«История Ирбитского завода спецтехники» (390 –летию Ирбита, посвящается)
Ирбит - старинный уральский город с богатой историей, с большим ансамблем старинных зданий. Я живу и учусь в самом сердце ярмарочных переливов прошлого, на территории архитектурного комплекса, бывшего гостиного двора.
Жизнь моей семьи неразрывна связана с Ирбитским заводом спецтехники, на котором много лет проработали мои родные.
В этом году г. Ирбит отмечает 390 лет со дня основания. И мне захотелось узнать историю завода, на котором работает мой папа.
Оказывается, своему появлению завод обязан Уральскому машиностроительному заводу и за своё существование, а это 91 год, несколько раз менял своё название, выпускаемую продукцию, неизменно оставалось только одно, это его территория.
Школа-завод
В 1928 году на Урале началось строительство будущего гиганта страны –
Уральского машиностроительного завода. Ирбит стал кузницей кадров для этого завода. Именно на территории бывшего гостиного двора разместилась ирбитская школа-завод. 06 августа 1930 года она открыла двери для рабочей молодёжи.В период с 1930 по 1932 годы школа-завод подготовила более 3000 квалифицированных специалистов.
Ирбитский торфмашзавод
В 1932 году школа-завод была передана в состав треста «Союзторфмаш» и с 1 января 1933 года завод стал первым в стране предприятием по производству торфодобывающих машин, которые раннее закупались за границей.
6 сентября 1933 года на Ирбитском торфмашзаводе изготовили первую отечественную торфодобывающую машину «Багер», качество машины соответствовало мировым стандартам. Так же в это время завод выпускает и другую продукцию для нужд молодой страны.
Ирбитский подшипниковый завод.
05 марта 1937 года завод торфянного
машиностроения передали в ведение «Союзшартрест», и он стал готовиться к
выпуску необходимых стране подшипников. В 1937 году завод начал выпуск
подшипников и был переименован в Ирбитский подшипниковый завод.
Ирбитский автоприцепный завод
Страна развивалась. Для перевозки народнохозяйственных грузов появилась
необходимость в автотракторных прицепах. 19 ноября 1939 года Ирбитский
подшипниковый завод был передан «Глававтоприцепу». Перед заводом была
поставлена новая задача -организовать производство автотракторных прицепов
грузоподъемностью 3 тонны.
Сегодня можно только гордиться теми людьми, которые создали завод. В 1939-40 годах было выпущено 4735 прицепов. Завод специализировался на выпуске автомобильных прицепов и на тот период времени был ведущим предприятием города. Сила духа, желание трудиться, создавать своими руками будущее и верить в процветание страны - такими были наши прадеды, деды, прабабушки и бабушки.
С началом Великой Отечественной войны в 1941 году завод начал перестройку всего производственного процесса. Продукция завода была востребована на фронте. В период с 1941 по 1945 годы было изготовлено 28339 прицепов, 9149 походных кухонь, сотни тысяч боеприпасов.
Из 1065 тружеников завода ушедших на фронт 315 погибли на полях сражений. В честь 30-летия Победы советского народа над фашисткой Германией работники завода воздвигли обелиск боевой и трудовой славы, на котором увековечили имена погибших заводчан.
В послевоенные годы коллектив завода стремился удовлетворить непрерывно растущие потребности народного хозяйства в автомобильной технике. Качество выпускаемой продукции, было на высоком уровне, что позволило экспортировать продукцию в 19 стран мира.
Меняются условия жизни, и к сожалению, на сегодняшний день спрос на продукцию завода падает, поэтому в среднем за месяц завод изготавливает 13 прицепов, 40 полевых кухонь. Это зависит от заказа.
Можно сделать вывод, что «Ирбитский завод спецтехники» являлся одним из градообразующих предприятий города Ирбита и он связан с историческими событиями города и страны. Работая над проектом я узнал, что Автоприцепный завод в 80-е годы оказывал шефскую помощь нашей школе.
Я убедился, насколько интересна история нашего города. Что жители города чтут её и берегут наследие наших предков. Сколько ещё исторических объектов можно изучить.
Любите и изучайте историю нашего города!
Артём Лавелин, ученик 4б класса.
Классный руководитель : Ю.В. Смирнова
Полевая кухня изготовленная мной из подручных материалов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий