлов.
Коррекционная работа при аутизме.
Коррекционная работа с аутистами ориентировочно разделяется на два этапа.
Первый этап: «Установление эмоционально контакта, преодоление негативизма в общении со взрослыми, нейтрализация страхов».
Взрослым следует помнить о 5 «нет»:
- не говорить громко;
- не делать резких движений;
- не смотреть прямо в гала ребенка;
- не обращаться на прямую к ребенку;
- не быть через чур активным и навязчивым.
Для установления контакта необходимо найти подход, которые отвечает возможностям ребенка, вызвать его на взаимодействие со взрослым. Контакты и общение базируется на поддержке элементарных, не соответствующих возрасту, эффективных проявлениях и стереотипных действиях ребенка посредством игры. Для организации начальных этапов общения взрослый должен спокойно и сосредоточенно заниматься чем-либо, например, что-то рисовать, складывать мозаику и т.д. Требования в начале должны быть минимальными. Успехом можно считать то, что ребенок не отходит от взрослого, пассивно следит за действия взрослого. Если ребенок не выполняет задания, его внимание следует переключить на более легкие, нельзя давить, доводить ребенка до негативной реакции. После окончания задания необходимо вместе порадоваться успеху. Для поднятия настроения организовываются игры с эмоциональными проявлениями: музыкой, светом, водой, мыльными пузырями. Эмоциональный дискомфорт ребенка снижается путем постоянно контроля. Одним из показателей такого состояния является моторика, сила голоса, усиление стереотипных движений.
Смягчению страхов способствуют специальные игры, в которых подчеркивается безопасность ситуации.
Необходимо правильно подбирать игры, книжки, стихи, отбрасывая те, которые могут эмоционально травмировать ребенка.
Второй этап: «Преодоление трудностей целенаправленной деятельности ребенка».
Обучение специальным нормам поведения, развитие способностей.
Для детей с аутизмом очень важна целенаправленная деятельность. Они быстро утомляются, отвлекаются, даже от интересных занятий. Предупреждению этого способствует частая смена видов деятельности и учет пожеланий и готовности ребенка взаимодействовать с педагогом. Содержательной стороной занятий с ребенком является деятельность, которую он любит, которая поддерживает состояние приемлемых  сенсорных ощущений, т.е. необходимо учитывать интересы ребенка.
В начале работы с ребенком активно обыгрываются его стереотипы.
Во время обучения взрослый находится сзади ребенка, незаметно помогает, создает чувство самостоятельности выполнения действий.
Необходимо дозировать похвалу, чтобы не выработать зависимость от подсказки. Неадекватная реакция у ребенка свидетельствует о переутомлении или непонимании задачи.
У ребенка с аутизмом есть специфическая потребность в сохранении постоянства в обстановке, следовании заведенному порядку. Необходимо использовать режим, расписание, картинки, рисунки, чередовать труд и отдых.
Специфические приемы следует использовать для социальной адаптации. Взрослый должен не только заинтересовать ребенка, а понять внутренний мир, встать на позицию понимания реальности.
Прежде всего корректируется эмоциональная сфера. Эмоциональные процессы в норме являются той сферой психического бытия, которая заряжает и регулирует все остальные функции: память, внимание, мышление и т.д. К сожалению, у детей-аутистов с большими усилиями формируются высшие чувства: сочувствие, сопереживание. Не формируется у них правильное эмоциональное реагирование в различных ситуациях.
На основе результатов обследования ребенка составляется индивидуальная карта коррекции.
 Рекомендации учителям:
-  Установите позитивный эмоциональный контакт.
-  Используются стереотипы ребенка.
- Обучать ребенка языку чувств, фиксировать внимание на эмоциональном состоянии людей и животных.
- Обучать поведенческой этике на эмоциональной основе, анализировать мир эмоций. В дальнейшем развитие творческих способностей и представлений позволяет ребенку адекватно воспринимать литературные сказки.
- Педагогам не следует использовать травмируемые слова «ты испугался…», «не вышло…». Задача педагога – предупредить нарастание негативизма, преодолеть коммуникативный барьер.
- Одним из направлений работы является социально-бытовая адаптация детей, формирование навыков самообслуживания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий